Дорога в разрезе

Накануне Дня строителя редакция направила меня на самый стратегический объект строительства Верхнекамья. Так минувшая пятница стала нашим открытием 53-километрового железнодорожного обхода Яйва-Соликамск, окрещенного березниковским народом «дорогой жизни». И по справедливости. Оставшиеся сто метров от провала до действующей ветки вызывают желание зажмурить глаза и горожан, и представителей предприятий, кровно заинтересованных в отправке грузов.

Но пока глаза одних боятся, руки других – делают. Строительство железнодорожного пути в обход шахтных полей началось в марте. Точнее, его первый этап – вырубка и раскорчевка просеки под железнодорожное полотно. В настоящий момент просека шириной метров в сто змеей проползла через тайгу и Соликамский тракт, возле отворота к лагерю «Чайка».

Признаться, мы были удивлены отсутствием естественной для столь масштабного проекта рабочей суеты, царившей еще вчера. На всей открывшейся глазу перспективе не наблюдалось ни одного рабочего или механизма. «Банный день, наверное, – пошутил наш водитель. – А вообще-то, тут постоянно «большетонники» курсируют».

Огромные рытвины от колес и сама просека не давали повода усомниться в его словах. Вдоль просеки аккуратными штабелями уложен вчерашний лес. Через полкилометра мы-таки обнаружили пыхтящий на горизонте бульдозер. Пробраться к нему поближе, чтобы разузнать подробности, пешим невозможно: проливные дожди сделали свое дело.

Строительство технологической дороги до этого участка пока не дошло. Где-то в глубине чащи раздается монотонный механический гул и треск падающих деревьев. Все-таки работы идут. До железнодорожной ветки Соликамск-Березники строителям еще рубить и рубить – несколько километров лесной целины. С трудом вытаскивая ноги из засасывающего глинистого месива, готового поглотить нас с фотокором, мы поворачиваем к машине.

Как сообщили «Неделе.ru» в пресс-службе Пермского отделения Свердловской железной дороги, генеральным подрядчиком работ является трест «БАМ-строймеханизация», головной офис которого находится в Тынде – столице Байкало-Амурской магистрали. Оттуда и люди, и техника. Вот вам и секрет затишья на стройплощадке – смена вахты строителей!

После раскорчевки и зачистки настанет следующий этап – отсыпка будущего полотна, которую предполагается производить в расчете на две железнодорожных нитки. Однако более или менее ясная картина пока вырисовывается лишь по одной из них. Все упирается в деньги.

Однопутная электрифицированная линия может быть сдана в эксплуатацию в 4-ом квартале 2009 года. 6 миллиардов рублей для этого у РЖД есть. Но как пояснил первый вице-президент компании Вадим Морозов, пропускная способность однопутки будет недостаточной для эффективного развития экономики региона. Стоимость дороги в двухпутном исполнении — это уже 9 миллиардов.

В настоящее время вопрос обсуждается в Правительственной комиссии, возглавляемой министром природных ресурсов Юрием Трутневым. Ожидается, что ближе к сентябрю точка будет поставлена.Первоначально даже рассматривался вариант, что деньги на строительство будут распределены между федеральным бюджетом, ОАО «РЖД» и предприятиями Березниковско-Соликамского промышленного узла. Однако деньги предприятий не понадобились. Оказалось, что в законодательстве нет механизмов возврата или компенсации средств, вложенных предприятиями в строительство крупных объектов инфраструктуры, которые затем будут переданы в государственную собственность.Тогда был предложен другой вариант: затраты по строительству берет на себя ОАО «РЖД», а для предприятий на несколько лет увеличивается тариф за грузоперевозки. Похоже, промышленники против такой схемы не возражают. И вместе с властями Прикамья смотрят в светлое будущее.

Речь идет о проекте «Белкомур», который превратит станцию Соликамск из тупика, где дорога заканчивалась, в крупный железнодорожный узел. Именно через него пройдет новая железнодорожная трасса, которая свяжет Сибирь и Европу.

Как сообщил Александр Кудрявцев, министр градостроительства и инфраструктуры Пермского края, — Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, которую в конце июня подписал премьер-министр Владимир Путин, включает проект «Белкомур». Суть проекта состоит в создании спрямляющей магистрали меридианального типа. Через Соликамск, Республику Коми трасса пройдет на Архангельск и Скандинавию. Начало реализации проекта, стоимость, которого оценена в 100 млрд рублей, запланировано на 2016 год. Сегодня идет работа над технической и проектной документацией.

Возвращаемся в настоящее и сразу возникают вопросы: а успеют ли строители такими темпами, как сейчас, закончить 53-километровую ветку к назначенному сроку? Как можно строить дорогу, если до сих пор не принято решение, в каком же исполнении она будет — двухпутном, как того требует жизнь, или только в однопутном? И будет ли воплощен в действие проект "Белкомур" или так и останется только на бумаге?

Пока эти вопросы остались без ответов.
ПОКА ИДЁТ СТРОЙКА…
...в провал рухнул угол неработающего административно-бытового здания цеха техничес¬кой соли. Учитывая опасность дальнейшего расширения зоны провала в сторону действующей ветки, необходимо срочное строительство нового временного обхода протяженностью 2,5 километра. По предварительным оценкам, стоимость этого проекта составит около 1 миллиарда рублей. Самое главное: решения о начале строительства 2,5-километрового участка до сих пор не принято. И сколько еще будет оттягиваться это решение – тоже непонятно.

Текст: Ольга Ерёменко, березниковская газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии