Работать бесплатно – это по-русски

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Текст: Виталий Двоеглазов

Снять документальный фильм, написать статью или сценарий и все «подарить» продюсеру. Журналисты и сценаристы сегодня редко защищены от произвола заказчиков, владельцев продакшн-компаний, телеканалов и газет. Корреспонденты и сценаристы часто не знают даже своих прав. Зная – далеко не всегда решаются отстоять правоту. И эта ситуация стала нормой для всей России.

Пришел, увидел, написал. Как сегодня устраиваются на работу корреспонденты? Понятно, что если молодой специалист после института приходит наниматься менеджером, с ним заключают трудовой договор. Творческие работники слишком часто не обращают внимания на правовую сторону отношений с заказчиком. За что сами же и страдают.

Сразу оговоримся, что для печатных изданий российское законодательство п.2 ст.1286 ГК РФ позволяет договариваться о подготовке материала с нештатным корреспондентом в устной форме. Для «тружеников голубого экрана» ситуация прямо противоположная. Сначала подписание бумаг – потом выезд на съемки. Не знал об этом или поверил продюсеру – останешься без гонорара.Владислав Двоеглазов и Ирина Ибрагимова подали в суд на продюсера, экс-телеведущего Ивана Усачева. Сценаристы обвиняют Усачева в невыплате гонораров за программы, вышедшие в эфир в 2007-2008  г г. и в несоблюдении авторского законодательства России. Владислав Двоеглазов дополнительно предъявил иск продюсеру о компенсации морального вреда, нанесении урона деловой репутации за нелицеприятные высказывания Усачева в адрес сценариста в СМИ и угрозу убийства. Общий иск экс-авторов «Реальных историй» – 8 160 000 рублей.В родной Туле Ирина работала корреспондентом новостей местной студии. Летом 2007 года решила переехать в столицу. Девушке несказанно повезло практически сразу (что, поверьте, бывает крайне редко), и она попала в продакшн-студию, готовившую программу для центрального канала. Съемка за съемкой, ночи у компьютера, монтаж. Жизнь кипела и бурлила, но финансовое вознаграждение должно было все компенсировать. Ирине предложили за сценарий программы (26 минут) 1500 «зеленых» по курсу 25 рублей. В провинции месячная зарплата была в 5 раз меньше. А тут за месяц, постаравшись, и два сценария можно было написать.

Доверившись продюсеру, ведь раньше его Ирина видела только по телевизору, никаких договоров подписывать не стали. Через несколько месяцев трудовых подвигов юную девушку «кинули». Программы были в эфире. Шли с неплохим рейтингом. Но гонорар за труды Ирина не получила. Пиши Ирина для газеты, могла бы, защищая свои права в суде, предъявить публикации. Как доказать авторство на ТВ?

Первое, что должен сделать сцена­­­­рист, корреспондент, режис­сер, только собираясь на съем­­­ки – подписать договор авторс­­­кого заказа (статья 1288 Гражданского кодекса РФ).
– Составлен он может быть в свободной форме, обязательно указать два момента, – советует юрисконсульт Союза журналистов России Анна Парамонова. – Главное – прописать срок исполнения договора авторского заказа (срок сдачи автором заказчику материального носителя) и размер вознаграждения (разовая сумма, процент от дальнейшей реализации проекта и  т. п.), без указания этих условий договор считается незаключенным.

По общему правилу, продюсеру или в целом продакшн-компании авторские права на фильм, программу, сюжет не принадлежат. Согласно Гражданскому кодексу (п. 2 ст. 1263) только автор, режиссер и композитор имеют право на созданный продукт. Допускаем вариант – дого­­вор авторского заказа подписан не был. Все доверяли друг другу. Сценарист с режиссером закончили документальный фильм, и продюсер сдает его на эфирный канал. Но права на фильм ему не принадлежат!
– В таком случае, продюсер должен подписать с создателями фильма договор об отчуждении исключительного права (ст. 1285 ГК РФ) либо лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (ст. 1286 ГК РФ) – продолжает Анна Парамонова. – Что на практике, к сожалению, бывает крайне и крайне редко.

И если потом продакшн-компания оставляет авторов без гонорара или платит гораздо меньше обещанного, доказать свою правоту сложно. Телевизионный эфир нельзя пощупать. Если дело дойдет до суда, то канал-вещатель может быть привлечен соответчиком, и уже тут он предъявляет эфирную копию, паспорт фильма, где указаны истинные авторы.

Еще один нюанс. Допускаем, что продюсер начинает доказывать, что выплатил гонорар или его часть, но «забыл» попросить автора расписаться в ведомости. Это его проблема. Авторское право регулируется гражданским законодательством, а тут принимаются только письменные доказательства. Нет подписи – не было и денег. Если бы отношения автор – продюсер регулировались Трудовым кодексом РФ, как отношения работник-работодатель, то во внимание принимались бы свидетельские показания. Директор студии мог бы смело заявить, что был свидетелем выплаты вознаграждения. Мешает одно – «мог бы».

Бывает и такое: фильм снят, смонтирован предмастером, но авторы ругаются с продюсером и решают сами заработать.

Примерно год назад мне предложили включиться в один проект на стадии пост-продакшна сопродюсером. Роль сводилась к переговорам с потенциальным каналом-вещателем. Когда договоренность была достигнута, речь шла о сроках сдачи фильма, но неожиданно автор, режиссер и продюсер поругались. Каждый считал – права на шедевр принадлежат ему. Когда они затевали съемки – были друзьями и, естественно, никто никаких договоров не подписывал. Возникли юридические проблемы и с использованным архивом.

Тут же покинув проект, я рекомендовал каналу не связываться с сомнительным по происхождению фильмом. Ведь после эфира один из авторов, так и не договорившись с остальными, мог начать судебные разбирательства. Насколько знаю – фильм до сих пор лежит на полке.Не лучше обстоит дело и в студиях, снимающих сериалы для телеканалов. В апреле 2008 года сценаристы Григорий Ряжский и Алексей Винокуров выиграли суд у компании-производителя сериала «Дети Ванюхина». Как прокомментировали нам в пресс-службе Московского городского суда, иск сценаристы предъявили после того, как увидели в титрах сериала вместо имени Ванюхина – режиссера Юрия Мороз. При этом не был указан литературный первоисточник, одноименный роман, по которому сняли сериал. Суд постановил: ответчикам выплатить истцам 150 тыс. рублей за нарушение авторских прав и моральный вред.Но сериалы – дело особое. Чаще с нарушением прав сталкиваются корреспонденты. Например, работа в новостях – одна из престижных на ТВ. В информационные службы каналов стоят очереди. Многих берут с испытательным сроком, потом расстаются. Региональные корреспонденты тоже с удовольст­вием сотрудничают с федералами и снимают сюжеты по заказу московских редакторов. Только гонорары видят не все и не всегда.

Хабаровчанка Марина мечтала о карьере на центральном канале. Правдами и неправдами, через знакомых, ее представили руководителю новостей. Ей дали шанс. Три месяца Марина снимала сюжеты, выезжала на запись интервью, а потом услышала: «Вам спасибо, вы свободны». Ни копейки гонорара корреспондент-стажер не увидела. Отметим, что Марина – не начинающий журналист и на Дальнем Востоке она успела несколько лет проработать в новостях, даже вела вечерние выпуски. Покорить столицу не удалось.– Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, не являются объектом авторского права согласно п. 4 ч. 6 ст. 1259 ГК РФ. – комментирует ситуацию юрисконсульт СЖР Анна Парамонова. – Таким образом, на новостные сюжеты не распространяется режим авторского права, и корреспондент-новостник, в отличие от сценариста документального фильма, не обладает авторским правом на проделанную работу. В этом случае надо сразу договариваться с каналом и заключать, по возможности, трудовой договор либо подписывать, как минимум, договор возмездного оказания услуг и оговаривать сумму.Не относятся к объектам защиты авторского права также обзоры, аналитические материалы, которые появляются в виде одинаковых сообщений в результате одновременного творчества многих обозревателей, журналистов, комментаторов, и не имеющие оригинальности. Зато право на записанное интервью при­­­­надлежит корреспонденту и интервьюируемому лицу совместно, являя собой элемент совместного творчества, т. е. соавторство.

«Прославились» своим отношением к корреспондентам многие программы на отечественном ТВ. Например, «Сельский час» (эфир на канале «Россия», производство продакшн-студии). Как рассказывает экс-корреспондент «Сельского часа», а ныне продюсер программы «СССР»(Ren TV) Евгений Столбов, первый год он снимал сюжеты о жизни селян в России вообще без заключения каких-либо договоров и деньги получал от руководителя проекта в конверте. Спустя год был оформлен в одно из подразделений Минсельхоза, но видел только «конвертную зарплату». Покидая проект, Евгений, как и многие, недо­­получил деньги за снятые и вышедшие в эфир сюжеты.

Деньги в конвертах на ТВ – бич 90-х. Правда, тогда никто не роптал против зеленой наличности. Сегодня ситуация меняется, но это – тема для отдельного разговора.

Четвертая часть Гражданского кодекса России вступила в действие с 1 января 2008 года, до этого действовал закон «Об авторском праве и смежных правах». Правовое положение авторов существенных изменений не претерпело. Судебной практики по защите авторских прав наработано крайне мало. Не ранее, не теперь журналисты и сценаристы не спешат доказывать перед фемидой и главными редакторами свою правоту. Чаще творческие труженики предпочитают «дарить» все продюсерам, отправляясь на поиски новой продакшн-студии.

Имена некоторых героев изменены. Суд еще не вынес постановления по иску Ирины. Марина сейчас работает, правда, в другой редакции, на канале, который не выплатил ей гонорар.По статистике Союза журналистов России и правозащитной организации «Независимый экспертно-правовой совет», около 50 журналистов из различных уголков России ежегодно обращаются за помощью и защитой. Какой-либо из регионов страны в нарушении прав пишущей и снимающей братии не лидирует. Чаще всего «кидают» корреспондентов и сценаристов крупные компании.


Ранее опубликовано: «Журналист»
Илл.: Сеть
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова