Фанфары стоимостью в 12 миллиардов

Уже почти две недели, как сообщение по новому железнодорожному обходу вокруг березниковского Провала закрыто. И если открывали его с помпой на всю страну, с участием президента ОАО «РЖД», губернатора Пермского края, владельца «Уралкалия» и других важных персон, поздравляя всех с избавлением от транспортной изоляции, постигшей север Пермского края из-за аварии на БКПРУ-1 «Уралкалия», то закрыли как-то по-тихому.

А потому что: вдруг кто-нибудь спросит, где 12 миллиардов рублей, потраченных на строительство 53-х километров железнодорожного обхода, из которых половина – бюджетные? Дорога, по которой нельзя ездить – это не дорога, а вещественное доказательство.

5 апреля ГКУ «Гражданская защита» сообщило, что днём ранее на железнодорожном перегоне Соликамск-Яйва, в 30-ти километрах от Березников, сошли с рельсов два вагона поезда № 604, в одном из них находились осуждённые. «В результате происшествия никто из пассажиров и сотрудников ГУФСИН России по Пермскому краю не пострадал. Нарушений со стороны «спецконтингента» не выявлено, задержки движения не было», – известили информационные агентства. – «Причины схода с рельсов выясняются».

На этом всё и успокоилось. Такая авария без жертв – это как бы не катастрофа, а простое происшествие, может, там молоток кто на рельсе забыл или вагонное колесо треснуло, мало ли. Специалисты выяснят. Некоторые СМИ поинтересовались ещё, не сбежал ли кто из заключённых в нештатной ситуации. «Нет, всё в порядке», – ответили им.

И только те жители и гости Северного Прикамья, которым довелось в эти две недели путешествовать на поезде «Березники-Свердловск», не могли понять: почему при подъезде к Березникам стал виден Провал (вернее, озеро на его месте)? Это же закрытая даже для товарных поездов территория? И каждый думал, что это только их поезду «так повезло», не подозревая, что с 4 апреля все поезда идут мимо Провала.

ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ…
Разберёмся, что случилось 4 апреля на 196-м километре перегона «Соликамск-Яйва», того самого 53-километрового железнодорожного пути в обход калийных полей, который был торжественно сдан в эксплуатацию 20 декабря прошлого года.

В распоряжении «Иной газеты» оказался следующий документ:

«Техническое заключение
по случаю схода вагонов в пассажирском поезде № 604 на перегоне Разъезд 200км – Разъезд 184км Пермского отделения Свердловской железной дороги.
05 апреля 2010г. г. Березники

04 апреля 2010 года в 15 часов 13 минут на 196 км пикет 6 перегона Разъезд 200км – Разъезд 184км однопутного электрифицированного участка Яйва - Соликамск Березниковской дистанции пути Пермского отделения Свердловской железной дороги в пассажирском поезде № 604 сообщением Березники – Свердловск с электровозом ЧС2 № 918/920 под управлением локомотивной бригады депо Пермь-Сортировочная в составе машиниста Шардина А.Ф., 1961 года рождения, в должности с 1986 года, 1-й класс квалификации, 1-я группа профотбора, талон предупреждения № 1 и помощника машиниста Куликова П.Н. 1957 года рождения, в должности с 1993 года, имеющего права управления, 1-я группа профотбора, талон предупреждения № 1, при скорости 39 км/час в режиме выбега в прямом участке пути допущен сход с рельсов 1-ой колесной пары 2-ой тележки 9-го по ходу движения вагона с последующим сходом всех колесных пар и 2-ой тележки 8-го вагона.

В результате схода повреждено 150 метров пути и 2 вагона в объеме текущего ремонта.

Для определения причин схода проведена комиссионная проверка технического состояния вагонов и локомотива, инструментальный промер и осмотр пути на подходах к месту схода и на месте схода. Проанализирован режим ведения поезда и управления тормозами.

В ходе расследования нарушений режима ведения поезда и управления автотормозами со стороны локомотивной бригады не установлено. Электровоз ЧС2 № 918/920 приписки локомотивного депо Пермь-Сортировочная эксплуатируется в технически исправном состоянии.

Поезд № 604 сообщением Березники- Свердловск сформирован в ЛВЧД Пермь.

Вагон № 07651409 приписан ЛВЧД-2 Пермь-2 Свердловской РДОП, ТО-3 проходил 25.03.2010 в ЛВЧД-2 Пермь-2, ДР проходил 25.09.2009 в ЛВЧД-2 Пермь-2, КР-1 проходил 14.09.2006 в ЛВЧД-3 Свердловск, построен 01.08.2000 Тверским ВСЗ.

Вагон № 07676224 приписан ВЧДЭ-18 Березники-Сортировочные НДОППР СВЖД, ДР проходил 25.02.2010 в ЛВЧД-2 Пермь-2, ТО-3 проходил 17.02.2008 в ВЧДЭ-18 Березники-Сортировочные, КР-1 проходил 23.01.2006 на Волгоградском ВРЗ, построен 30.01.1990 Тверским ВСЗ.

Характеристика пути на 196 км: класс 3Д4, балласт щебеночный, эпюра шпал 1840 штук на один километр, грузонапряженность 6,5 млн. тонн брутто/год, пропущенный тоннаж 0,1 млн. тонн брутто, установленная скорость 60 км/час, прямой участок, на спуске 10,8‰ , рельсы типа Р65, путь бесстыковой, плеть № 196 уложена 09.12.2009 года при температуре –26 градусов. Путь уложен в 2009 генеральным подрядчиком – Свердловской дирекцией по ремонту пути – филиал Центральной дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД», и введен в эксплуатацию на основании акта от 23.12.2009 № ЦУКСК-19. Движение поездов на участке Яйва – Соликамск осуществляется в соответствии с распоряжением № НГ-251р/ДКС от 16.12.2009, подписанного представителем заказчика - главным инженером Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Набойченко И.О. Основание: СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520мм» (п.3.12; 3.14); акт приемки законченного строительством объекта; распоряжение Ростехнадзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативной и проектной документации; акт приемки во временную эксплуатацию; разрешение на ввод объекта в постоянную эксплуатацию.

08 марта 2010 путеизмерительным вагоном ПС-078 на 492 метре 196 километра выявлен перекос II степени 17мм/19м. На не стабилизированном земляном полотне 23 марта перекос достиг III степени 21мм/18м и дополнительно появилось сочетание с отступлением по направлению в плане II-ой степени на 490 метре 27мм/32м.

04 апреля 2010 температура воздуха в 15 часов 13 минут: +15 градусов, рельса +24 градуса.

В ходе расследования на месте установлено, что работы по вводу рельсовых плетей в расчетный температурный интервал проводились работниками ПМС-168, руководитель работ прораб Калабин Е.В., при недостаточном контроле со стороны командного состава дистанции пути. Работы 1-го этапа по вводу плетей в оптимальный температурный режим выполнялись 02.03.2010 с использованием гидравлического натяжного устройства. При производстве работ не было обеспечено совпадение промежуточных расчетных рисок с контрольными до 50мм на 585 метрах. В результате при достижении температуры рельсовой плети + 24 градуса и возникших дополнительных напряжений от подвижного состава произошло резкое нарушение устойчивости бесстыкового пути, приведшее к его выбросу с последующим сходом вагонов.

Начальник Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» Киреевнин А.Б.»

Первая очередь железнодорожного обхода была построена и сдана в эксплуатацию на 10 месяцев раньше намеченного срока. Спешили, конечно, из благих побуждений: скорее дать верхнекамским предприятиям транспортный путь. Но получилось как сказал Черномырдин. Одни спешили отчитаться, другие кое-как проверили и подписали, третьи понадеялись на русское «авось»… В результате 150 метров пути надо переделывать заново, и это только то, что на поверхности. И хорошо ещё, что сошли только два хвостовых вагона на небольшой скорости, что обошлось без жертв.

Зачем нам террористы? Мы сами справимся…

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ЭКСКУРСИИ! ТОЛЬКО В АПРЕЛЕ!
А что теперь? «Нарушений в расписании нет», – сказали мне в справочной вокзала станции Березники. А на мой вопрос, как же так, почему поезда мимо Провала ходят, ведь опасно же, а в поезде люди, мне ответили, что не знают, кто разрешил, но ходят. «Потихонечку».

Начальник станции Березники Павел Шабдаров тоже затруднился ответить, кто такое разрешил, и посоветовал обратиться с официальным запросом в пресс-службу Свердловской железной дороги. Так мы и сделали, и обязательно ознакомим с ответом наших читателей, когда он придёт. «Вряд ли до конца апреля откроется движение по новой ветке», – вздохнув, сказал Павел Шабдаров. – «Работы там много, а вторично на те же грабли никто наступать не хочет».

А пока пассажиры свердловского поезда прилипают к вагонным окнам, когда состав неспешно следует мимо «самого глубокого озера Урала». Грозя опрокинуть вагон, тем более что край Провала всего в шестидесяти с лишним метрах от временной железной дороги. Официальные пресс-релизы и железнодорожных ведомств, и городской администрации, призванной заботиться о безопасности людей, молчат об этом уникальном факте. Последнее сообщение, касающееся использования старой, 6-километровой железнодорожной ветки в обход Провала, березниковский штаб по недопущению негативных последствий техногенной аварии на БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» выпустил 19 декабря 2009 года: «За период с 11 по 17 декабря включительно по обходной железнодорожной ветке в сопровождении штатных аварийно-спасательных формирований было отправлено 3 состава с опасными грузами».

20 декабря было торжественно открыто движение по новому обходу, и поезда с грузами пошли по ней, естественно, без сопровождения «аварийно-спасательных формирований» и без ограничений по весу и скорости. А с 11 января запущено и пассажирское сообщение по новой ветке (до этого жители Березников и Соликамска могли уехать только со станции «Березники-Сортировочные»). И никогда, в заботе о людях, не допускали прохождение в непосредственной близости от Провала пассажирских поездов.

«Осмелели, что ли?» – задал риторический вопрос один из пользователей Берфорума, не веря проскользнувшей информации о таких «эксклюзивных экскурсиях на Провал». Нет, вероятнее всего, испугались. А вдруг кто-нибудь про 12 миллиардов напомнит?

P.S. Вот какой официальный комментарий получили мы от пресс-службы Свердловской железной дороги.
04.04.2010 в 15.10 московского времени на перегоне Разъезд 200 км – Разъезд 184 км однопутного электрифицированного участка Чашкино - Яйва произошел сход двух хвостовых вагонов пассажирского поезда № 604 сообщением Березники-Свердловск (почтово-багажный и спецвагон ГУФСИН). Причина схода – технологическая.

В настоящее время в Верхнекамье изменен маршрут следования грузовых и пассажирских поездов, что вызвано необходимостью проведения дополнительных плановых работ на 53-километровом участке, в том числе по обустройству водоотводов и профилактических работ по предотвращению возможной деформации земляного полотна на выходе из зимы.
На курсирование поездов по 6-километровому участку имеется заключение специалистов, разрешающее движение грузовых и пассажирских составов до конца 2010 года.


Автор – социальный обозреватель "Иной газеты – Город Березники"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс