Ложное чувство стыда у недорослей

…ОПАСНО И ДЛЯ ПРИЗЫВНИКОВ, И ДЛЯ МИНОБОРОНЫ

В прошлом году весной и осенью военкоматчики стращали призывников, что срок военной службы сокращён до одного года ненадолго. Что с 2009-го он непременно снова вырастет, да не до прежних двух лет, а почти до трёх. Слава Богу, не вырос. Но случилась другая напасть: значительно вырос наряд на призыв. Для Пермского края число тех, кого во что бы то ни стало надо «забрить», удвоилось (а если сравнивать с весенней кампанией 2008 года – утроилось). Призывной же контингент (то есть число тех, кто достиг призывного возраста), наоборот, сократился – страна попала в демографическую яму.

УЧИТЕЛЯ БЕРУТ ПОД КОЗЫРЁК
В середине марта довелось мне побывать в составе гражданской экспедиции, организованной Пермской гражданской палатой, в Березниках. В соответствии с программой экспедиции я встречалась там с мамами старшеклассников. А тема моей встречи была: «Что должны знать родители допризывников о первоначальной постановке на воинский учёт».

Почему мне было важно встретиться с родителями допризывников, а не призывников? Потому, что именно с ошибок, возникающих во время первоначальной постановки шестнадцатилетних юношей на первоначальный воинский учёт, начинаются главные ошибки призыва.

Ну вот, например, в феврале или марте школьному директору звонят из районного военкомата и приказывают в такой-то день доставить к ним всех старшеклассников, достигших 16 лет. Директор дает поручение классным руководителям или преподавателю ОБЖ. Те, «взяв под козырёк», снимают своих учеников с уроков и отправляют по указанному адресу.

А что происходит, когда группа недорослей предстает пред очами военкоматовских медиков, чья задача – оценить здоровье каждого допризывника? Явные физические недостатки допризывника врачи медкомиссии, конечно, заметят. А неявные? Достоверно известно, что ни один из парней в присутствии своих одноклассников не скажет врачам о наличии у него например, такого, заболевания, как энурез (в просторечии – недержание мочи). Он заранее может предсказать, какая после этого жизнь уготована ему в школьном коллективе.

Да и свои «болячки» мальчишки стесняются афишировать перед ровесниками.

СМАЗАННАЯ СТАТИСТИКА
Ложное чувство стыда недорослей смазывает реальную картину: количество годных к военной службе допризывников оказывается завышенным. Эти завышенные цифры из райвоенкоматов отправят в крайвоенкомат, оттуда – в военный округ, из округа – в Главное организационно-мобилизационное управление Минобороны. А через два года, когда недоросли достигнут 18-летия, в краевой военкомат придет наряд на призыв. Он будет, конечно же, завышен, так как за его основу взята ложная информация. И военкоматы будут любой ценой его выполнять. В войска вместе со здоровыми новобранцами попадут те, кто проходить военную службу не должен. Их окажется немало. Знаю это от командиров воинских частей, которые сетуют на то, что медицинские осмотры «молодняка» выявляют до 40 процентов больных. Часть из них тут же направляется в госпитали и комиссуется ВВК (военно-врачебными комиссиями). Другую часть хроников пытаются подлечить, но, увы, как правило, малоуспешно. Вот и маются такие солдаты до тех пор, пока состояние их не ухудшится до предельно опасной черты. От греха подальше их наконец-то комиссуют, сообщив в сопроводительных документах, что заболевание получено во время военной службы. А иначе записать нельзя: винить военкомат за некачественного призывника воинская часть может только, если тот прослужил в ней до комиссования меньше трёх месяцев.

ЗА ОШИБКУ – 500 ТЫСЯЧ
Между тем запись «заболевание получено во время военной службы» в медицинских документах комиссованного солдата чревата далеко идущими последствиями для самого Министерства обороны. Покажу это на примере. В общественную правозащитную приёмную на минувшей неделе пришёл житель Кунгурского района Виктор Н., только что комиссованный именно с такой записью. У него с подросткового возраста искривлён позвоночник и болит желудок. Но во время первичной постановки на воинский учёт он об этом не сообщил. А когда подошло время призыва, медики военкомата сказали, что степень искривления позвоночника и заболевания желудка не дают ему права на освобождение от военной службы.

Прибыв в воинскую часть, Виктор через неделю заболел пневмонией и попал в госпиталь. Лечиться пришлось больше месяца. От сильных жаропонижающих препаратов у него начались острые боли в животе. Анализы показали, что у новобранца застарелая язва кишечника. ВВК приняла решение о его комиссовании. Но пока документы ходили на утверждение в военный округ, Виктор еще дважды переболел пневмонией, и лечение его длилось в общей сложности три месяца.

Теперь Виктору положена страховка в размере 18 тысяч рублей. Но он не намерен ограничиваться этой, как он говорит, «подачкой». Да и действительно, что можно сделать сегодня на 18 тысяч рублей, когда необходимые ему лекарства и санаторно-курортное лечение обойдутся в сотни тысяч? Неудавшийся защитник Отечества собирается взыскать эти деньги с Министерства обороны через суд. Кроме того, он намерен подать в суд ещё и иск о возмещении с этого ведомства компенсации за моральный ущерб. Да немалой – 500 тысяч рублей.

Вот такова получилась цена ошибки, которую допустил военкомат при первоначальной постановке этого конкретного парня на воинский учет. А сколько таких ошибок? Если все, в отношении кого они допускаются, будут добиваться возмещения ущерба, Министерству обороны мало не покажется.

СПРОСИЛИ БЫ РОДИТЕЛЕЙ
Есть простой выход из этой ситуации: не отправлять мальчишек на первоначальный воинский учёт классами, а высылать индивидуальные повестки родителям с просьбой прибыть в военкомат вместе со своим сыном. Кто как не мать знает всё о здоровье своего ребенка? Вот и в Конституции РФ (глава 2 статьи 60) говорится, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности только с 18 лет. Согласно статье 64 (пункт 1) Семейного кодекса РФ, «защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители представляют права и интересы своих детей в отношении с любыми физическими и юридическими лицами… без специальных на то полномочий». Значит, всякого рода вызовы, в том числе и в военные комиссариаты, должны производиться только через родителей несовершеннолетних.

Текст:Ирина Кизилова, руководитель общественной правозащитной приёмной Пермского молодежного «Мемориала»
Опубликовано «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс