Безработица не так страшна? Уже или ещё?

– Вот когда не позавидуешь американцам! – услышал недавно от приятеля. – Слышал, что у них с безработицей?
Но потом прочитал прогнозы руководителей федерального правительства, которые попытались высчитать реальную, а не «официальную» безработицу. Получив значения «не выше 8–10% по стране», чиновники успокоились: ну, в принципе, на уровне Америки. Размеры пособий на биржах труда «тут» и «там», правда, никто не сравнивал… Но для себя я понял: официальная статистика – не самая показательная.
Ладно свет в тоннеле, нам бы хоть дно увидеть

Когда вице-премьер краевого правительства Татьяна Галицина публично, в присутствии СМИ отчиталась перед губернатором, что в Пермском крае наблюдается некоторое снижение безработицы и рост числа вакансий, на душе стало спокойней. Очень вовремя! Наш регион до этого называли в числе неблагополучных по ситуации на рынке труда, а тут ещё президент Медведев пообещал строго следить, как борются с безработицей. И вот весьма кстати подоспело официальное сообщение краевых властей: «С апреля текущего года в Пермском крае в 2 раза снизилась напряжённость на рынке труда (с 5,8 до 2,7 человек на 1 вакансию). Также понизился и уровень регистрируемой безработицы с 3,5% до 3,3%».

ПЛЮС-МИНУС, ГДЕ-ТО ТАК…
Всё бы хорошо. Но с этими «официальными данными» об уровне безработицы расходятся не менее официальные сведения органов статистики в Пермском крае. По их оценкам, на начало мая в Прикамье было 169 тысяч безработных, что составляет 11,6% экономически активного населения региона. Всё очень просто: «регистрируемая» и «всамделишная» безработица – две большие разницы. По мнению того же Пермьстата, на учёте в службе занятости состоит не более трети безработных – то есть около 50 тысяч человек. Ну не идут, например, сокращённые работники банков или бывшие нефтяники на биржу труда даже за повысившимися с недавних пор пособиями! А особо скептические учёные утверждают, ссылаясь на зарубежные методики, что коэффициент «один к трём» ещё очень и очень сильно занижен для того, чтобы высчитать, что «есть на самом деле». Однако ни подтвердить, ни опровергнуть их расчёты невозможно: отечественной «официальной» методики определения действительной безработицы нет ни в крае, ни в стране.

РАБОТА ЕСТЬ – ДЕНЕГ НЕТ
В чём, казалось бы, нельзя усомниться, так это в том, что некоторые предприятия передумали сокращать людей. В том же докладе вице-премьера приводится обнадёживающий факт: «Сегодня проводится мониторинг ситуации с занятостью на 483 предприятиях края. Порядка двадцати из них в последнее время отозвали свои уведомления о сокращении численности сотрудников. То есть работу сохранят 2,4 тысячи человек». Совсем неплохо! Ранее сообщалось, что только в июне и июле 2009 года в Пермском крае планируется сократить 8616 человек. Хотя даже если сокращённых будет на четверть меньше, это всё равно много. Но дело не только в этих цифрах. Потому что есть и другие: на 1 июня 2009 года суммарная задолженность по краю, по официальным данным, за май выросла на 17,6 млн руб. и составила 184,3 млн руб. И эта тенденция, увы, сохраняется. «Ну, это ведь к безработице не относится!» – возможно, скажете вы. Не торопитесь…

СОКРАЩАТЬ – СЕБЕ ДОРОЖЕ
Одно из основных направлений органов прокуратуры в крае сегодня – следить за соблюдением трудового законодательства. Они проводят проверки по поводу соблюдения процедуры сокращений, перевода работников на неполное время занятости и т. д.

В краевой прокуратуре отмечают, что во время таких проверок выявляется много нарушений в различных территориях края. Например, в Оханском районе, В Кировском, Свердловском районах Перми…

Прокурор Свердловского района краевого центра Вадим Плоских отмечает, что случаи задержки зарплаты сейчас характерны в основном для предприятий малого и среднего бизнеса. Но в прокуратуре «со страхом ждут», что это может распространиться и на крупные предприятия. Дело в том, что в ближайшее время многим из них предстоят значительные – и обязательные! – выплаты двухмесячных заработных плат сокращённым работникам, а если те не найдут новую работу и зарегистрируются на бирже труда, то предприятию придётся выплатить ещё одно, третье, месячное пособие. Хватит ли после этого денег для своевременной выплаты зарплаты оставшимся работникам?
Вот и получается: чтобы сэкономить фонд оплаты труда за счёт сокращений, нужно сначала раскошелиться. И некоторые работодатели идут другим путём. Нет, незаконные сокращения – без уведомления работников и центра занятости за два месяца – не принимают пока массового характера, хотя и регистрируются, и тогда директоров предприятий штрафуют на сумму от одной до четырёх тысяч рублей. Зато всё чаще в прокуратуры жалуются работники, что их понуждают писать заявления «по собственному желанию».

Им разъясняют, что заставить это делать их никто не может, но они могут на это пойти сами, «по соглашению сторон», оговорив с работодателем размер компенсации. И напоминают: если кого-то уволят незаконно, тому следует подать иск в суд по поводу восстановления на работе, но не позднее чем в течение месяца: таковы у нас теперь новые законы, защищающие работников, но не забывающие и о копеечке работодателя.

Ну а если человек увольняется с родного предприятия, устав работать по три дня в неделю и получать ополовиненную зарплату, да ещё с задержками, – чем это лучше сокращений?

Сколько людей сокращается вот таким, «скрытым» образом, разумеется, не считают.

ПАДАТЬ СТАЛО МЯГЧЕ?
Руководитель социально-экономического отдела Пермского крайсовпрофа Илья Росинский полагает: говорить о том, что проблема безработицы отступает и что уже нащупали её «дно», пока, увы, рано. В таких отраслях, как строительная, металлургическая, машиностроительная, обнадёживающих тенденций пока нет: ситуация «колеблется» – те же строители то подают сводки, что у них увеличивается рабочая неделя или рабочий день (всё-таки летом у строителей страда), то вновь сообщают об их сокращении или даже об отправке людей в неоплачиваемый отпуск. Но всё же и он говорит, что в более благополучных отраслях, по его субъективным ощущениям, всё становится не так тяжело, как в начале года.

Как говорится, дай-то Бог!

УЖ ЛУЧШЕ НА БИРЖУ, ЧЕМ МУСОР УБИРАТЬ!
Около девяти тысяч молодых прикамцев не могут сейчас найти работу, их число выросло за последние полгода. Труднее всего устроиться молодым экономистам и юристам. В то же время молодёжь не стремится обучиться рабочим специальностям, хотя такие профессии по-прежнему в числе востребованных на предприятиях. Такие данные прозвучали на встрече журналистов с главой Перми Игорем Шубиным. По словам Шубина, власть не сможет за работодателей заниматься профориентацией молодых людей, значит, сами предприятия должны «повернуться в сторону школы».

Такая форма трудоустройства, как общественные работы, также не вызвала энтузиазма среди молодёжи, хотя она активно предлагается уже в течение месяца. По информации главы Перми, в общественных работах в краевом центре занято всего около тысячи безработных. По мнению Шубина, это связано с невысокой оплатой за такой труд – в «районе» четырёх тысяч рублей. «Зачем я пойду собирать мусор, когда зарегистрируюсь и буду получать те же деньги?» – комментирует мэр. Он пообещал, что мэрия будет думать, как исправить ситуацию.

Текст: Андрей Матлин, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


деньги