Найдены свободные «души» для пермских школ

Текст: Михаил Данилович
Иллюстрации: Сеть


Неважно, что это инвалиды. Почему бы их не присоединить к своей школе?В Перми появится инклюзивное образование (это когда инвалиды и не инвалиды учатся вместе). «Так уже сложилось, что инвалиды обучаются в отдельных учреждениях, где работают специальные педагоги, где для них создана комфортная среда, – отмечает начальник департамента образования Перми Людмила Гаджиева. – Но вместе с тем мы понимаем, что рано или поздно процесс обучения заканчивается. Наступает обычная взрослая жизнь. Заикнусь, что в качестве пилота у нас – коррекционная школа №155. Рядом с ней есть общеобразовательная №73. Наша задача – создать в 73-й все условия, чтобы там могли учиться дети-инвалиды». Но в самих школах говорят, что чиновники думают не о детях, а просто-напросто хотят сэкономить деньги.

Сейчас департамент «оформляет это как проект»: «Результаты будут через три года, – подчеркнула Гаджиева. – Наша задача здесь – не продавить силой, а пойти навстречу». Но как стало известно «ПН», Гаджиева уже подписала приказ, в котором говорится, что инклюзивная школа откроется не через три года, как обещают чиновники, а уже… в следующем сентябре.

АРИФМЕТИКА «ДУШ»
В школе №73 в Кировском районе учатся почти двести пятьдесят человек. По мнению директора Юрия Осокина, это мало: образовательные учреждения получают деньги из бюджета по подушевому принципу, т. е. сколько у тебя учеников, столько тебе и выделяют средств. В 73-й их с трудом хватает не только на зарплату, но и, порой, заплатить за свет.

Как сказали бы функционеры от образования, детей здесь «непростительно мало»: «Школа в триста учеников и меньше – нерентабельная», – заявила мне Людмила Гаджиева.

Осокин является директором только с начала учебного года. С тех пор и думает, как привлечь сюда финансы. Надо, говорит, привлекать внебюджетные средства. Но оговаривается: лишних площадей, которые можно было бы сдавать в аренду, здесь нет. Можно открыть платные кружки и секции. Но какие – Осокин пока не решил: «Ищем варианты».

Впрочем, вариант, который позволит выжить в условиях подушевого финансирования, есть. «Моя стратегическая задача – чтобы в нашу школу пришли учиться инвалиды из соседней 155-й школы», – планирует директор. Вслух он свою мысль не продолжает, но можно предположить: в 73-ю придут более чем 90 «душ» – именно столько учеников занимаются в коррекционном заведении. Директор уже организует аукцион: школу ждёт серьёзный ремонт. Надо будет установить здесь сенсорные двери, которые будут открываться «одним касанием», пандусы и др. По словам Юрия, он «бегает» с бумагами по разным ведомствам.

«Но каково будет здесь инвалидам?» – анонимно спрашивают здешние учителя. Корреспондент «ПН» застал директора перед очередным походом «по поводу аукциона». Перед тем как уйти, Юрий проводит педсовет.

Обсуждает вместе с завучами, отчислять или нет одного из хулиганов. «Сначала была брань в адрес социального педагога, – читает директор первую жалобную докладную на учащегося, докладных этих – пачка. – Потом он катался на велосипеде на втором этаже. Затем принёс в школу газовый баллончик и распылил его. Всех, кто был в здании, пришлось эвакуировать». Большинство участников педсовета высказываются за то, чтобы хулигана. Впрочем, этот вопрос ещё будет обсуждаться на расширенном собрании.

Таких, как этот ученик, здесь «не один», – шёпотом говорят мне завучи после совещания. Поэтому отчислять его или нет – вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд: всех отчислять не будешь.

Да и мальчика, которого обсуждали на педсовете, по-человечески можно понять. Последнее время он жил с отцом: мать с младшим братом сгорели на глазах у подростка. В августе парень лишился и отца. Сейчас живёт с бабушкой. Но поймут ли его инвалиды, а он – их?

ВЫБОР ЕСТЬ, НО ЕГО НЕТ
Про коррекционную школу №155 «ПН» уже писали 29 мая этого года. Она находится в помещении бывшего детского сада. Работает без лицензии, которую не продляют потому, что здания для малышей с некоторых пор не соответствуют санитарным требованиям для «взрослых» учебных заведений. Сколько ещё просуществует 155-я – не знает никто.

«Слияния» с 73-й здесь не хотят. Как-то воспитанники 155-й уже занимались в здании «соседа»: «Местные» пнули дверь, вошли в класс и не дали вести урок, – вспоминают родители инвалидов. – С парнями не могли справиться даже двое педагогов. А представьте, что теперь придётся учиться вместе постоянно!»
Но нового здания инвалидам не предлагают.

– Выходит, 155-я школа, фактически, закроется? – спрашиваю начальницу департамента образования.
– Ничего пока не закрывается. Видите, она работает, – отвечает Гаджиева.
– Но в итоге своей школы у инвалидов не будет?
– Мы планируем, что так, да.
– Получается, что у ребят с особенностями не будет выбора, куда идти учиться?
– Я не знаю, как мы там сорганизуем. Можем поступить очень просто: сделать два отдельных входа – и всё. И будет два юрлица. Но не считаю, что это правильно, – считает чиновник.

Придётся ездить учиться из Закамска в центр города – в другие коррекционные учреждения: «Тогда проблема будет не только в лишних расходах на проезд, – считает председатель управляющего совета родительница 155-й Светлана Чувашова. – Если родители работают, то возникнут трудности с тем, кто будет сопровождать детей до места учёбы и обратно. Добавьте сюда нервотрёпки в транспорте в часы пик. А самое главное – ребятам придётся привыкать к новому коллективу, что сложно всегда, а особенно – для них».

По закону у родителей есть право выбора: отдать ребёнка в общеобразовательную школу или оставить в коррекционной. Но выбор, гарантированный законом, на деле получается «невелик».

НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ ДАЖЕ РОДИТЕЛИ
«Я посадила группу той и другой школы, – вспоминает Гаджиева. – Это были взрослые люди! Эти не хотели учиться с этими, а эти – с этими».

«Я всё равно с родителями поработаю, – продолжает чиновник, – чтобы это не я их туда перевела, а чтобы они все заявления написали и сами туда перешли. К разработке проекта будут привлечены не только муниципальные служащие, а родители, участники правозащитных организаций – чтобы максимально учесть мнение всех участников образовательного процесса», – отмечает Гаджиева.

Власти поддерживает и заведующий городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Ростислав Клоц (его ведомство решает, нуждается ли ребёнок в коррекционном образовании). По мнению Клоца, если грамотно «слить» 73-ю и 155-ю школы, проблем у ребят быть не должно: «В 73-й общеобразовательной школе уже есть инвалиды с такими же особенностями, как и у ребят из 155-й. Но чтобы всё прошло удачно, в общей школе нужно сделать соответствующую материально-техническую базу».

СНАЧАЛА ВСЁ РЕШИЛИ, А ПОТОМ СПРАШИВАЮТ СОВЕТА
Но будут ли заниматься этим власти? Должную материально-техническую базу они школе фактически не обещают. Она, как выразилась Гаджиева, «желательно, чтобы была»: «Ну, пандусы мы сделаем, всё оборудуем, туалетные комнаты – а желания учиться вместе нет!»

А может, дело в том, что отремонтировать 73-ю школу просто не успеют? В редакции оказался план мероприятий, подписанный департаментом, в котором говорится, что инклюзивная школа должна открыться не через три года, как обещают чиновники, а уже… в следующем сентябре.

По словам Светланы Чувашовой, когда этот план разрабатывали, она вносила в него предложения: «Но их не учли». Получается, инклюзивное образование в 73-й школе не будет даже таким, каким его обещают сделать чиновники. Они, напомню, говорят, что не будут спешить, выслушают точки зрения всех заинтересованых сторон. А уже всё решили сами. Причём не в пользу инвалидов. И сколько ещё в 73-й будет педсоветов, на которых разбирают поведение хулиганов, неизвестно.
Инвалидам в любом случае придётся менять школу: на не готовую к переменам 73-ю или на коррекционную, но далёкую.

Идея инклюзивного образования – безусловно, «модернизационная», считает директор Пермского регионального правозащитного центра Сергей Исаев: «Но как и многое «модернизационное» у нас, она, скорее всего, связана с желанием рационально расходовать бюджетные средства». Иными словами – сделать школы «рентабельными».

Только если департамент образования озабочен рентабельностью, то кто займётся самим образованием? Если уж сливать школы, то почему бы действительно не спешить и выслушать все мнения? А самое главное – действительно оставить за родителями право выбора образовательного учреждения для своих чад. Тем более что после «слияния» ребятам действительно придётся вместе учиться.

P.S. По просьбе пресс-службы департамента образования мы приводим в материале только прямые цитаты Л. А. Гаджиевой.


Источник: «Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс