Задача: из пункта А в пункт Б на такси

Знал бы детский писатель Эдуард Успенский, где искать сюжеты для своего «Задачника», непременно бы приехал в Березники. Одни только таксисты чего стоят: таких головоломок назагадывают, что будь ты хоть трижды академиком, ни за что не догадаешься, каким образом складывается сумма, которую они требуют за свои услуги.

Вот, например, вызываете вы такси, у которого поездка по городу стоит 70 рублей. Через 20 минут, когда вы прибываете в пункт назначения, водитель объявляет: «С вас 130 рублей» и разъясняет: до пункта назначения поездка стоит 80 рублей, плюс одна остановка, плюс 30 рублей – поездка по городу. Можно подумать, что до пункта назначения мы каким-то другим образом добирались. Только вот каким, выяснить не успеваете: водитель мгновенно захлопывает дверь и срывается с места.

Вопрос – на сколько обманул таксист? Ответ – на 50 рублей.

Эту цифру называет диспетчер данного такси, когда вечером перезванивает, усомнившись в порядочности данного водителя. Оказывается, нарекания в его адрес поступали не раз, и ваш случай стал последней каплей – сейчас его уволят. Но предварительно вычтут из зарплаты эти самые 50 рублей, чтобы вернуть обманутому пассажиру. Не наличными, конечно, а в счет следующей поездки. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но неприятный осадок остался: ведь всего этого можно было бы избежать, знай ты, как формируются цены на услуги такси. Рассказать об этом согласилась Светлана Запивалова, которая в этом бизнесе уже много лет и сама не раз сталкивалась с подобными недоразумениями.

– Существует два вида оплаты, – говорит Светлана Петровна, – почасовая по городу, которая в среднем составляет 250 рублей, и разовая поездка по городу, равная 70-ти рублям.

Ключевое слово здесь – по городу, потому что некоторые пассажиры рассчитывают воспользоваться почасовой оплатой, быстренько смотавшись в соседний город и обратно. Такие поездки, как правило, относятся к разовым и имеют четкую цену: Соликамск – 400 рублей, старое Усолье – 220 рублей, Усольский микрорайон – 250 рублей и т.д. На первый взгляд, заплатить за разовую поездку по городу выгоднее, чем воспользоваться почасовой оплатой, даже если тебе надо срочно побывать в нескольких местах. Но это на первый взгляд 70 рублей кажутся значительно симпатичнее, чем 250.

– Дело в том, – объясняет Светлана Петровна, – что стоимость разовой поездки по городу может варьироваться. Например, если вы едете в частный сектор, это будет на 10 рублей дороже. Если на вокзал, в церковь Иоанна Предтечи или на кладбище – тоже прибавляйте десятку.

Кроме того, на 10 рублей дороже придется платить в случае, когда по пути следования вы просили остановить машину на пару минут, и на 20 рублей больше, если по вашей просьбе водитель свернул с обговоренного маршрута, чтобы заехать по указанному вами адресу. Довольно часто пассажиры не видят разницы между понятиями «остановка» и «заезд», хотя разобраться просто, если за основу взять понятие «маршрут».

– Что касается денег, которые «капают» во время ожидания пассажира, то здесь все просто, – продолжает Светлана Запивалова. – Первые 5 минут ничего не стоят: после звонка диспетчера, что такси на месте, человек должен успеть одеться и выйти на улицу. Но иногда пассажиры заставляют себя ждать по 15-20 минут, поэтому за каждую просроченную минуту мы вынуждены брать по 3,5-4 рубля.

Дополнительные деньги берутся и за пользование багажником. Уложенная в нем пара чемоданов несет удорожание в 20 рублей, а вот громоздкий телевизор, стройматериалы или другое, неподходящее по габаритам имущество, – еще больше.

– Все расценки, – продолжает Светлана Петровна, – указаны в прайс-листе, который имеется у каждого водителя, и пассажир вправе с ним ознакомиться. Достоверность информации подтверждается печатью и подписью руководителя фирмы.

А еще, чтобы оградить себя от решения неразрешимых задач, желательно заранее, вызывая такси, уточнить у диспетчера, во сколько вам обойдется поездка со всеми планируемыми остановками и заездами. А вот выяснять отношения непосредственно с водителем рискованно. Как-то пара подгулявших граций вступила с таксистом в отчаянный спор из-за десятки, и он, не долго думая, увез их ночью на кладбище и там высадил.

– Я считаю, что выяснять отношения с водителем ни в коем случае нельзя, – говорит Светлана Запивалова. – Во-первых, мужчина есть мужчина. А во-вторых, вести машину в раздраженном состоянии очень рискованно – могут пострадать прохожие. Лучше, когда арбитром в споре с таксистом выступает диспетчер, которому можно в любое время позвонить и выразить свое недовольство. Обратная связь помогает руководителю службы такси выявлять недобросовестных сотрудников, чтобы работать только с надежными людьми.


“Неделя.RU”
Илл.: Карикатура.ру
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


права потребителя