Рыболовлев стал жертвой своей жадности?

Отвечая интересу наших читателей мы публикуем ещё одно мнение на тему аварийной ситуации на ОАО «Уралкалий». Вот что пишет по этому поводу журнал SmartMoney (оригинальное название статьи - "Сменить оператора"): «Чиновникам давно не дают покоя минеральные удобрения. Другие экспортно ориентированные отрасли плотно контролируются государством. По газу монополист «Газпром», в нефтянке тон задает «Роснефть». Даже в «Норильском никеле» — крупнейшем экспортере цветных металлов — государство посадило своих гендиректора и членов совета директоров. А вот до отрасли минеральных удобрений, экспорт которой в этом году превысит $10 млрд, все как-то не доходили руки. Теперь дошли.

На прошлой неделе вице-премьер Игорь Сечин поручил Ростехнадзору повторно проверить причины аварии, случившейся на руднике «Уралкалия» два года назад. Старейший рудник, обеспечивающий 20% добычи компании, тогда пришлось затопить: в него начали просачиваться подземные воды. Несколько недель спустя в городе Березники образовалась гигантская воронка диаметром 300 м. Тогда Ростехнадзор счел «Уралкалий» невиновным в аварии, происшедшей над затопленной шахтой: все списали на «редкую геологическую аномалию». Спустя два года Сечин усомнился, и информация о повторном расследовании сразу же втрое уронила капитализацию «Уралкалия». Конечно, вряд ли именно это являлось основной целью проверки. Но тогда что?

Версий несколько. Первая — возможно, владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев стал жертвой собственной жадности. Олигарх получил в пользование рудники, которые при СССР строили целые поколения. Сам денег много не вкладывал. От решения проблем самоустранился. При этом РЖД вынуждена прокладывать 53 км железной дороги в обход Березников. Власти переселяют людей из опасного города, энергокомпания ТГК-9 должна переносить оттуда электростанцию. Суммарные расходы на все эти мероприятия составят как минимум $620 млн. Неудивительно, что государство хочет заставить Рыболовлева компенсировать ущерб.

Версия вторая — передел собственности. Помимо прочего Сечин поручил Минприроды проработать порядок возмещения ущерба, причиненного государству недропользователем. В результате затопления Первого рудника были потеряны запасы в 20 млн т калия. Если новая комиссия решит, что «Уралкалий» виновен в аварии, то с компании могут потребовать компенсацию за потерянные запасы. Если считать по налогам, которые государство из-за этого не получит, выходит меньше $1,5 млрд. Если по стоимости самого калия, то все $20 млрд. Первой суммы хватит, чтобы подтолкнуть Рыболовлева к переговорам о продаже компании, второй — чтобы ее обанкротить. На худой конец, найдя нарушения на затопленном руднике, можно отозвать лицензии на все остальные.

Кому же мог понадобиться «Уралкалий» либо его бизнес? Здесь тоже есть выбор между «Рособоронэкспортом» и структурами «Газпрома». «Рособоронэкспорт» уже владеет объединением «ВСМПО-Ависма», которое делает титан для оборонки и авиастроения. При производстве титана используется карналлит — минерал, который добывают калийщики. После аварии «Рособоронэкспорт» закупает его у компании «Сильвинит» — второго крупного производителя калия. Попутно госкомпания заинтересовалась калийным бизнесом, рентабельность которого по EBITDA сейчас превышает 50%. Весной «Рособоронэкспорт» и «Сильвинит» даже создали СП, чтобы разрабатывать новые месторождения. Рыболовлев владеет 20% «Сильвинита» и давно мечтал присоединить его к «Уралкалию». Теперь идеей такого объединения мог заинтересоваться уже «Рособоронэкспорт».

Что же касается «Газпрома», то консолидировать отрасль минудобрений хотят в одном из его менеджерских кланов. Дочка «Газпрома» — «СИБУР-Минеральные удобрения» — еще год назад собиралась создать профильный холдинг. Заводы азотных удобрений «Газпрому» «нагнуть» несложно: достаточно повысить цены на газ. А вот производители калия или фосфора — монополисты, к тому же высокоприбыльные. Чтобы склонить их к сотрудничеству, приходится воевать — подключать Ростехнадзор или через суд добиваться возвращения в госсобственность 20% акций «Апатита». Посмотрим, какие еще стороны могут появиться в этой войне».P.S. «Иной газеты». Заметьте, что здесь, как и во всех других иногородних публикациях про Аварию, «Уралкалий» и новое расследование, полностью отсутствует упоминание о социальной ответственности «Уралкалия» перед Березниками, о той «великой» роли, которую играет калийная корпорация в жизни нашего города. Как полностью отсутствует и упомнание о реакции березниковцев на все происходящие события. Как будто без Березников и березниковцев само существование этой корпорации возможно. Возможно, даже почти наверняка именно на такие публикации ориентируется и топ-менеджмент «Уралкалия», выстраивая свою политику по отношении к нашему городу и в нашем городе. Большим людям – солидные издания… А спасение утопающих – дело рук самих утопающих. А значит, большому кораблю - большая торпеда и судьба Березников – в руках самих березниковцев.

Подготовил: Антон Пятница
Илл. из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


калийная промышленность

Авария на Уралкалии