Тернистый путь к розам Соликамска

Текст: Ольга Половникова
Фото:: Антон Матвеев
В понедельник, 7 сентября, соликамский мемориальный ботанический сад празднует свой 15-ый день рождения. Поздравить юбиляров приедут кандидаты и доктора наук со всей России. Участие в торжествах светил науки столь высокого ранга – это большая честь, оказанная не только непосредственно дендрарию, но и Соликамску, и всему Пермскому краю. Каким был путь к признанию, рассказывает создатель и бессменный директор ботанического сада Анатолий Калинин.

За много лет знакомства я впервые вижу его в деловом костюме, как настоящего директора. Видно, что чувствует он себя в нем не совсем уютно: куда привычней шорты и выгоревшая на солнце футболка, в которых Анатолий Михайлович по 24 часа в сутки трудится над созданием своего великолепного детища. А оно действительно великолепно – даже не верится, что практически в центре промышленного города раскинулся уютный уголок, наполненный ароматами цветов, пением птиц и неподражаемой красоты растениями, многие из которых считаются экзотическими.

– 15 лет назад на этом самом месте была свалка, куда вывозили мусор со строящихся поблизости больничных корпусов, – вспоминает Анатолий Михайлович. – А еще раньше, когда в Соликамске не было центрального отопления, пустырь для складирования дров и пилорама.

Думал ли в 1731 году Григорий Демидов, создавая свой ботанический сад, из оранжерей которого к царскому столу доставлялись ананасы и друге экзотические фрукты, что его творение найдет продолжение на совершенно заброшенной территории?

– Дело в том, что восстановить демидовский сад на его прежнем месте не было никакой возможности, – объясняет Анатолий Калинин. – Он просуществовал всего 30 лет после смерти хозяина. Часть собранной им коллекции наиболее ценных растений увез в Москву старший брат Григория – Прокофий, где на ее основе и создал Нескучный сад, вписав свое имя в историю. Имя же истинного создателя первого в России ботанического сада, ушло в небытие, а на его месте в бывшем селе Красное, что возле церкви Иоанна Предтече, сейчас стоят жилые дома.

Именно желание воздать должное этому величайшему человеку, незаслуженно забытому потомками, и подтолкнуло когда-то Анатолия Калинина взяться за продолжение его дела. Это случилось лет 20 назад, когда в Соликамске прошла конференции «История ботанических садов», на которой представители научно-исследовательских институтов, педагоги и краеведы со всего Советского союза приняли решение о восстановлении мемориального демидовского сада XVIII века. Идею заняться этим Калинину выдвинула небезызвестная в Соликамске Нина Степановна Мынка, но он долго сомневался.

– Я трудился в то время на заводе «Урал», и у меня в планах не было что-то менять в своей жизни, – признается Анатолий Михайлович. – А менять предстояло все: от стабильности и места работы до жилья, потому что жить надо было непосредственно на территории сада. С женой дело чуть до развода не дошло. Но я ни о чем не жалею, хотя мой путь не был выстлан розами.

Чего только не случилось за эти 15 лет! Например, несколько лет назад, когда сад уже превратился в райский уголок, начались попытки состоятельных людей присвоить его себе в частную собственность, а Калина с женой иметь в подчинении – опытные садоводы на дороге на валяются, да и трехразовое питание кто-то должен обеспечивать. Был момент, когда Анатолий Михайлович ощущал себя унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла: сам создал сад, сам его и развивай, зарабатывая на это средства собственными силами.

– В прессе тогда появилась статья, в которой один из чиновников назвал нас «нарывом на здоровом теле», намекая на то, что администрация Соликамска содержит сад, хотя мы должны зарабатывать сами.
«Содержит» подразумевало под собой выделение в год 90 тысяч рублей, хотя этого на создание ботанического сада явно недостаточно. А зарабатывать много не удавалось – ведь посадочный материал, за который можно было выручить хоть какие-то деньги, пользовался спросом всего три месяца. Ни один ботанический сад в мире не в состоянии себя обеспечить. У них совсем другая задача.

– Цель ботанических садов – это, во-первых, сохранение биологического разнообразия флоры, – объясняет Анатолий Михайлович. – Ежегодно бесследно исчезают десятки видов растений, и если не сохранять хотя часть из них, потомкам мы оставим пустыню. Еще один вид нашей деятельности – интродукция, то есть привлечение в культуру тех растений, которые никогда здесь не росли. Приезжая к нам, даже ученые мужи поражаются тому, что мы пробуем выращивать у себя те культуры, которыми даже в более южных районах не занимаются. У нас получается вступить в диалог с природой, и она соглашается на то, чтобы в нашей местности и при очень нехорошем климате росли, например, дубы, которые никогда прежде в этом регионе не плодоносили.

А еще есть экскурсионная деятельность – ежегодно полюбоваться Соликамским ботаническом садом приходят около 10 тысяч человек, в том числе и гости промышленных гигантов из Индии, Канады, Франции, Австрии, Германии, Японии, не говоря уж о ближнем зарубежье. Неудивительно, что Калинину приходится крутиться как белка в колесе, выступая во всех ипостасях одновременно. И все ради идеи, потому его зарплате директора вряд ли позавидует даже рабочий.

– Напряжение величайшее, – признается Анатолий Михайлович. – Бывают моменты, когда я нахожусь на грани срыва, и хочется плюнуть на все. И всегда меня спасает сад. Часов в 8-9 вечера, когда экскурсии заканчиваются, я закрываю ворота и полностью отдаюсь общению с растениями. Если бы у меня не было такой релаксации, я бы, наверное, давным-давно уже помер.

А этого Калинин не может себе позволить. За 36 лет, оставшиеся до ста, которые он себе определил, надо еще столько сделать для ботанического сада, чтобы его миновала печальная участь «первенца» – сада демидовского. Надо бы построить оранжерею для тропических растений, чтобы можно было круглый год проводить экскурсии. Надо бы создать маленький зоологический уголок с условным названием «Птичий двор» или «Домашняя усадьба». Надо бы поставить административно-лабораторный комплекс, который полагается каждому ботаническому саду, чтобы было место, где разместить лабораторию, научную библиотеку и кабинет для хранения гербария.

Но все «надо бы» упирается в деньги. Хотя в последние годы Анатолий Михайлович смотрит в будущее более оптимистично.

– В 2002 году состоялось мое «коронование» – соликамский ботанический сад вошел в Совет ботанических садов страны, Урала и Поволжья. Это и признание, и доступ к коллекционному материалу коллег, который если не подарят, так обменяют или продадут по значительно меньшей цене. А еще вышел закон о создании автономных муниципальных учреждений, и с переходом на новую систему хозяйствования городская власть ввела нас в бюджет и теперь может вполне легально финансировать. Честь и хвала нашей администрации и городской думе, что взяли на себя такую ответственность.

Ясно, что решение далось непросто. Соликамский ботанический сад – единственный в стране муниципальный сад, тогда как остальные являются академическими или находятся под крылом министерства образования. Но главное, на Калинина с его запросами впервые посмотрели не просто как на равного, а как на необходимого городу человека. Да чего городу, всему Пермскому краю!

Созданный им 15 лет назад ботанический сад стал настоящим брэндом, визитной карточкой, показать которую не стыдно. В отличие от тюрьмы «Белый лебедь», с которой долгое время ассоциировался Соликамск.


Источник: березниковская газета «Верхнекамье»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


благоустройство