В дорожном движении наводят уголовный порядок

Текст: Виктор Хамраев

За перекрытие автотрасс или железнодорожных путей следует наказывать в уголовном порядке вплоть до тюремного срока. Соответствующие поправки к Уголовному кодексу подготовлены правительством и уже внесены в Госдуму. Оппозиция уверена, что страх наказания не остановит людей, "если они будут доведены до отчаяния".

Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с обеспечением безопасности на транспорте" предусматривает поправки к Уголовному кодексу, Уголовно-процессуальному кодексу и другим законам. Правительство внесло его в Госдуму в последние дни прошлого года, отреагировав тем самым на последствия катастрофы "Невского экспресса" 27 ноября. В частности, в Уголовном кодексе, как сочли в правительстве, должна появиться специальная статья 263.1, предусматривающая наказание за "несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности" для официальных лиц, которые ответственны за ее обеспечение. В зависимости от последствий этих лиц, возможно, будут штрафовать на сумму до 80 тыс. руб. или даже сажать в тюрьму на срок "до трех лет с лишением права занимать определенные должности". Схожим образом пополняется перечень административных правонарушений. Новыми штрафами (от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для физических лиц, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц) будут наказывать "субъектов транспортной инфраструктуры" за "непредоставление или несвоевременное предоставление информации об угрозах" совершения в том числе и терактов.

Но самой существенной новацией станет появление дополнительного вида уголовного наказания — за "блокирование транспортных магистралей". В действующем законодательстве статья 267 УК сейчас карает за подобные деяния исключительно в тех случаях, когда это "по неосторожности" оборачивается "причинением тяжкого вреда здоровью человека либо причинением крупного ущерба", "смертью человека", "смертью двух или более лиц". Теперь правительство предлагает наказывать и просто по факту "блокирования транспортных коммуникаций". То есть даже в том случае, если "блокирование" не приведет ни к каким (тяжким ли, средним или легким) последствиям, любого участника "блокады" можно будет оштрафовать на 100 тыс. руб., которые он обязан будет выплатить за шесть месяцев, или посадить в тюрьму на два года.

"К безопасности на транспорте эта мера не имеет никакого отношения",— заявил депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Сергей Обухов. Правительство, полагает коммунист, не уверено, что кризис преодолен, вот и пытается таким способом "решить проблему противодействия протестным проявлениям". Это "закручивание гаек" не удивляет господина Обухова, так как власть, по его словам, и сейчас "без всяких поправок в УК сажает активистов КПРФ" за блокирование автомобильных дорог. Так, в августе прошлого года 150 жителей села Кафтанчиково Томской области, вдохновившись примером Пикалево, "перекрыли федеральную трассу Томск—Новосибирск в знак протеста против незаконной добычи гравия, которая подрывала возможности сельских жителей к выпасу скота". Один из организаторов акции секретарь местной ячейки КПРФ Владимир Пучков получил за это, как утверждает господин Обухов, "15 суток административного ареста". Правда, коммунист не уверен, что думская фракция "Единая Россия" в нынешних условиях поддержит эту инициативу правительства.

"Будем обсуждать,— заявил зампред думского комитета по уголовному законодательству единоросс Владимир Груздев,— Готовы принимать все предложения и замечания от оппозиции, от профсоюзов". Он, правда, подчеркнул, что любой "человек, который предпринимает какие-то общественно опасные деяния, должен понимать, что он будет нести за это ответственность".

"Никакая угроза уголовным наказанием не остановит людей от крайних форм протеста, если они доведены до отчаяния",— считает Сергей Обухов. К тому же, предупреждает он, "если на трассу выйдут не сто человек, а тысяча, то вряд ли кого из них возможно будет привлечь к ответственности по уголовной статье".

Главные поводы для перекрытия дорог в 2009 году14 января в Карачаево-Черкесии около 100 человек на четыре часа перекрыли трассу А-155 Черкесск—Домбай с требованием расследовать исчезновение их родственника, владельца турфирмы "Барс" Бориса Байрамкулова. В тот же день задержан и. о. главы поселка Домбай Марат Маршанкулов, которого протестующие обвиняли в убийстве.

2 июня около 300 жителей города Пикалево на семь часов блокировали федеральную трассу А-114 Санкт-Петербург—Вологда, требуя возобновить работу цементного производства и выплатить долги по зарплате. Образовалась пробка длиной более 400 км. После вмешательства премьера Владимира Путина долги погашены, а производство заработало.

12 августа на севере Москвы на Клинской улице после того как пьяным водителем на пешеходном переходе были сбиты три человека, местные жители перекрыли дорогу с требованием установить "лежачий полицейский". Через два часа, после беседы с главой управы, протестующие разошлись.

21 сентября жители Махачкалы в течение трех часов блокировали движение на проспекте Акушинского, протестуя против отключения электроэнергии. После встречи с главой администрации района и начальником УВД города они разошлись.

24 сентября в Санкт-Петербурге около 100 человек — частные предприниматели, противники градостроительной политики властей и обманутые дольщики — перекрыли движение кортежу главы региона Валентины Матвиенко. Кортеж развернулся и уехал объездным путем.

12 декабря в Калининграде автомобилисты, выступающие за снижение пошлин на иномарки и транспортного налога, блокировали движение по центральному проспекту. Через несколько часов милиция оттеснила их с дороги.


КоммерсантЪ
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс