Постфактум 23 дробь 2008

Вот и завершился День России, растянувшийся на четыре выходных. Впрочем, большой государственный праздник прошёл в Березниках как самые обычные выходные. Ну, не самые обычные – длинные, поэтому сопряжённые с некоторыми локальными мероприятиями. Типа игры в баскетбол на Советской площади. Что, впрочем, не удивительно и не разочаровывает.

Как недурно подмечено на Березниковском Форуме: «Да вы чо такие?! Неужели непонятно, что с некоторых пор Дню города негоже быть круче Дня одной фирмы? Поэтому будут вам балалайки пермской группы "Россияне", и превед. Последний классный день города был этак в 92 или 93-м, когда с десяток звезд привозили, начиная с Леонтьева, Белоусова, Пугачевой, заканчивая Титомиром (тогда, кто не помнит, самая круть была). Зрители на крышах гроздьями висели. Щас вот Уралхим выпендрился, Ависма сразу Газмана везет своим. УК, чтоб не ударить в грязь лицом, придется, видимо, ДиБила звать. Щас начнется гонка, у кого круче День фирмЫ. А День города - так, проходное мероприятие».

Общенациональный или, как обозначают федеральные масс-медиа, главный государственный праздник для березниковского истеблишмента тоже проходное мероприятие. Не для всего, конечно и наверное, но для того, который аффилирован «Уралкалию» и, завывая аки Шер-Хан: «Это моя добыча!», принял на себя всю ответственность за происходящее в Березниках, - определённо. В самом деле, не Россия кормушку наполняет, так незачем в честь неё, убогой, и праздники устраивать. Вот уралкалийный День фирмы – другое дело. В публике ходят слухи, что «Уралкалий» готовит праздненство небывалое, это будет что-то особенное, но «пока всё держится в тайне» (цитата).

Возможно. Но скорее всего, таинственность напускается специально – ничего «грандиозного», что могло бы перебить впечатления от общедоступного «Мумий Тролля» на Дне химика и пробудить в березниковцах уважение и благодарность к калийной корпорации сильнее патриотических чувств к городу и Родине, ничего «особенного» пока не придумалось. Да и сомнения пока блуждают: а надо ли? Не в том смысле, что выпендриться не хочется, а в том, стоит ли овчинка выделки – будут ли потраченные на грандиозное славословие «Уралкалию» деньги потрачены не зря, действительно ли изменится к лучшему мнение березниковцев о калийной корпорации, или снова прикормятся друзья да приятели менеджмента, непосредственно за праздник ответственного, а березниковцы опять будут дразниться. Сомнения вполне обоснованны, потому что в предыдущие годы профессионалы пиара и общественного мнения работали в убыток имиджу – деньги расходовались немалые, а непопулярность калийной корпорации в глазах туземцев только росла. Может, стоит в этот раз сэкономить? В конце концов, благосостояние друзей и знакомых пресс-службы – не главная цель существания «Уралкалия». Сомнения, словом, присутствуют, а какое мнение возобладает - по большому счёту, не особо и важно. Это вопрос всего лишь экономии ненаших денег.

Тем более, что репутация березниковской корпорации в глазах собственно березниковцев на березниковской территории не особо важна. Во всяком случае, с точки зрения роста капитализации и личного состояния Дмитрия Рыболовлева. Гораздо важнее и гораздо более практическое значение имеет репутация «Уралкалия» в глазах потенциальных инвесторов – в связи с объявленными намерениями о вторичном IPO, в глазах новоявленных акционеров и т.д. Поэтому в минувшие недели мысли уралкалийных топов и випов занимало не далёкое (пока) празднование Дня фирмы, чтобы все вздрогнули, а предстоящее уже на будущей неделе собрание акционеров «Уралкалия». К которому калийная корпорация должна выглядеть очень успешным предприятием. Потому что здесь – вопрос не обычного удовлетворения банального тщеславия, как в случае с празднованием Дня фирмы, а вопрос денежный, сиречь серьёзный.

На это нацелены были в минувшую неделю все мысли и помыслы (что, конечно, одно и то же, но не у всех) уралкалийных топов, а поскольку основная часть публичной жизни в Березниках по известным причинам завязана на «Уралкалий», то и День России незаметно прошёл, и ничего другого значтельного не случилось. И если давеча САМ благоволил посетить попекаемые детский сад и школу (активная социальная политика – один из главных признаков успешной кампании, поэтому надо соответствовать), то теперь уралкалийные боссы снизошли до обсуждения с калийным простонародьем корпоративных ценностей. В смысле, с тщательно отобранными «представителями трудовых коллективов «Уралкалия» общим числом менее сотни (примерно один от полутора тысяч работников). О чём на красивой бумаге и в цветной печати подробно рассказала корпоративная «Соль земли».

Что также является необходимым моментом формирования образа успешной компании – участники собрания акционеров, среди которых можно ожидать и людей проницательных, умом не обделённых, непременно поинтересуются содержанием корпоративной прессы, так вот, пожалуйста. А вот, у нас даже эстафета на призы газеты «Соль земли» проводится!!! (скоро эстафет на призы газет в Березниках будет больше, чем «Шансов на Шансоне». ИнГа, пожалуй, тоже замутит что-нибудь этакое, в он-лайне). А вот, кстати, и наши перспективные планы – неудача на калийной аукционе нисколько не подорвала стратегию нашего развития, напротив, мы развиваемся очень энергично, вот и дельный Владислав Баумгернтер теперь освобождён от нудных представительских обязанностей президента компании, а займётся теперь вплотную Пятым калийным, сиречь Усть-Яйвинским участком. Словом, несите ваши денежки, они у нас не пропадут.

Следящие и контролирующие структуры «Уралкалия» в эти дни также пребывают в повышенном напряжении – не дай Бог, например, в остальных корпоративных медиа (пресловутый «пул») проскочит какая глупость, с них станется. И, естественно, тщательно отслеживается поведение березниковских инакомыслящих – не дай Бог, акцию протеста учудят. Самое забавное, что таким образом действительно можно было бы подмочить репутацию «успешной корпорации» - хотя vip-гостей акционерного собрания и будут опекать по полной программе, уши и глаза у них свои. А если, скажем, кому-нибудь из серьёзных акционеров от имени Bank of New York придёт в голову не только совершить (проехав по, надо отметить, заботливо очищенным от мусора и уставленным через каждые пять метров урнами улицам) экскурсию на совершенно безопасный и не угрожающий росту доходов корпорации Провал, а и познакомиться с другими березниковским активами «Уралкалия» (например, медиа-цехами), то вероятность несанкционированной оплошности возрастёт. Брякнет какой-нибудь корреспондент какой-нибудь газеты, в ответ на вопрос кормильца-акционера, мол, зарплата больно маленькая, а отцы-менеджеры потом красней и оправдывайся.

Но самое-самое забавное, что вопреки страхам уралкалийных топов никто из гипотетических супостатов подмачивать и подрывать не намерен. Как во время начала Аварии на Первом калийном – хотя калийцы и ожидали агрессии со всех сторон (а «Уралкалий» своей политикой в Прикамье наплодил недругов предостаточно, что в элитах Прикамья, что среди обывателей), а все только сопереживали и выражали участие (чем, конечно, потом «Уралкалий» воспользовался в своих интересах). Так и теперь - хотя градус недружелюбия к калийной корпорации серьёзно вырос, злоумышлять и злодействовать никому не хочется. Впрочем, в этом тоже можно усмотреть злой умысел – в конце концов, до сих пор никто не подрывал репутацию «Уралкалия» лучше, чем сами уралкалийные топы.

Тем более, что практическое значение калийной корпорации в повседневной жизни Березников очевидно сходит на нет: грошовые – в сравнении с доходами – благодеяния в социальной сфере заметно березниковскую повседневность не улучшают, а значит и сами незаметны; негрошовые – даже в сравнении с бешеными прибылями – обещания благодеяний в социальной сфере остаются обещаниями, которыми березниковцы уже пресытились; влияние корпоративных газет и ТВ на умы и души горожан стремится к минус бесконечности; аффилированный муниципалитет вкупе с аффилированной Городской Думой выглядят бутафорией, а бутерброд из папье-маше не очень питательный… Словом, даже образ вселенского злодея, который получился вместо задуманного лика вселенского благодетеля, теперь играет в жизни Березников значение куда меньшее, чем персонажи комиксов Marvel в своём нарисованном Нью-Йорке.

А вот любопытно, многотысячнотиражные медиа «Уралкалия» расскажут о собрании акционеров с той же помпезностью и фанфарностью, с какой освещались недавние гастроли Дмитрия Евгеньевича? Или скромнее? Судя по тому, как Рыболовлева выставили в роли поп-звезды a la Дима Билан в окружении поклонниц, можно ожидать, что собрание акционеров корпорации будет рассказано с пылом не меньшим, чем пресса КПСС рассказывала о XXV съезде КПСС. Впрочем, это любопытно чисто умозрительно, как давнему подписчику надоевшего комикса любопытно взять в руки очередной выпуск – ну, что там ещё? Привычка, словом.

Текст: Андрей Шельга
Фото.: Антон Пятница, Ирина Ковбасюк. Использовано фото группы "Березники" на Odnoklassniki.ru

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Постфактум