Главное - вернулось доверие родителей

Начало выздоровления – один из лучших моментов в жизни наркомана Андрея Фёдорова (фамилия и имя изменены): «Помню, когда я вышел из реабилитационного центра, то, когда шёл по улице, смотрел на всё другими глазами. Например, видишь бабушку, у которой из кармана торчит кошелёк. Раньше ты бы не задумываясь его достал, а сейчас – подходишь к женщине и предупреждаешь её об опасности».

Сейчас Андрею 32 года, вот уже два из них он трезв – не употребляет алкоголь и наркотики. А началось всё в четырнадцать лет, тогда подросток стал баловаться пивом и марихуаной: «До этого я учился хорошо, – вспоминает Андрей. – Единственная проблема – это то, что я был не уверен в себе». Пиво и «травка» дали почувствовать молодому человеку себя более раскованно: «Мне это состояние понравилось, и я старался употреблять как можно чаще».

ВЫЛЕЧИТЬСЯ В АРМИИ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Однажды Андрей попробовал тяжёлый наркотик – опиум. Некоторое время спустя наркоман употреблял его каждый день. Так продолжалось два года: «В конце концов о моей болезни узнали родители – они отправили меня в армию».

В Вооружённых силах Андрей встретил ещё больше наркоманов, чем на гражданке, причём там все знали, где и как можно достать «товар». Только для этого требовались деньги. «Из армии я попал в следственный изолятор – за кражу. Реальный срок, к счастью, не получил», – вспоминает Андрей. Потом он поступил в институт. Но поиск наркотиков занимал больше времени, чем учёба. Студиозуса отчислили.

«У родителей не будешь постоянно деньги просить, – рассказывает он о том, что было. – Приходилось воровать. В результате я получил уже реальный срок – четыре года». Всё это время, а также полтора года после заключения, молодой человек был трезвым. Потом начал употреблять алкоголь: «Все же нормальные люди пьют – почему мне нельзя? Я тогда не осознавал, что я уже не нормальный…»

ОТ БОЛЕЗНИ НЕ УБЕЖАТЬ
Это, впрочем, не помешало молодому человеку устроиться на работу и даже сделать небольшую карьеру: от продавца-консультанта – до администратора магазина: «Через полтора года на работе узнали, что я судимый, – со скандалом уволили. В этот же день я попробовал героин (ещё более тяжёлый наркотик, чем опиум, – авт.) – и всё началось опять».

Андрей стал ездить в реабилитационные центры, о которых узнавал от знакомых. Месяцы, проведённые в новом центре, сменялись месяцами трезвости – потом всё начиналось снова.

«Мне повезло, – вспоминает Андрей, – что компания, в которой я был, занималась «только» квартирными кражами и не докатилась до убийств. Если бы «друзья» решили ради наживы покуситься на чью-то жизнь, я бы не задумываясь пошёл за всеми. У наркомана есть только два чувства: хорошо, когда есть наркотики, и плохо – когда их нет».

СТЫДНО НЕ УПАСТЬ, СТЫДНО НЕ ПОДНЯТЬСЯ
Родители предложили молодому человеку сделать последнюю попытку – пройти курс реабилитации в Новосибирске, в центре, который работает по программе «12 шагов» (в Перми тогда таких не было). «Я согласился лишь потому, что мне стало жалко маму, – объясняет наркоман. – Но уже на третий день реабилитации я понял, что это то, что я искал всю жизнь. Как сейчас помню: начинаю читать «Базовый текст» – и понимаю, что он написан такими же, как и я, «нариками» (наркоманами – авт.). Только они прошли путь, не понятный для меня тогда, – и после этого остаются трезвыми долгое время!»

Согласно программе «12 шагов», в коллективе выздоравливающих наркоманов нет руководителей: есть лишь консультанты – люди, которые дольше других являются трезвыми. Они здесь своего рода организаторы.

«Основной метод реабилитации – это общение. Мы сидим в кругу, и кто-нибудь рассказывает свою историю: как начал употреблять наркотики и как перестал. Я вижу, что люди, которые так же, как и я, кололись, не только долго остаются трезвыми, но и добились успехов: нашли хорошую работу, купили машину, женились, у кого-то даже появились дети. И мне начинает казаться, что и я смогу пройти этот «непонятный» путь».

Шаг – это период, в течение которого больной должен сделать тот или иной вывод. Считается, что каждый шаг длится год. Сделать первый шаг – значит, понять, что ты бессилен перед наркотиками: «То есть ты не можешь контролировать их употребление: не получится употреблять тогда, когда ты захочешь, – это наркотики будут диктовать тебе, что и когда надо делать», – поясняет Андрей.

Второй шаг – это осознание того, что чем больше людей вместе с тобой будут бороться против наркотиков, тем ты сильнее. Такой группой и является сообщество анонимных наркоманов (АН).

БОЛЕЗНЬ ЗАМОРОЖЕННЫХ ЧУВСТВ
«В реабилитационном центре я, как и все, каждый день писал о своих мыслях и поступках, – вспоминает мой собеседник. – Вечером в микрогруппе мы зачитывали свои записи и обсуждали их. Консультант подсказывал, где можно было поступить по-другому».

Наркомания, считает Андрей, – это болезнь замороженных чувств: «После того как они перестают «глушиться» наркотиками, чувства «всплывают» с двойной силой – и с ними надо научиться справляться. Поэтому, кстати, многие наркоманы очень ранимы. А злость, агрессия, обида, раздражение, усталость – это те вещи, которые стимулируют наркоманию».

«Письменной проработки» у Андрея – три шага, но в жизни, по его словам, он следует всем двенадцати. Сегодня он – один из нескольких десятков членов пермского общества анонимных наркоманов, которые выздоравливают по программе «12 шагов» (встречи проходят в краевом наркодиспансере на ул. Орджоникидзе, 95б в Перми).

Вот уже полгода в Оханске работает реабилитационный центр «Берег надежды», основанный Андреем. Здесь наркоманы выздоравливают также по двенадцатишаговой программе: «В изоляции. Если у человека сломана нога, то её сначала помещают в гипс. Так же и здесь: прежде всего надо огородить человека от мира. У нас люди проходит три шага, а потом мы «отпускаем» их в общество. Там их «подхватывает» диспансер на Орджоникидзе».

Основал «Берег надежды», женился – это сегодняшние успехи Андрея: «Самое главное, родители снова стали мне доверять, как и в четырнадцать лет. Что там говорить, они больше не прячут от меня деньги!»

Наркомания – болезнь неизлечимая. Хотя бы потому, что для полного химического очищения требуется порядка восьмидесяти лет. «Всё время болезнь ищет у человека слабые места, – считает Андрей. – Например, для меня таким местом является смерть близкого родственника. Но если я переживу и это горе, не употребляя наркотики, то стану только сильнее».

ДОСЛОВНО
История сообщества выздоравливающих наркоманов.
Анонимные наркоманы выделились из Сообщества анонимных алкоголиков в начале 50-х. В первой половине 50-х годов собрания АН проводились только в районе Лос-Анджелеса в Калифорнии (США). Много лет Сообщество АН развивалось очень медленно. В 1983-м анонимные наркоманы издали «Базовый текст», и с этого момента количество участников сообщества резко пошло вверх. Через три года после первой публикации «Базового текста» число групп АН почти утроилось. Сегодня общества анонимных наркоманов организованы повсюду в Западной Европе, обеих Америках, Австралии, Новой Зеландии. Движение распространяется в Индокитае, Африке, Восточной Азии, Ближнем Востоке, Восточной Европе и России.

Выдержка из «Базового текста»: «Мы – выздоравливающие наркоманы, которые регулярно встречаются для того, чтобы помогать друг другу оставаться чистыми. Это программа полного отказа от любых наркотиков. Есть только одно условие для членства в АН – желание прекратить употреблять наркотики. Мы предлагаем отказаться от предубеждений и дать себе шанс. Наша программа основана на принципах, изложенных так просто, что мы можем следовать им в повседневной жизни. Самое главное в них то, что они работают.

Нет пут, которые привязывали бы вас к АН. Мы не связаны ни с какими организациями. У нас нет вступительных или членских взносов, не нужно подписывать никаких обязательств или давать кому-либо обещания. Мы не связаны ни с какой политической, религиозной, правоохранительной организацией или коммерческой структурой и не находимся под чьим-либо наблюдением. Присоединиться к нам может каждый, независимо от национальности, возраста, пола, убеждений, социального положения, религии или отсутствия таковой».

СПРАВКА «ПН»
Адреса для наркоманов:

  • социальное бюро (помогает восстановить документы, информирует о реабилитационных программах, помогает найти жильё и работу): Пермь, ул. Уральская, 93, тел. 2603382 (этот офис работает с гражданами, вышедшими из мест лишения свободы); Пермь, шоссе Космонавтов, 111, офис 203, тел. 89012662249;
  • реабилитационный центр «Берег надежды» (работает по программе «12 шагов»): тел.: 278-40-57, 278-40-56;
  • христианский реабилитационный центр благотворительного фонда «Источник надежды»: Пермь, ул. Уральская, 93, тел. 89028080533;
  • реабилитационный центр некоммерческой организации «Руки помощи» (работает по христианской программе «Превосходнейший путь»): Пермь, ул. Советская, 22, тел. 2938507;
  • краевая клиническая наркологическая больница: Пермь, ул. Орджоникидзе, 95б, тел. 237-40-99.

Текст: Михаил Данилович, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


здоровье