Для мэров придумали плётку

Принятые на днях в первом чтении поправки в федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет представительным органам муниципальных образований отстранять от должности глав муниципалитетов, причем, в том числе и по инициативе губернатора.

Для Петербурга и Москвы нововведение приобретает иную значимость, нежели для руководителей других регионов. Как отмечают в комитете по вопросам местного самоуправления Государственной Думы, Москва и Санкт-Петербург считаются городами федерального подчинения, но закон распространяется на глав муниципальных образований этих городов.

Основания для удаления главы муниципального образования в отставку следующие: в случае, если его действие или бездействие повлекли за собой негативные финансовые последствия, в случае нецелевого расходования бюджетных средств, а также, если глава муниципального образования более трех месяцев не исполняет свои обязанности.

"В практике муниципальных образований Санкт-Петербурга, наряду с отзывом депутата, существует практика отзыва и главы МО. Ведь глава муниципалитета избирается из депутатов. Думаю, что законопроект должен быть изменен в соответствии со структурой власти отдельных регионов, например, Санкт-Петербурга и Москвы", - говорит глава МО "Светлановское" Татьяна Захаренкова. Согласна с коллегой и руководитель МО "Гражданка" Ольга Штанникова. "В Петербурге почти все главы муниципалитетов избираются путем голосования депутатов. Депутаты как выбрали главу, так могут его и переизбрать", - отмечает она.

Вместе с тем, у руководителей муниципалитетов вызывает сомнение правильность наделения представительных органов правом снимать с должности глав МО, которые избраны всенародным голосованием. "У меня вызывает сомнения правильность этих поправок к закону о местном самоуправлении. Ведь всенародно избранный глава муниципалитета обладает полной легитимностью, а вот у главы, избранного депутатами, – ограниченная легитимность", - говорит Штанникова. "Наделение депутатов правом увольнять всенародно избранных мэров - посягательство на права избирателей", – отмечает Татьяна Захаренкова.

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов поспешил выступить в поддержку нововведения. Он полагает, что всенародно избранные депутаты – такие же "слуги народа", как и всенародно избранный глава муниципального образования. "Право решения – за представителями народа, депутатами муниципальных образований. Это демократично", - отметил он, комментируя принятие закона о местном самоуправлении на своем сайте. По его словам, такой правовой акт станет хорошим стимулом для глав муниципальных образований. "Это мотивация работать честно, по закону", - заявил Миронов.

Глава комитета по вопросам местного самоуправления ЗакСа Терентий Мещеряков также видит в законе только инструмент контроля за деятельностью глав муниципалитетов. "Закон дает депутатам новый инструментарий для контроля руководителей муниципалитетов. Законопроект, предложенный президентом, ориентирован прежде всего на глав, которые избирались всенародно", – отмечает он.

Между тем, законопроект кроет в себе и нововведение, увеличивая роль исполнительной власти. С инициативой удаления главы МО в отставку сможет выступать губернатор. Как отметил при представлении законопроекта представитель президента в Госдуме Гарри Минх, "два субъекта могут выступить с подобной инициативой – сами депутаты представительного органа и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации".

"Любой гражданин, не только губернатор, может обратиться к муниципальным депутатам с требованием отставки главы муниципального образования", - заявил председатель Совета муниципальных образований Петербурга Всеволод Беликов.

Он отметил, что "вряд ли губернатор воспользуется этим правом – для того, чтобы "заслужить" такого внимания самого губернатора надо очень постараться". Главное, по мнению Беликова, что "окончательное решение об отставке того или иного главы принимает именно депутатский корпус".

Однако некоторые эксперты полагают, что поправки - явное вмешательство исполнительной власти в чужую сферу деятельности, причем незаконное.

"Губернаторы не должны отправлять мэров в отставку. Невозможно, чтобы люди, которые были кем-то назначены, и от народа не зависят, имели такую возможность, - заявил лидер петербургского "Яблока" Максим Резник. - Эти люди избраны народом. Я не против того, чтобы мэры городов и главы местного самоуправления были подотчетны советам. В условиях нормальной демократии возможно, чтобы представительный орган обладал большими полномочиями в этом смысле, но в наших условиях это полное безобразие".

Впрочем, Максим Резник полагает, что новое право губернаторов лишь формализует и так имеющиеся у властей возможности: "В Петербурге этот закон не опасен, потому что МСУ тут мало что решает, - рассуждает он. - Хотя даже с непокорными муниципальными образованиями власть в Петербурге научилась расправляться, и такой лишний инструмент им в принципе не помешает. У них и так были свои рычаги". Резник напоминает, что оппозиционный муниципалитет "Гражданка" был разгромлен еще до выборов. "Скорее всего, будет несколько руководителей от "Справедливой России" – ну, их тоже можно будет снять", - говорит он.

Бывший член комитета Думы по местному самоуправлению, один из разработчиков закона "О местном самоуправлении" Вадим Бондарь называет принятый в Думе закон "противоречащим Конституции". "Я был противником этих поправок. Они предусматривают беспрецендентно высокий уровень вмешательства в дела местного самоуправления.

В ФРГ, например, на федеральном уровне не регулируется местное самоуправление, и эксперты по местному самоуправлению говорят, что поскольку Германия большая страна, у нее нет возможности регулировать местные власти на федеральном уровне. Закон противоречит и Конституции России. Давайте почитаем Конституцию - там есть статья 131, где написано, что структуру органов местного самоуправления определяет население самостоятельно – это принципиально.

Это значит, что даже федеральный закон не может определить, какова будет структура органов местного самоуправления и как распределяются полномочия между главой, депутатами, сити-менеджером. Федеральная власть также не может влиять и на то, кто должен увольнять главу муниципалитетов - жители или депутаты. Принятый в Думе закон – нарушение 131 статьи Конституции", – говорит Бондарь.

По мнению депутата петербургского Законодательного собрания и соратника Миронова по партии Олега Нилова, нужно продумать механизм отстранения от должности всенародно избранного руководителя. "В законе должны быть жестко прописаны причины увольнения. "На наш взгляд, не справляется со своими обязанностями" - не причина, нужно еще это доказать. Одно дело, когда есть необходимость снять обнаглевшего и зарвавшегося, или заболевшего хронически главу, но с другой стороны, импичмент может оказаться и сведением политических счетов с избранным мэром. "Единой России", к примеру, не понравилось, что мэром стал не единоросс, и при введении практики отправки мэров в отставку местными депутатами, неугодный градоначальник легко может быть уволен. Ведь в большинстве региональных парламентах у "Единой России" – большинство", - говорит депутат.

Текст: журнал "Белая полоса" специально для «Иной газеты»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


демократия