Рабочие АвтоВАЗа просят у Путина увеличения зарплаты

Текст: Дмитрий Трещанин

«25 тысяч — это реально!». Еще недавно плакаты с этим лозунгом украшали улицы Тольятти. В 2007 году экономика росла, а с ней — и зарплаты, а кризисом даже не пахло. Предвыборное обещание партии власти поднять заработки на заводе вдвое-втрое не казалось невыполнимым. Прошло три года. За это время, как отмечают активисты независимого профсоюза «Единство», зарплаты упали, а с автогиганта сократили каждого десятого.

В 2007 году на заводе уже объявляли забастовку с лозунгами «Единой России». Партии власти пришлось открещиваться от предвыборных обещаний. Теперь эту тему вновь поднимают активисты профсоюзов. Они обращаются к Владимиру Путину, и как к лидеру «Единой России», и как к премьеру, росчерком пера поднявшим зарплату шахтерам в Кузбассе.

«Мы с удивлением наблюдали по центральному телевидению, как вы с губернатором Кемеровской области А. Тулеевым обсуждали решение вопроса о повышении заработной платы шахтерам. Вы решили установить нижний предел месячной зарплаты шахтера не менее 40 тысяч рублей», — пишут активисты независимого профсоюза. - «Просим установить нижний предел месячной заработной платы низкоквалифицированного рабочего «ОАО АвтоВАЗ» не ниже 25 тысяч рублей, при этом сохранить существующую тарифную систему дифференциации заработной платы работников».

«В нашей стране, к сожалению, все реже конфликты между работниками и работодателями решаются с помощью законодательства, все чаще в такие конфликты вовлекаются представители действующей власти РФ. Такие методы применяются обычно в тоталитарной системе организации общества», — считают авторы письма.

Как сообщает газета «Коммерсантъ», глава официального профкома «ОАО АвтоВАЗ», Николай Карагин, входящий в совет директоров завода, назвал обращение «популизмом», по сути посоветовав его авторам лучше работать. По его словам, в 2008 году, когда завод произвел почти 1 млн автомобилей, средняя зарплата доходила до 22 тысяч рублей. В феврале 2010 года она составляла 13 тысяч, а сейчас — 17,7 тысячи рублей. По мнению Карагина, увеличить доходы заводчане смогли за счет того, что предприятие загружено, появились рабочие субботы и новая система премирования (для рабочих — за качественное выполнение плана, для всех — за оптимизацию производства). Однако оперативно связаться с Николаем Карагиным не удалось.

Напомним, что в последние несколько лет АвтоВАЗ находится в предбанкротном состоянии. При этом производство неоднократно останавливалось из-за падения спроса на продукцию. В 2009-2010 году государство помогло заводу деньгами, перечислив для расчета с кредиторами и модернизацию 70 млрд рублей. АвтоВАЗ постоянно сокращает рабочих — на данный момент уволено 14 тысяч человек. До кризиса на предприятии числилось около 110 тысяч работников.

Однако, по итогам второго квартала 2010 года АвтоВАЗ показал прибыль – 1 млрд рублей, тогда как еще в первом квартале предприятие отчитывалось об убытке в 2,6 млрд рублей. Как отметил президент АвтоВАЗа Игорь Комаров, предприятию помогла запущенная в марте программа утилизации автомобилей. Она обошлась бюджету втрое дешевле адресного финансирования завода.

Сразу после запуска программы утилизации продажи АвтоВАЗа выросли на 13% и в апреле вернулись на докризисный уровень (52 тысячи машин). На модели Lada приходится более 80% продаваемых по программе утилизации автомобилей.

По итогам полугодия АвтоВАЗ остался в убытке (1,58 млрд), но его размер сократился почти в девять раз по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (14,2 млрд рублей).

Полученная прибыль не означает, что государство свернет программу прямой помощи АвтоВАЗу — бюджет перечислит заводу еще 10 млрд рублей, и при этом предприятие по итогам года, согласно международным стандартам отчетности, все равно останется убыточным.

Один из авторов письма, руководитель независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Петр Золотарев рассказал, что их побудило обратиться к Владимиру Путину.

— Разве Путин должен решать, какая зарплата будет у рабочего на конвейере?
— Мы увидели по телевидению, что Владимир Путин с Аманом Тулеевым решали вопрос о минимальной заработной плате на шахте «Распадская», вообще о зарплате шахтеров по региону. Им решили установить 40 тысяч. Это нормальные деньги, это хорошо.

Но вопрос в другом. Разве так решаются трудовые отношения? Что, у нас премьер-министр будет всем зарплату устанавливать? Раз такие правила игры, давайте и нам.

Мы пишем о том, что мы сторонники другого порядка. Гражданское общество строится на взаимоотношениях сторон, столкновении интересов групп людей. В нашем случае — интересы работников и интересы работодателей. Государство тут должно только регулировать возможности и права сторон, балансировать их силы. А мы уже договоримся, используя те инструменты, которые у нас есть.

Сейчас в нашей стране профсоюзы не могут воспользоваться правом на забастовку, они не могут участвовать в переговорах о заключении коллективного договора — я имею в виду реально действующие независимые профсоюзы. Члены таких профсоюзов преследуются, Конституционный суд решил, что надо лишить полномочий выборных представителей, теперь работодатель может уволить их по любому поводу.

Это называется дисбаланс — сторона работника потеряла силу и возможность влиять на работодателя, а вот работодатель стал полновластным хозяином. Это неправильно, мы бы хотели, чтобы государство занималось защитой прав профсоюзов.

— Почему 25 тысяч, не больше, не меньше?
— Мы эту зарплату требуем с 2007 года, у нас даже стихийная забастовка была в августе 2007 года с этим требованием. Так как зарплата маленькая, жить на деньги, которые платят сейчас и платили тогда, невозможно.

А тогда в марте 2007 года партия «Единая Россия» на местных выборах выходила с лозунгом «Зарплата 25 тысяч — это реально!» Ну так пускай отвечают за свои слова!

— А на самом ВАЗе сейчас что происходит? Недавно была новость, что завод показал прибыль после длительного периода убытков.
— Ситуация удручающая. Объем работы вырос, и его перекладывают на людей, оставшихся на заводе после массовых увольнений. Сейчас объявили о том, что увольнения будут продолжаться — до конца этого года планируют сократить еще 6 тысяч человек. Так как сейчас спрос на автомобили временно поднялся, и нужно было увеличить объем производства, они вынуждены были набирать людей.

Опять кинули клич — «специалистов возвращаем на АвтоВАЗ», потом временно набрали на работу учащихся и студентов, платят им очень мало.

Сейчас вот появилась прибыль — миллиард рублей. Почему бы с нее не увеличить зарплату? Сократились расходы, уменьшилась численность рабочих, избавились от каких-то непрофильных объектов. Так давайте, увеличивайте зарплату, есть такая возможность.

— А руководство как-то обещает зарплату поднять в обозримой перспективе, звучат какие-то предложения?
— Нет, ничего такого нет. Недавно я пробовал запросить перспективный план развития АвтоВАЗа до 2020 года: мы хотели обсудить в трудовом коллективе их предложения. Вообще, учитываются ли в нем интересы работников. Не дали, отказали. Секретная информация.

Так ВАЗ это практически оборонная промышленность, судя по владельцу. Такие деньги — 25 тысяч рублей рабочий, не управленец, не «белый воротничок» может заработать? Если учитывать дополнительные выплаты, премии, все-все-все? Вообще, какие сейчас зарплаты на заводе?

По моим данным самая низкая зарплата, у неквалифицированного рабочего где-то 8-10 тысяч, а официально объявленная средняя зарплата по заводу, с учетом выплат руководству, в районе 16 тысяч.

— А если не учитывать «белых воротничков»?
— Тысяч 12-14.

— Такое ощущение, что раньше, в 2007-м, например, зарплаты были повыше.
— Я тоже так думаю.

— А что стало с сокращенными с завода? Были слухи, что людей хотят устроить куда-то в Ленинградскую область, в Тихвин, чуть ли не в Пикалево. Даже была информация, что вот-вот несколько семей переедут. Что-то было реализовано из этих планов?
— У нас создали два дочерних предприятия — «Реформинг-центр» и «АвтоВАЗ-Перспектива». Первое занимает демонтажем оборудования, разбором, чем попало. Вот только что их работник жаловался — «я высококвалифицированный слесарь-ремонтник, меня перевели сюда, заставляют быть маляром, чистильщиком, всякой ерундой заниматься».

Я знаю, что рабочих, которые демонтируют одну из линий старого конвейера, привлекают на сбор на главный конвейер, потому что работать уже некому.


Оригинальный текст: «Свободная пресса»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс