Учителя превратились в пацаков

В данной рубрике публикуются любые свободные мнения на любую тему без цензуры и при минимальной орфографической правке. Мнения авторов могут не совпадать. Дискуссия приветствуется. Письма в рубрику «Свободная трибуна» принимаются через контактную форму сайта.

Ленин почти сто лет назад писал (извините, что цитирую Владимира Ильича, в которого только ленивый не бросил камень): «В России грамотных всего 21% населения, а за вычетом (из населения) детей дошкольного возраста, т. е. детей до 9 лет, всего 27%. А в цивилизованных странах неграмотных нет вовсе, как в Швеции и в Дании, или неграмотных всего 1-2%, как в Швейцарии и в Германии. Америка принадлежит не к передовым странам по числу грамотных. В ней почти 11% неграмотных, а среди негров 44% неграмотных. Но американские негры все же более чем вдвое лучше поставлены в отношении «народного просвещения», чем русские крестьяне».

В Царской России на учителя обучалось 4000 человек... На 1000 жителей Царской России в начале 20 века приходилось менее 50 учащихся учебных заведений всех видов. В 1918 году было принято положение об обязательном бесплатном образовании детей школьного возраста, в 1930 введено обязательное начальное, затем - обязательное семилетнее, в 1956 - всеобщее и обязательное восьмилетнее образование и т.д.

Дефицит учителей порождал великий спрос на эту профессию. В Советском Союзе образование было действительно массовым. Конечно, массовость не может не сказываться на качестве, тем не менее, определённый минимум образования мог (и обязан) был получить каждый. Мой отец, чей июньский выпускной бал был в 1941 (фронт, служба в армии, массовая демобилизация 1953), в 40 лет пошёл в вечерний 10 класс, затем закончил вуз, мама в конце шестидесятых закончила техникум. Училась вся страна.

Моя первая учительница в конце пятидесятых жила в небольшой комнатке в бараке с двумя взрослыми дочерьми. Маленькая зарплата, вечные тетрадки... Было трудно. Тогда, после Войны, всем было трудно. Но страна шла дальше, а учителя так и остались «с седыми прядками над нашими тетрадками» с нуждой, без квартир, часто без возможности устроить личную жизнь. К ним присоединились учёные и инженеры.

Ещё в более трудном положении оказался сельский учитель. Чтобы прожить в деревне, просто необходимо было иметь огород, какую-никакую живность - кур, коровку, свиней, – запасать дрова и уголь на зиму, вставать ни свет, ни заря, ложиться за полночь, топить ненасытную печку, таскать, надрываясь, воду из колодца... А кроме борьбы за существование - ещё и школа, ученики, общественные поручения, собственные дети, на которых времени не остаётся... Немногие учителя находили силы оставаться в деревне.

Деревенское образование всё более и более отставало от городского. Молодежь бежала из родного дома в город. Дом оставался без своих детей, а значит, без будущего. Деревня стала символом малограмотности и бедности: «Колхозник», «Сельпо», «Деревня», «Село», «учись, а то поедешь в деревню коровам хвосты крутить!» - часть народного фольклора на тему образования.

Школьная учительница Марья Ивановна вынуждена была вести математику, физику, литературу, химию и иностранный язык (и до сих пор ведёт). Но её на всё не хватало. В школьных аттестатах, выдаваемых сельскими школами, напротив некоторых предметов стали появляться прочерки - катастрофический дефицит педагогов. Были введены квоты на поступление в вузы сельских детей. Потом - детей Севера, детей национальных меньшинств, отслуживших армию, граждан со стажем не менее 2 лет... Поскольку без таких квот поступить в вуз для них было нереально.

И опять же школьники по тем или иным причинам, не получившие полноценное образование, в большинстве шли в педагогические вузы (не меньшим успехом пользовались вузы сельскохозяйственные). Благополучные студенты педагогических вузов пополняли ряды аспирантов, остальные шли в школы учить детей. Поскольку в селе ничего не менялось, выпускники старались воздержаться от возвращения в родные пенаты.

В селе, если было ещё кого учить, по-прежнему, трудилась, ведя несколько предметов, уставшая и постаревшая Марья Ивановна. Кстати, во многих сёлах классы немногочисленные, гораздо ниже требуемой «наполненности». В соответствии с борьбой за «наполняемость классов», деревенские школы обречены на вымирание. Сколько бы ни было учеников - число учителей должно соответствовать числу предметов, а не числу учеников.

Закрытие сельской школы является одной из причин полного угасания села. Родители школьников вынуждены первыми покидать свой дом, чтобы не оставить детей без образования. Есть, конечно, интернаты, но расставание - травма и для детей, и для родителей. Одна из возможностей - укрупнять школы, собирая учеников окрестных сёл в центральную школу на ежедневном школьном автобусе. Но много ли сельских школ имеют свой автобус?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


зарплаты

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса