Дело о покусанном милиционере

Текст: Яков Быков

В березниковском суде уголовной коллегии рассматривается дело, к которому приковано особое внимание правозащитников. С одной стороны милиционеры УВД Березников, с другой – бывший инспектор охраны 38-й колонии Наталья Желонкина. Березниковскую гражданку обвиняют в том, что, будучи совершенно трезвой, она покусала стража порядка.

А начиналось всё мирно. Ясным августовским вечером Наталья Желонкина с мужем готовились ко дню рождения дочери и бегали по магазинам, выбирая подарок. Неподалёку от Рябинового сквера встретили коллег Натальи по работе, супружескую пару Кузнецовых. Разговорились, решили присесть где-нибудь, мужики взяли по пивку. Было около восьми вечера, тепло, светло, вокруг люди, настроение отличное.

– Сидели, разговаривали, – рассказывает Наталья. – Конечно, мужики коснулись армии и заслуг перед Отечеством. Тут Кузнецов решил доказать, что легко поднимет моего мужа, который несколько крупнее его. Доказал – поднял. И оба повалились наземь. Под смех окружающих.

Ничто не предвещало беды.

– Откуда ни возьмись, появились люди в форме милиционеров и начали хватать за руки моего мужа, думая, что они с Кузнецовым дерутся, – продолжает Желонкина.

Что в этой ситуации сделал бы каждый из нас? Вероятнее всего, каждый попытался бы защитить родного человека, объяснив милиционерам, что вышло недоразумение. Собственно, Наталья это и предприняла.

«Ты, коза брянская, рот закрыла быстро!… Нажралась и ещё чего-то тут вякаешь!» Примерно эти слова (матерные выражения опускаем), как рассказывает Наталья, она услышала за своей спиной. Обернулась и вместо пьяного сапожника увидела двух женщин – офицеров милиции. Одна из них затягивалась сигаретой, откровенно глядя на неё.

ОФИЦЕРЫ, РОССИЯНЕ
Со слов Натальи, она сообщила достойным представительницам милицейского сословия, что, по её мнению, офицеры так не разговаривают. Офицеры в юбках, в свою очередь, продолжали настаивать на том, чтобы она «заткнулась и не вякала».

Наталья обратила внимание сотрудниц милиции, что они ведут себя не по уставу и поинтересовалась, давно ли на них (на милиционеров) писали жалобы, что несколько разозлило милиционерш.

Через несколько минут приехал милицейский УАЗик. Тогда Наталья сообразила, что домой попадёт не скоро и решила позвонить домой – предупредить детей, чтобы не волновались. «Но тут милиционеры поспешно выхватили телефон из моих рук. Один меня держал, а другой отбирал телефон. Я никогда раньше не думала, что такое возможно», – рассказывает Наталья.

ГРУЗИМ ЕЁ
Далее, по её словам, события развивались так.

«Вот эту забираем!» – прокричали сотрудницы милиции, указывая на Наталью. Прибывший наряд начал загибать руки женщине и тащить её в машину.

«Что ж вы делаете? Давайте сначала разберёмся!», – отбиваясь, кричала Наталья. Милиционеры ослабили хватку. В это время сотрудницы милиции разговаривали с четой Кузнецовых, уговаривая их уйти. «Тут стало ясно, что уже совсем не важно, кто прав, а кто виноват», – рассказывает Наталья. – ««Короче, грузим её!» – прокричала милиционерша. Мужа отталкивают в сторону, и меня опять заталкивают в УАЗик. За руки, за ноги, за волосы, как какого-то алкаша»!

ПОЕХАЛИ КАТАТЬСЯ
По словам мужа Натальи Желонкиной, один из милиционеров толкнул его и повалил на землю, чтобы надеть наручники, когда он решил вставить пару фраз в защиту супруги.

«Муж поднимает голову и кричит, что «сейчас мы все поедем, только без рук», – рассказывает Наталья. – «Тут милиционер, который надевал наручники, как даст ему со всего маху коленом по голове. Голова отскочила и ударилась об асфальт. Потекла кровь. Люди вокруг старались не обращать внимания на происходящее. Видимо понимая, что, если милиционеры кого-то бьют, значит, бьют бандита. Тут лучше не вмешиваться».

В итоге, в милицейский УАЗик погрузили супругов Желонкиных и гражданина Кузнецова, который тоже несвоевременно сделал какое-то замечание на действия милиционеров. Жену же Кузнецова отпустили домой, и УАЗик поехал в дежурную часть милиции, что на улице Мира.

НАЧАЛЬНИК, ТАЩИ ПРОТОКОЛ
Всех усадили в дежурной части. Не в «обезьянник», а прямо у стола дежурного милиционера. Наталья, по её собственным словам, выпила всю валерьянку, которая была у неё в сумке. Она смотрела на мужа, который истекал кровью, а руки уже посинели от наручников. «Я попросила, чтобы с мужа сняли наручники», – вспоминает Наталья Желонкина. – «Милиционер, который надевал их, подошёл с ключом. Но у него так дрожали руки, что он не мог попасть в замочную скважину».

Потом милиционеры вызвали начальника Натальи, которая, как читатель помнит, работала в 38-й колонии. С её слов, «когда он приехал, то сразу встал на сторону милиционеров, посчитав меня виновной во всём». В итоге женщина написала рапорт об увольнении по собственному желанию, и начальник уехал восвояси. Вероятно, он был сильно раздражён тем, что его вытащили из дома посреди ночи.

Задержанных отвезли на алкогольное освидетельствование. «Как показали приборы, я была трезвая», – рассказывает Наталья. – «А у мужа был алкоголь в крови. Не мудрено. Он же до всего этого сидел и пил пиво. Когда нас повезли обратно в отделение, я потребовала, чтобы мужа отвезли в больницу. «Надо будет, сами дойдёте», – услышала я в ответ».

ДОМОЙ
На часах было уже раннее утро. Только когда их привезли с теста на алкоголь, дали подписывать протокол. Наталья говорит, что с протоколом они были не согласны, так как в нём говорилось о сопротивлении сотрудникам милиции и их оскорблении. Так и написали, что «с протоколом не согласны». То же самое написал и гражданин Кузнецов, который тоже не подозревал несколькими часами ранее, что окажется в милиции из-за того, что пытался приподнять мужа Натальи.

После того, как с протоколом было покончено, всех отпустили домой. «Выяснилось, что у мужа сильное сотрясение мозга, – рассказывает Наталья Желонкина. – Ему ещё в отделении стало совсем жутко. На следующий день муж не выходил из дома. У дочери день рождения, а он не мог встать с постели. Тяжёлое самочувствие, рвота, головокружение. Поэтому я, вопреки возражениям мужа, вызвала «скорую».

В больнице он провёл десять дней.

ВОТ ТЕ РАЗ! ВОТ ТЕ ДВА!
Мировой судья, который позднее рассматривал административное дело в отношении Желонкиных, постановил, что сотрудники УВД задержали их незаконно. Казалось бы, справедливость восторжествовала, пусть и с опозданием и с некоторыми потерями (напомним, Наталья в результате этих событий потеряла работу, а муж получил сотрясение мозга и ушибы). Но тут – вот те раз! – началась совсем другая история.

Вместо извинений милиционеры написали заявление на саму «слишком резвую» гражданку Желонкину, обвинив её в нападении на стражей порядка (якобы она покусала милиционера) и оскорблении людей при должности. Тут же удивительным образом стали меняться показания свидетелей. Например, гражданин Кузнецов, тот самый, который пытался доказать, что руками поднимет мужа Натальи; тот самый, который написал в протоколе задержания, что не согласен с этим протоколом, теперь выступает в суде, как свидетель со стороны обвинения. Вот те два!

Зато его не уволили с работы (напомним, он с женой работает в колонии № 38, там же, откуда моментально уволили той августовской ночью Наталью Желонкину). И милиционеры к нему не имеют никаких претензий.

СТРАННОЕ ДЕЛО
Березниковский суд ещё не закончил разбирательство по этому странному делу. Но уже понятно, что простая человеческая логика тут не срабатывает. Если уже установлено, что задержали Желонкиных неправомерно, при этом муж получил сотрясение мозга и ушибы, то почему честь милицейского мундира спасают не извинениями? Почему пострадавшая гражданка должна доказывать, что она не кусала милиционера и не наводила страх на отделение милиции? Чего боятся свидетели?

Дело находится под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной.

Справка:
Продолжает оставаться высоким уровень жалоб в аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермском крае на действия сотрудников правоохранительных органов. В 2008 году их число составляло 1313, в 2009 году — 1778 жалоб. Увеличение составило 35,4%. При этом подано 126 жалоб на пытки, избиения, незаконное применение физической силы и спецсредств со стороны сотрудников правоохранительных органов.


Автор – корреспондент "Иной газеты – Город Березники"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


милиция