Смертельный кувырок на Вильве

Кусок реки от моста на Гремячинск до Чусового среди сплавщиков считался самым спокойным участком. Предвкушая скорый финиш, туристы расслаблялись. Но в этом году здесь обнаружился новый мощный порог, причиной появления которого стал проложенный в прошлом году бетонный жёлоб трубы газопровода. В результате неожиданная встреча с коварным Кувырком, как порог уже успели обозвать в интернет-сообществе, для некоторых закончилась трагически. На сплав по Вильве ходил и наш корреспондент.

«До сих пор не могу понять, как всех из нашей группы удалось выловить живыми, так как больше десятка человек плавали, как морские котики. Потеря вещей и снаряги – это все ерунда по сравнению с выражением глаз друга, которого я затаскивал из воды на кат». – Олег65, пермский форум teron.ru

А ЗА РЮКЗАКОМ – МЕРТВЕЦ
С нами в одном автобусе до места заброски добирались три команды. Одна из них, команда неутомимых и безудержных сплавщиков братьев Механошиных на двух катамаранах, прошла Кувырок на день позже нас, 11 мая. «Мы не сразу увидели слив. А когда увидели, где-то за метров пять, было уже поздно. Нас с головой накрыло волной, но мы удержались. Правда, двух девчонок, можно сказать, поймали уже на лету, – рассказывает Евгений Механошин. – Прошли порог и остановились в двухстах метрах. Начали продираться сквозь берег вперёд, хотели предупредить наш второй кат. По пути подобрали еще одного мужчину, висящего на ёлке – Сергея из Екатеринбурга. Подошли вовремя, он был уже весь бледный и замёрзший. Дали ему свитер и горячий чай. У него была сломана нога, и позже он был госпитализирован в Чусовскую больницу».

«Самое страшное произошло, когда мы уже пристали к месту выброски – вильвенскому мосту, – продолжает рассказ командир второго катамарана Игорь Попов. – Пока ждали машину, мимо плыли пустые каты, вёсла, рюкзаки. А потом мы увидели совершенно пустой рафт. В метрах двадцати от него – рюкзак. А за рюкзаком – мертвец плывёт. Рюкзак и рафт мы не поймали, а труп вытащили. Через какое-то время к мосту подъехал микроавтобус. Водитель рассказал, что приехал встречать группу, а погибший – инструктор, он вёл партию на сплав по Вижаю. На рафте должны были находиться ещё трое человек… Кувырок вроде им был не по пути. Что там могло случиться при выходе из Вижая в Вильву – ума не приложу».

А ВИНОВАТЫХ ОПЯТЬ НЕТ
Местные рыбаки объясняли происхождение порога работами на этом участке летом–осенью прошлого года газовиков. Информация подтвердилась на официальном уровне: основной причиной опрокидывания катамаранов явился дюкер (жёлоб из бетона, в котором вложена труба) магистрального газопровода Ямбург–Елецк–2, пересекающий реку Вильву. Дюкер прокладывался летом–осенью прошлого года. Весной нынешнего – из-за высокой воды в этом месте образовался водопад высотой один–два метра. Так получился этот смертельный порог. Раньше слив тоже был, но не такой крутой.

«Все эти ситуации вызваны стечением природных обстоятельств. К трагедии мог привести ряд причин: бурное таяние снега, стремительный рост воды, нарушение правил безопасности. Необходимо было провести наземную разведку и обнос. Судя по рассказам туристов, они забывали надевать спасжилеты, каски, а это на реке, тем более весенней, конечно же, недопустимо», – комментирует заместитель директора Пермской краевой службы спасения Николай Кулябин. – Валить вину на МЧС и газовиков неправильно. Каждый отвечает за себя. За группу отвечает руководитель».

«Самое главное для нас сейчас – спасти людей, – говорит заместитель начальника управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Пермскому краю полковник Александр Стяжкин. – Хочется отметить, что официально зарегистрировались на сплав в этом году 64 туристические группы (шестьсот туристов), из них шесть – по Вильве, все эти шесть благополучно вернулись».
64 группы – это около 20 процентов от всех сплавщиков. Спасатели особенно нажимают на тот момент, что все пострадавшие не зарегистрировались в контролирующих органах перед походом. И сейчас по рассказам разных сплавщиков очень сложно оценить ситуацию. Туристы погибли на Вижае или Вильве? И сколько вообще человек пропало? Были они трезвые? Соблюдали технику безопасности? Однако говорить только о виновности самих туристов в произошедшем тоже было бы неправильно. Во-первых, слив можно разглядеть только с близкого расстояния, и не все успевали подрулить к берегу, чтобы провести разведку или обнестись. А во-вторых, многие проходили Вильву не в первый раз и были в курсе, что этот участок спокойный (хотя на воде нужно быть ко всему готовым).

«Вообще-то надо предупреждать о таких вещах. Ведь все знают, что начинается весенний сплав и что уйма народу пойдет на Вильву», – негодуют сплавщики в форуме. И это вопрос к компетентным органам: какова, к примеру, роль газовиков в этом происшествии?

Текст: Марина Сизова, «Пермские новости»
Илл.: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс