Станция Соликамск: конец пути или его начало?

11 января после трехлетнего перерыва на железнодорожный вокзал Соликамска вновь пришел пассажирский поезд – движение составов по 53-километровому объездному пути Яйва – Соликамск восстановлено. Вот только в расписании поездов мы не нашли время прибытия и отправления знакомых и привычных для соликамцев поездов до Екатеринбурга и Москвы…

ПЕРМСКИЙ ПРИШЕЛ…
Просто сказать, что соликамцы ждали возобновления движения пассажирских поездов, следили за строительством 53-километрового объездного пути Яйва – Соликамск, наверное, не сказать ничего. Добираться до знаменитых Шишей (Березники-Сортировочные), ставших после известных событий 2006 года на березниковском РУ-1 конечной пассажирской станцией Верхнекамья, было более чем проблематично. Сорок километров с багажом, детьми на автобусе, маршрутке, такси (за 500 рублей), посадка в вагоны с перрона, не очень-то приспособленного для пассажиров, практически полное отсутствие комфортного зала ожидания – все делало железнодорожные путешествия очень проблематичными. Именно поэтому вполне закономерным воспринималось участие местных предприятий в строительстве объездного пути через Яйву. А вклад ОАО «Сильвинит» в эту стройку – 1 млрд рублей – весьма значительный, если учесть, что к аварии в березниковской шахте мы никакого отношения не имеем.

Но эта дорога для соликамской промышленности крайне необходима:
«Необходимость строительства дороги в объезд Березников была вызвана реальной угрозой остановки железнодорожного сообщения предприятий Соликамско-Березниковского промышленного узла из-за затопления калийного рудника ОАО «Уралкалий» и образования провала под единственными железнодорожными путями, связывающими Верхнекамье с Транссибирской магистралью.

— 53-километровый путь полностью избавит «Сильвинит» и другие промышленные предприятия Верхнекамье от риска остановки отгрузок своей продукции, что особенно актуально в период выхода из кризиса, когда ритмичность поставок вагонов и четкость логистики приобретают первостепенное значение, - говорил на открытие объездного участка генеральный директор ОАО «Сильвинит» Ростям Сабиров». - (из пресс-релиза ОАО «Сильвинит»).

Итак, дорога есть, товарные и пассажирские поезда по ней пошли. Утром 13 января в 8.40 стоим на перроне соликамского железнодорожного вокзала вместе с начальником Ниной Тотьмяниной в ожидании поезда. Три минуты, пять – из-за поворота появляется луч прожектора. Диктор по вокзалу объявляет: «Поезд № 690 сообщением Пермь - Соликамск прибывает на первый путь…»

— Первый поезд из Перми мы приняли 11 января, - рассказывает Нина Николаевна. – Теперь он будет ходить по нечетным дням (отправление в 17.05 по московскому времени, прибытие в Пермь – 04.14). Из Перми – по четным (19.03 МСК). Первых пассажиров было немного – всего три человека, - но, как говорится, лиха беда начало.

Поезд, по мнению начальника вокзала, будет востребован людьми, которым необходимо быть в Перми рано утром. При этом, в отличие от автотранспорта, пассажиры могут комфортно отдохнуть в пути.
— Еще одно нововведение – электричка до Перми (через Кизел и Углеуральскую). Ездит ежедневно, отправляется из Соликамска в 12.03 (МСК), прибывает на Пермь-2 в 19.30. Очень удобно. Кстати, в пути всего семь часов, вагоны теплые, комфортабельные, с мягкими сидениями. Пассажирам, которым нужно доехать до Яйвы, Кизела, Копи, будет очень удобно пользоваться этой электричкой.

Тем временем поезд уже остановился у перрона и из вагона вышли четверо мужчин.
— Сели в Кизеле, - сообщил один из них, - а в Соликамске работаем… Доехали нормально.
— Второй рейс у нас тоже оказался не очень богат на пассажиров, - говорит начальник поезда № 690 Юрий Клепач. – В Перми посадили пять человек, по пути подсадили еще несколько – вот всех и довезли…

Пермский поезд кардинально отличается от тех, которые ездили до Соликамска ранее – вместо 12-13 вагонов всего три…
— Между тем, в составе есть плацкарт, купе и общий вагоны, - утверждает Юрий Клепач. – Пока не все жители Верхнекамья знают, что пассажирское сообщение до Соликамска восстановлено, надеюсь, что со временем пассажиров будет больше.

Хотя, полноценную конкуренцию междугородным автобусам пассажирским поездам составить будет сложно. Да, комфорта и удобства в вагонах побольше будет, но стоимость поездки «кусается» - проезд обойдется от 380 рублей за место. Да и ходит поезд гораздо реже автобусов. Плюс больше времени в пути.
— Пока цена на поездку не установлена окончательно, - говорит Нина Тотьмянина. – Будет больше пассажиров, возможно и снижение стоимости. А пока так.

А ГДЕ ЖЕ СВЕРДЛОВСКИЙ?
— А что же с поездами до Екатеринбурга и Москвы? Почему их нет в расписании соликамского вокзала?
— Поезд из Екатеринбурга следует до Чашкино, а потом поворачивает на Березники, - объясняет Нина Николаевна. – Изначально нам было сказано, что все поезда будут ходить по обычному, сложившемуся годами расписанию, но во время строительства обходной ветки в районе Чашкино сделали разворот и поезд пустили в Березники. Это не наше желание – так решили в управлении дороги. Мы же были бы рады принимать все поезда в прежнем режиме, да и пассажирам из Соликамска, Чердыни, Красновишерска это было бы удобней. Ведь наш вокзал как работал, так и работает – есть и кассы, продающие билеты на все направления, и зал ожидания, и камеры хранения.

Начальник березниковского вокзала Вера Лысачкова никак не прокомментировала решение вышестоящего начальства:
— Поезд из Екатеринбурга приходит и отправляется из Березников. Отправление в 14.00 (МСК), прибытие к нам в 8.43 (МСК). Для удобства пассажиров из Соликамска введены рейсы электропоездов, которые подвозят их к свердловскому поезду и обратно.

Расписание электропоездов (отправление ежедневно, время московское)
Соликамск - Березники – 6:20, 12:50, 18:03
Березники – Соликамск - 4:55, 9:07, 16:45

Прицепные вагоны до Москвы (к поезду Березники – Екатеринбург) тоже следуют из Березников и по ходу следования прицепляются к поезду «Нижний Тагил – Москва».

Выяснить ситуацию мы попробовали в Пермском отделении Свердловской железной дороги.
— Решение принималось не у нас, - сообщила начальник пресс-службы отделения Галина Ибрагимова. – Отправляйте письменный запрос, мы перешлем его в адрес СвЖД и постараемся быстро отправить вам ответ.

Так мы и сделали. А пока запросы ходят, прояснить ситуацию согласился глава администрации Соликамска Сергей Девятков:
— В адрес администрации приходили письма от руководства Свердловской железной дороги с предложением согласовать новый график движения поездов через Березники, но мы ни одно из таких предложений не согласовывали. Позиция наша однозначна – движение поездов должно быть восстановлено в прежнем режиме. Мы подготовили от администрации города запрос в адрес управления железной дороги, просим объяснить принятое решение.

Я считаю, что здесь необходимо учитывать интересы жителей Соликамска, Чердыни и Красновишерска, – чтобы они могли воспользоваться пассажирскими перевозками без дополнительных пересадок и осложнений.

Немаловажным фактором остается и то, что 53-километровый объезд Яйва - Соликамск строился как ветка будущей железнодорожной магистрали Белкомур. По проекту, предложенному, кстати, Свердловской железной дорогой, Белкомур как раз должен соединить магистраль с прежней трассой в районе Соликамского вокзала. Поэтому, я считаю, движение поездов через Соликамск имеет место быть в полной мере.

Кстати, Сергей Девятков рассказал еще об одном варианте прокладки магистрали:
— Мы предлагали провести железную дорогу ближе к РУ-3 ОАО «Сильвинит» с выходом на Половодовский участок. Это позволило бы облегчить нагрузку промышленного предприятия при отгрузке продукции. В этом случае новую железнодорожную станцию нужно было бы строить в районе деревни Черное. В любом случае полноценное железнодорожное сообщение в Соликамске нужно сохранить.

Не исключает глава города, что при принятии решения о повороте поездов в Березники сыграл свою роль чисто экономический фактор:
— Конечно, в Березниках пассажиропоток больше. Возможно, это в первую очередь и учли в управлении СвЖД.
Подтверждением этого предположения стали слова начальников обоих вокзалов: желающих уехать в Екатеринбург из Березников много. Соликамцам же до центральных городов пока остается добираться с пересадками и продолжать надеяться, что пути в нашем городе не заканчиваются, а начинаются.


«Наш Соликамск»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Промышленность и бизнес