Копираты XXI века

Кто на картинке - пират, а кто - правообладатель, определите сами

Недавно Госдума приняла во втором чтении поправки к закону об авторском праве, ужесточающие правила распространения авторского контента в интернете. Между тем пиратство в сети по большей части не приносит дохода и часто имеет идеологическую мотивацию. Кроме того, с таким пиратством трудно бороться в силу его масштабности. Другое дело, если правообладатели и интернет-распространители умудрятся найти общий язык – тогда для обеих сторон откроются интереснейшие возможности.

ПОБЕГ В СЕТЬ
Эпическая борьба правообладателей с пиратами вне интернета приносит весомые плоды, несмотря на все тонкости и странности этой сферы. Так или иначе, за последние пять лет масштабы деятельности офлайнового пиратства уменьшились в разы. Зато бурно развивается пиратство в сети. "Основная тенденция, которую мы наблюдаем последнее время,– уход пиратства в интернет,– говорит Юрий Злобин, президент ассоциации "Русский щит".— Это связано с развитием сети, широкополосного доступа, безлимитных планов — количество пользователей, которые выкачивают файлы из интернета, растет".

К тому же во время кризиса все больше людей отправляется за нужными произведениями в интернет, где, как известно, все достается бесплатно или, по крайней мере, дешево. Спрос растет – растет и предложение. При этом каналов распространения пиратских файлов не так уж и много: торренты, FTP-серверы интернет-провайдеров, есть еще так называемые файлообменники – сервисы по хранению файлов, а также видеохостинги и музыкальные сервисы (последние два варианта, ясно, "заточены" под видео и MP3-музыку). Торрент – это файлообменная сеть формата peer-to-peer (p2p), каждый пользователь которой скачивает интересные ему файлы и одновременно выступает их распространителем. Важно, что в этом случае распространением файлов занимаются сами клиенты, и работа ресурса заключается лишь в публикации файлов-ссылок на существующие "раздачи". Поэтому и бороться с этим видом пиратства очень сложно: владелец торрент-сети не несет ответственности за передаваемый им контент.

К слову, с родственником торрентов, тоже p2p-системой, только действующей по иному протоколу, в свое время был связан первый "файлообменный" скандал: в 2001 году с жутким треском была прикрыта сеть Napster, позволявшая пользователям напрямую обмениваться MP3-файлами. Производителям музыки, таким как Dr. Dre, Madonna, Metallica, не понравилось, что какой-то музыкальный сервис бесконтрольно тиражирует их произведения. Napster попыталась было договориться, но невозможность ограничить распространение контента стала последним гвоздем в крышку гроба сети. Это была первая победа правообладателей – они выиграли сражение, но не войну: p2p-сервисы перебрались из США в офшоры, и достать их там неимоверно сложно. Некоторые, например Kazaa, поступили проще: помаявшись в судах с властями, они перепрофилировались в социальные сети с уклоном в музыку.

Несравнимо проще бороться с интернет-провайдерами, хранящими на своих файловых серверах пиратское ПО и видео,– было бы желание. Но до недавнего времени желания ни у кого не возникало – правообладатели были заняты битвой с офлайновым врагом. Провайдеры между тем с успехом использовали свои FTP-серверы и пиринговые сети, ломящиеся от пиратского добра, как приманку для клиентов.

Еще один вариант – файлообменные серверы вроде Rapidshare.com, Letitbit.net и Depositefiles.net. Здесь все предельно просто: есть площадка, где можно разместить файл, а остальные пользователи будут его скачивать, попутно глядя на рекламу и покупая разные дополнительные услуги – увеличение скорости скачивания, к примеру.

С видеохостингами, такими как Youtube.com, Myvi.ru или Видео@mail.ru, история хитрее. Сами по себе они предназначены для публикации либо личного видео пользователей, либо легального контента – свободно распространяемых музыкальных клипов, промо-роликов и т. п. Но никто не может дать гарантию, что кто-то не попытается "залить", скажем, фильм "Касабланка", который потом будут крутить по всему рунету. Отслеживать весь приходящий контент – дело муторное, поэтому администрация ресурса обычно занимается этим спустя рукава. Тут можно вспомнить прошлогодний скандал, связанный с Видео@mail.ru: ВГТРК подала иск против этого сервиса, обвиняя его в незаконной публикации материалов телекомпании. Впрочем, дело обошлось мирным соглашением.

Последний вариант – хостинги, предлагающие скачивать MP3 и видео (пиратские по большей части) чаще всего за денежку или платное SMS (доход при этом может достигать 300 руб. с альбома – против 150 руб. у традиционного интернет-магазина). Причем в ряде случаев человеку, закачавшему контент на сайт, положен некоторый процент от поступающих SMS. Из всех способов распространения этот – наиболее коммерциализованный (объем рынка SMS-платежей, по мнению экспертов, составляет от 150 до $170 млн, пиратская доля – до 20-30% с учетом картинок и мелодий для мобильных телефонов, на которые у сервисов нет лицензий), и потому правоохранительные органы держат его в поле зрения довольно давно. В результате появилось много уловок – например, создается липовое авторское общество, куда переводятся липовые роялти. Эта схема функционировала до принятия поправок к четвертой части Гражданского кодекса, которые, в частности, обязали авторские общества заключать договоры с правообладателями. Таким образом, у пиратов выбили почву из-под ног. По словам экспертов, никакой схемы на замену придумано не было, и у музыкальных пиратов сейчас два пути: как-то легализоваться или же уходить в глубокое подполье, избегая конфликта с правообладателем.

Как бы то ни было, окончательно победить пиратство в сети никому не удается и вряд ли удастся в ближайшем будущем. И так дело обстоит во всем мире. Пиратский контент вовсю расходится с торрентов и файлообменников, а все меры, предлагаемые правообладателями, носят скорее репрессивный характер. Скажем, недавно одну канадскую студентку отчислили из университета только за то, что она скачала нелегальную копию фильма.

Масштабы пиратского рынка оценить сложно. Одну из попыток предприняла компания "Видео 24", опубликовавшая исследование "О состоянии рынка киноконтента в интернете". $200 млн – такой получился объем рынка. В частности, были подсчитаны убытки от незаконного тиражирования конкретных фильмов – "Адмирала" ($10,5 млн), "Мадагаскара-2" ($12,2 млн) и др. Однако методика исследования видится сомнительной. Цифры получены по схеме "недополученной прибыли" – по ней, человек, скачавший нелегальную копию фильма, посмотрел бы его легальным образом, если бы не было возможности скачивания. Что неверно.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


высокие технологии