В Березниках меняют шило на мыло

Текст: Иван Смирнов, Варвара Красавина

Великое переселение березниковцев из аварийных домов в район новостроек района Усольский решило только одну проблему — безопасность жителей аварийных домов, нависших над бездной. Жизни почти четырех тысяч человек сейчас ничто не угрожает. Спасательный круг им бросили и только. А вот вытаскивать из моря бытовых проблем их не торопятся. Барахтайтесь, как хотите. Выживайте.

Снежные барханы окружают березниковский «анклав» – микрорайон Усольский. Там как в пустыне – ни деревца. Вьюжит по безлюдным улицам, скрипят под напором ветра разноцветные домики. Одинокая десятиэтажка, как средневековый «донжон», возвышается над низкорослыми лубяными постройками и будто пытается заглянуть пустыми глазницами окон за картонные стены «вилл».

Это снаружи все уныло, а в домах жизнь идет своим чередом — полная забот и тревог: кто-то собирается переезжать в «башню», кто-то латает свое жилище, построенное чьими-то кривыми руками, кто-то покорно ждет от властей «манны небесной» в виде городской квартиры или места в детском садике. А тем временем телевизионные сюжеты, отчаянно нафаршированные оптимизмом и верой в светлое будущее микрорайона Усольский, отрывают зрителей от реальности. Корреспонденты «Неделя.ru» постучались в дома переселенцев и выслушали их непридуманные рассказы о житье-бытье.

БЕДЫ У ВСЕХ ОДНИ
Для начала мы решили прогуляться по улицам района, побеседовать с прохожими. Первой мы встречаем молодую мамочку с коляской.

– Я тут у мамы недавно живу. Но она мне говорит, что боится, дескать, развалятся эти домики, ненадежные они. Видела, как торопили строителей, все быстрее-быстрее делать требовали, — рассказывает Евгения Жижелева. – Хоть и побольше получилось новое жилье на 10 квадратов, все равно хотим переезжать в десятиэтажку из этих домиков. Мы не приватизировали свою квартиру, иначе все за свой счет пришлось бы делать. Так что нам проще переехать.

У одного из домов замечаем молодую семью с ребенком. Они выгружают пакеты с продуктами из машины (затариваться едой приходится ездить в город). Отец семейства Андрей (он попросил не называть его фамилию) на наш прямой вопрос: «Как вам тут живется?» — не менее прямо рубит: «Плохо здесь живется». На вопрос «почему», он пригласил нас в дом, дескать, сами увидите.

– Если мороз минус 30 градусов – все плинтусы, все стены покрываются инеем. Летом у нас душно, все окна настежь, а зимой холодина, не проветрить квартиру, — показывает нам свое временное пристанище Андрей. – Обои, видите, пожелтели, на балконе плесень от пола до потолка. Мы сюда попали, потому что квартира была неприватизирована. Это временное жилье, так мы с радостью отсюда сейчас переезжаем в десятиэтажку. Какая у нас до этого квартира была — с этим домиком и не сравнить. «Сталинка», потолки высокие, а тут…

Балкон в этой квартире напоминает старый погреб какого-то неухоженного деревенского дома. Стены и пол покрывает грязно-серый налет. Впечатление от этой растительности непонятного происхождения жуткое. И такие явления совсем не единичны в усольских домах.

– Два года здесь живем, ужасно тут! Все покрывает плесень, от нее запах жуткий. Отмывать пытались белизной – да все бесполезно, – рассказала местная жительница Валентина Болтаева. – Мгновенно чернеют стены. Мы уже и не заходим на балкон. Так-то у нас на первом этаже тепло. Но сырость донимает все равно. А ведь это показательный дом был когда-то. Остальные дома жители доделывали за строителями. То плитку клали, то окна, которые задом наперед поставили, переделывали. Мы рады, что переезжаем в десятиэтажку.

– По 50 рублей каждый день за проезд платим, – добавила дочь Валентины Надежда. – Полтора часа на дорогу уходит. Проще до Перми доехать. У меня двое детей, оба в разных садиках, приходится по очереди их развозить. Потом на работу еще ехать. А дороги тут не чистят. Идти страшно – тротуара нет. Идешь с ребенком — машины в полуметре проезжают.

КРЮЧКОТВОРСТВО И МРАКОБЕСИЕ
Мы зашли в гости еще к одной жительнице района – Елене Григорьевне Хаттаровой, на Дощеникова, 27. Сегодня она снова переселенка: после двух лет проживания в быстровозводимом жилье женщина готовится к новому переезду, теперь уже в десятиэтажку. Впечатлений от кочевой жизни — вагон и маленькая тележка. И, увы, не самых благостных, начиная с отъезда из так называемой карналлитовой зоны.

– Переселяли нас, можно сказать, принудительно — отключили воду, газ, — рассказывает Елена Григорьевна. – Еще при оформлении документов людей запутали: предлагали подписать два договора – на маневренное жилье и о предоставлении жилья по социальному найму. Многие подписали, а теперь те, кто поставил подпись под договором о социальном найме, и думать не могут о переселении в другое жилье. Им говорят — приватизируйте! А смысл такое жилье приватизировать! Конечно, есть согласившиеся на приватизацию, но это, в основном, переселенцы с Нартовки, у них там просто комнаты были, а в этих домах им предложили более полноценное жилье. Я лично до переселения жила в хрущевке, да и дальше бы там жила.

За два с лишним года претензий к новоявленному жилью накопилось множество. У Елены Григорьевны — как у всех: плохая (если не вовсе отсутствующая) вентиляция, мокнущие и промерзающие лоджии, черная плесень на них. С потолками тоже пришлось помаяться.

– Я работала всю жизнь в строительной отрасли и понимаю, какое количество огрехов здесь допущено. Неудивительно, что полы ходуном ходят (звон мебельного стекла при каждом шаге убедительно подтверждает слова хозяйки), а когда машина стиральная работает, ощущение, что весь дом на ушах. Оконные стекла промерзают. В соседнем доме у знакомой на лоджии вообще ледяная пещера. В прошлом году у меня по всей квартире тазы стояли: такая течь была. Дочери мои здесь ночевать не могут, воздуха, говорят, не хватает. Сырые подвалы – отдельная песня. Зимой, конечно, воды нет, а вот весной… Ну, поставили к приезду министра Трутнева насосы для откачки воды, но, говорят, они уже из строя выходят, видимо, самые дешевые купили. В общем, ничего хорошего в этих домах нет.

Елена Григорьевна достает папку, в которой десятки писем в разные, включая самые высокие, инстанции. Это результат ее борьбы за человеческое существование переселенцев. Да и нынешний переезд в десятиэтажку даром для нервной системы не прошел.

– То стройку заморозят, то сроки передвинут, причем толком людям ничего не объяснят. Сначала сказали, что в июне переедем, потом я получила письмо гарантийное, что уже 1 сентября. И как видите, только сейчас переезжаем. Сколько здесь за это время чиновников поперебывало, – не скрывает возмущения Елена Григорьевна. – Ходят, папки свои обнимают, а толку-то! Поводят их по заранее намеченным маршрутам и все. А наших березниковских депутатов здесь и вовсе не видим. Задавали Алферову вопросы, но ни одного ответа не получили. До сих пор в магазин жители ходят по проезжей части, рискуя собственной жизнью.

Наш разговор продолжается уже в новой квартире в десятиэтажном доме. По сравнению с малоэтажками – Клондайк и Эльдорадо. Просторно, светло, свежо… Но и здесь не обошлось без досадных недоделок: двери в санузел, по выражению Хаттаровой, «на соплях» держатся. Дверная коробка без наличников. А кран в ванной комнате настолько короток, что принять ванну без риска залить пол практически невозможно.

Вот и не устает Елена Григорьевна и остальные жители района задаваться вопросом: почему у нас все как будто не для людей делается? И так ли виноваты переселенцы в их сегодняшнем положении?

КОММЕНТАРИЙ
Виталий Барламов, заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом Центра гигиены и эпидемиологии г.Березники: «Для развития очагов плесени необходимы определенные условия: высокая влажность и повышенная температура помещения. Споры плесени всегда присутствуют в окружающей атмосфере, но только при этих условиях развиваются целые колонии. Избавиться от черной плесени очень трудно, если не сказать — невозможно, особенно если не меняется микроклимат помещения. И конечно, она ведет к разрушению материалов, вне зависимости, натуральные они или синтетические. Что касается влияния плесени на здоровье человека, то могу сказать, что каких-то инфекционных заболеваний отсюда ждать не надо. Однако у людей с повышенной чувствительностью она может вызывать серьезные аллергические реакции. Ухудшение здоровья может последовать и у людей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с бронхиальной астмой».


газета “Неделя.RU”
Фото: Степаныч
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Переселение