Ожившее дерево увидит не только Париж

В Березниковском историко-художественном музее им. И.Ф. Коновалова проходит выставка «Деревянные кружева» Александра Самодурова.

Казалось бы, что в этом особенного? Различные выставки в Березниках проходят регулярно, и при желании любой житель города может познакомиться с произведениями искусства местных авторов. Однако уникальность выставки «Деревянное кружево» в том, что до сих пор ее могли видеть только жители Перми, Москвы, Санкт-Петербурга и даже Парижа, тогда как показать свои работы в родных Березниках Александру Самодурову предложили впервые.

Неужели до сих пор творчество мастера считалось у нас недостойным внимания широкой аудитории? Или предметы декоративно-прикладного творчества, а именно к этому виду изобразительного искусства относится резьба по дереву, не вызывают интереса у современного зрителя? Ответы на эти вопросы дали сами посетители выставки.

– Я много бываю за границей и вижу тот ширпотреб, который иностранцы везут в память о России, – говорит глава Усольского района Геннадий Шехматов. – Мне и раньше за это было стыдно, как будто у нас в стране кроме ремесленников никого нет, а сейчас, после знакомства с Александром Петровичем, тем более. Его работы намного выше всего, что мне прежде доводилось видеть, и я уверен, творчество Самодурова заслуживает не узкого круга его знакомых, а самой широкой популяризации.

«Когда встречаешь таких людей, как Александр Самодуров, которые дарят окружающим радость и тепло своей души, жить сразу становится легче», – пишет в «Книге отзывов» одна из посетительниц. Работы Александра Самодурова, действительно, пронизаны теплом и человечностью, будь то гравюры, скульптуры или резная мебель. При первом взгляде на них поражаешься дотошности, с которой автор прорабатывает все до мельчайшей детали. Вот скажите, как это из цельного куска дерева сотворить, например, изящное пасхальное яйцо, сплошь увитое тончайшим сквозным узором? Ведь одно неверное движение, и крохотный листочек может обломиться, а цветок расколоться из-за внезапно побежавшей трещины.

Удивление сменяется почти инстинктивным желанием прикоснуться к работе – манит природное тепло древесины, помноженное на состояние возвышенной души автора. Ты вдруг забываешь, что перед тобой не живой предмет, и тебе уже совсем неважно, как и из чего он сделан. Ты видишь перед собой уже не изображение нищего старика, а его самого, согбенного и убогого. Думаешь, что же такое могло с ним произойти, раз на закате дней он оказался так одинок.

Печальные и торжествующие, парадные и по-девичьи скромные, наивные и напористые – эпитеты, которыми обычно мы награждаем людей, можно смело присваивать работам Александра Самодурова. Работам, у каждой из которых есть свое настроение, свой характер и своя судьба.

– Самое главное, – делится секретом Александр Петрович, – надо с самого начала настраивать себя на то, что ты делаешь не какую-то там халтурку, а создаешь настоящее произведение искусства. Конечно, не всегда все зависит от тебя: бывает, что в процессе работы на сучок наткнешься, или внутри древесины пустота обнаружится. Тогда планы приходится на ходу менять, чтобы обойти «узкое место».

Но это даже интересно – ведь настоящего творчества не бывает без импровизаций. Впрочем, не бывает оно и без зрителей, которые впервые получили возможность познакомиться с «деревянным кружевом» Александра Самодурова..


“Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


искусство