Государство лишит льгот ещё 2 миллиона россиян

Текст: Герман Петелин

В конце минувшей недели Министерство здравоохранения и социального развития РФ вынесло на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений проекты двух приказов, которые имеют довольно длинное название и которые, по мнению экспертов, очень больно ударят по людям, занятым на вредных и опасных производствах.

Корреспондент «Свободной Прессы» был единственным представителем СМИ на этом заседании и услышал много интересного:

Первый приказ Минздравсоцразвития называется: «Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест».

Второй: «Об утверждении размеров компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

И хотя документы, судя по названиям, утвердительные, по существу, они отменяют действующий порядок предоставления надбавок за вредность в сторону резкого уменьшения. Да и сами авторы документа этого не скрывают.

- Сейчас действует советский перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22, - заявил в своем докладе заместитель министра Минсоцздравразития РФ Александр Сафонов. - В него входит около семи тысяч наименований профессий и должностей и 43 наименования производств, цехов и видов работ. Основной недостаток этого механизма заключается в том, что компенсации продолжают предоставляться работникам, которые в этих списках находятся, но их условия труда на рабочих местах уже не относятся к вредным и опасным…

Но работники профсоюзов возражают.

- Нужно вообще разобраться с этой классификацией, - считает председатель Российского профсоюза угольщиков Иван Мохначук, – Ведь как расшифровывает их сам Минздрав. Первый класс - оптимальные условия, второй класс допустимые, 3 класс - это вредные условия труда, которые воздействуют неблагоприятно на организм работника и его потомство! Более того, третий класс делится на четыре степени. А о четвертом классе – говорится, что экстремальные условия труда, которые создают угрозу здоровья, ведут к заболеваниям и инвалидности. Социальная хартия вообще говорит, что в этих условиях должны люди работать как можно меньше. Работодатель должен сделать все, чтобы этих мест не существовало. Мы же за это не хотим платить деньги...

А вот еще одно мнение - заместителя председателя Российского профсоюза угольщиков Анатолия Аникина:.
- Особенно больно новый приказ может ударить по угольной отрасли, где только в прошлом году в забоях под землей было зафиксировано 187 сердечных приступов, - заявил он в в интевью корреспонденту "СП". - В результате на рабочих местах умерло 47 человек. Такая статистика красноречивее всех нормативных актов об условиях труда. Между тем, если этот документ вступит в силу, то вместо 24 дней дополнительного отпуска шахтеры будут получать 5-6, компенсации за вредность так же снизятся.

Такая градация вообще неприемлема. На наш взгляд попытка сделать единый стандарт по вредным профессиям, обобщая все категории по классам опасности, неверна. Потому что все опасные производства разные, и по-разному влияют и на здоровье человека. Нельзя сгрести все под одну гребенку.

- И гребенка эта все льготы сводит на нет?
- Конечно. Например, сейчас для угольщиков действует 647 постановление, где все четко было расписано. Какие вредные условия, где, когда и как влияют. За что платятся доплаты, когда действуют дополнительные отпуска. У нас шахтеры получают 24 дня дополнительного отпуска только за то, что спускаются под землю. Там еще целая градация за особые условия: по пыли, по газу, еще и в общей сложности, человек, который работает в ненормальных условиях, может набрать до 66 дней отпуска. Сейчас же все ломается, а взамен не предлагается ничего. В постановлении и вовсе прописано, что только неделя отпуска. А все остальное определяется в коллективных договорах.

- Но разве невозможно договориться с работодателем?
- Договориться вряд ли получится, ведь работодателю невыгодно давать длинные отпуска. Да и вообще это уже какая-то самодеятельность получается. Потому что раньше работали целые институты, которые изучали влияние вредных факторов на организм. И сокращенный рабочий график, и дополнительные дни к отпуску появились не на пустом месте. Где и кто сейчас проводил какие-то исследования? В 1974 году они были, в 1986 году были. И что сейчас, пыль и газ по-другому влиять стали, и людям теперь больше времени под землей можно проводить?

- Что еще вас смущает в приказе?
- Непонятно так же, как будет проходить аттестация. Кто ее станет проводить? У шахтера рабочее место в забое, но он же не стоит на месте. Сегодня работает с одним уровнем метана в шахте, завтра с другим. Плюс еще много всяких тонкостей. А аттестационная комиссия же не будет каждый день под землю спускаться.

- На комиссии профсоюзы не поддержали проект, значит ли это, что он не будет принят?
- РТК просто оттянуло решение по этому вопросу. Но министерство настроено решительно, потому что приказ должен был вступить в силу 1 января. Такое уже бывало, когда к мнению профсоюзов не прислушивались. Кстати, если бы все предложения профсоюзов принимались, мы бы жили в другой стране.

…По мнению профсоюзов, этот приказ, существенно урезав права и доходы трудяг, может иметь серьезные политические последствия. Фактически проект приказа предусматривает снижение в три раза(!) минимального уровня компенсаций за работу в особых условиях труда по отношению к действующей системе доплат.

- В проекте приказа говорится, что минимальные размеры доплат могут быть повышены работодателем через коллективный договор, но «с учетом финансово-экономического положения работодателя». На практике работодатель, как правило, выполняет законодательные документы и ему выгодно производить доплаты по рекомендованным Правительством минимальным размерам доплат. Поэтому их повышение на практике вызывает сомнение, - считает председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров. -

Кроме того, в приказе говорится, что «работодатель обязан вести учет времени, фактически проработанного каждым работником во вредных условиях труда». Такой подход приведет к субъективной и не соответствующей реальности оценке. Работодатели даже при нынешнем механизме доплат, умудряются их снижать. Например, при размерах доплат 8 процентов у монтеров пути компенсации снижены в 3-4 раза.
МНЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВАМежду тем, в поддержку правильности и нужности своих приказов заместитель министра Минсоцздравразития РФ Александр Сафонов приводит данные Росстата, согласно которым, на сегодняшний день во вредных и опасных условиях труда работают 3,5 миллиона человек, а компенсации получают 5 миллионов 600 тысяч человек. Кроме того, когда в 1974 году принимались списки льготников, ежегодный оплачиваемый отпуск составлял всего 12 рабочих дней. Теперь у нас законодательно установлено - 28 дней. Праздников тоже стало больше. И теперь по некоторым профессиям суммарный отпуск, с учетом дополнительных дней, достигает трех с лишним месяцев. Плюс выходные и праздники.

- Все это, - по мнению Александра Сафонова, - имеет негативные последствия, и работодатель вынужден держать дополнительные смены, а естественно зарплатный фонд делится на большое количество людей.

По словам замминистра, приказ направлен на реализацию 870-го постановления Правительства РФ от 2008 года, которое регламентирует условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и повышенную оплату труда занятым на вредных производствах.

- Условием предоставления компенсации будет являться проведение аттестации рабочего места, и фиксация факта опасных условий труда, - объяснил Сафонов. - Исходя из степени отклонения фактических уровней рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов и воздействия на организм работника условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3 делится на 4 степени: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и опасные (класс 4). Компенсации предоставляются работникам условия труда которых соответствуют 3 и 4 классам.

Согласно постановлению ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен составлять - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

- Фактически государство устанавливает единый подход для всех работающих. Если есть вредный фактор, то он одинаково влияет на людей, работающих в любой отрасли. Поэтому и подход к компенсации будет для всех одинаков, - подчеркивает Сафонов. - Условиями предусматривается, что в процессе переговорного процесса минимальные параметры компенсаций, которые утверждаются приказом, могут быть повышены в зависимости от возможностей работодателей, специфики производства и организации работ. Такой подход позволяет лучше учесть экономическое положение предприятий. Поскольку на сегодняшний день внутри даже отдельной отрасли у предприятий разное экономическое положение.

По мнению замминистра, переход на новую систему выплат за вредность займет пять лет.


Свободная Пресса
Иллюстрации: автора
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


льготы