Постфактум 13 дробь 2008

Придём ли к власти - неизвестно. Но очень хочется

Неделя завершилась вполне занятно. Вчера, в петербургской гостинице «Англетер» (там, где Есенин резал себе вены) собрались около 250 человек, называющих себя активистами демократического движения. Собрались, чтобы обсудить «Новую повестку дня демократического движения России», как они это называют. Во первых рядах сего собрания воссели (так в тексте нашего петербургского источника) знакомые всё лица – бывший шахматист Гарри Каспаров и бывший диссидент Владимир Буковский, бывший лидер СПС Борис Немцов и его преемник Никита Белых.

Про «демократов вообще» нам в таком ракурсе неинтересно, но вот про Никиту Белых узнать занятно. Пермский деятель, ошеломивший Пермский край неожиданным успехом СПС на выборах в ЗС (простите невольную рифму) в 2006 году и разочаровавший Россию (и Пермский край) на выборах в Госдуму 2007 года, был печален. Он, как сообщает источник, пессимистично заметил: «Не знаю, удастся ли нам прийти к власти в какой-то перспективе. Но если мы не объединимся, к власти не придём никогда».

Про перспективы прихода к власти ЭТИХ демократов нам неинтересно, а вот прозвучавшее желание Никиты Белых прийти к власти и грустное его настроение по этому поводу занятно. Занятна не столько утрата лидером эспэсовцев, что называется, революционной перспективы, сколько то, что в данном психологическом состоянии политики склонны… нет, не к компромиссам. Компромиссы возможны при наличии идеологической базы. А идеология ЭТИХ демократов очевидно заключается лишь в том, что они тоже хотят к государственной кормушке, от которой их бесцеремонно оттеснили. При такой «идеологии» компромисс – слишком возвышенный термин. Так что в психологическом состоянии, в котором пребывает сейчас Никита Белых, политики склонны не к компромиссам, а к меньшей щепетильности в выборе партнёров, спонсоров и соратников для достижения поставленных задач (задача же, повторю, стоит вполне обыденная – доступ к государственной кормушке… или обеспечение персонального благоденствия в роли записной оппозиции).

Это ещё занятнее, если сопоставить с другой занятной информацией, просочившейся в прессу на минувшей неделе: «Уралкалий», до недавнего времени рассчитывавший на своё влияние в Москве и удалённость основных бизнесов от России, начал искать союзников и соратников среди прикамского истеблишмента. В связи, понятное дело, с калийной войной за Половодовский участок. Впрочем, поскольку надобность «Уралкалия» в Половодово и реальность намерения, получив лицензию, действительно строить и разрабатывать, писаны пока лишь вилами в пресс-релизах (для сравнения: лицензией на Усть-Яйвинский участок березниковская корпорация владеет с 2004 года, но Пятого калийного пока не видно), то нынешняя калийная война объективно идёт только за то, чтобы не допустить оплаты «Сильвинитом» лицензии. Можно сказать, за то, чтобы министр Трутнев не смог доложить будущему премьеру Путину, мол, его (Трутнева) усилиями российская казна пополнилась на 35 миллиардов рублей. И вот в этой войне «Уралкалий» ищет союзников в пермском регионе. А Никита Белых, напомним, считается очень пермским политиком с немалой долей федеральной известности. И, как уже отмечено, пребывает в грустном психологическом состоянии.

И совсем становится занятно, если сопоставить два названных занятных обстоятельства с заявлением Никиты Белых о необходимости вмешательства краевых властей в калийную войну. Заявил это Никита Белых тоже на минувшей неделе и мнение его начало тиражироваться… скажем так, не самой верноподданной и далеко не лояльной путинскому (если угодно, путинском-медведевскому) режиму прессой.

Можно, конечно, обсудить логику Никиты Белых – мол, если «Уралкалий» или «Сильвинит» возьмут кредиты на оплату лицензии, то они не будут получать достаточной прибыли и бюджет региона будет ежегодно терять 1,5 миллиарда рублей. Не суть даже, как эспэсовский фюрер, высчитал сумму этих потерь, учитывал ли, например, прописку тех или иных компаний и корпораций, получающих с калийного бизнеса прибыль (что-то мне подсказывает, что Madura Holding Ltd. не очень намного пополняет бюджет Прикамья). Тут занятность в том, что 35 миллиардов российская казна может получить сейчас и немедленно (бюджет региона – это тоже государственная казна), но, по эспэсовской логике, лучше будет, если она получит эти деньги в течение 23 лет (простая арифметика).

Однако гораздо занятнее, что заявление Никиты Белых полностью совпадает с целью, которая стоит перед «Уралкалием» в нынешней калийной войне. Хоть и называет Никита Белых оба предприятия, но война-то идёт за то, чтобы кредита не брал «Сильвинит». Чем-то это похоже на пресловутое Хасавюртовское соглашение – когда русские войска блокировали злых чеченов и готовы были разом покончить со всеми сепаратистскими формированиями, и на тебе, прекращение огня и полное примирение. Или на натовское замирение Югославии – когда сербы устали и даванули боевиков по полной программе. И невинные глаза политиков: а что? мы договорились, чтобы обе стороны не стреляли, всё по справедливости, мы «над схваткой».

Все эти занятности нисколько не противоречат ни декларированной в последние годы политике «Уралкалия» на поддержку Владимира Путина, Дмитрия Медведвева и «Единой России», ни декларированной оппозиционности Никиты Белых Путину, Медведеву и «Единой России». Про психологическое состояние, в котором пребывает Никита Белых, уже сказано. Что же до политики «Уралкалия», то за последние годы, по крайней мере, в Березниках никто не нанёс большего ущерба репутации Владимира Путина, Дмитрия Медведева и «Единой России», нежели PR-служба “Уралкалия» и установленный ею режим местного управления. Сам Никита Белых, если бы очень старался, такого бы ущерба не нанёс (а он, кстати, и не старался, а даже наоборот, избегал малейшей активности в наших краях. Почему-то. Странно, правда, для политка?). Даже официальные результаты голосования 2 декабря и 2 марта – тому свидетельство.

Это в общем. А в частности – да, «Уралкалий» в своё время декларировал поддержку Юрию Трутневу и даже где-то как-то его поддерживал. Юрий Трутнев, кстати, напомним, это лицо и первый номер «Единой России» на выборах в Госдуму в Прикамье. Но с подачи «Уралкалия» же Юрий Петрович причастился к строительству посёлка на Правом берегу, по поводу которого в кремлёвских верхах всё сильнее чешут затылок: а не авантюра ли это была? Точнее сказать: причастился Трутнев не с подачи «Уралкалия» в целом, а с подачи PR-службы «Уралкалия», которой вся затея с Переселением показалась удачным предвыборным ходом. И теперь борьба против уплаты «Сильвинитом» 35 миллиардов рублей прямо бьёт по интересам министра Юрия Трутнева, который совсем недавно по праву был рад успешному результату калийного аукциона. Поменять в этой борьбе лошадей и сделать ставку не на Юрия Трутнева, а на оппозиционного Никиту Белых – вполне логично. Потому что политики и политика меняется, а интересы бизнеса вечны и неизменны, прибыль превыше всего.

В конце концов, а что такого? Кремль, оказывается, не так зловещ и авторитарен, и не так пристрастно наблюдает за отклонениями от «линии Партии», как совсем недавно рисовали березниковскому истеблишменту калийные PR-слуги, попугивая местную элиту, мол, кто не с «Уралкалием», тот против Путина и против Трутнева. Оказывается, если дело касается коммерческих интересов, то по барабану, что против Трутнева и вопреки Путину, и Никита Белых милым другом станет. Не впервой, кстати, - в 2000 году союз с Игумновым на поддержку Трутнева поменяли точно так же. Теперь Трутнева меняют на Белых.

Перемена переменой, тут всё понятно. Однако, совершенно наглядно видно теперь, что режим жёсткого управления, установившийся в Березниках под прикрытием «Единой России» и путинского «авторитаризма», режим подчинения жизни и интересов города интересам калийной корпорации не имеет ничего общего ни с ЕР, ни с путинской политикой. Всё это сугубо собственная, местная самодеятельность «Уралкалия» в лице его политического директората.

То, что нечто подобное делается и в других регионах России – другой вопрос. Это лишь показывает, что задача переустройства общественной жизни в нашей стране грандиозна. Но нисколько не отменяет нашей местной проблематики, благо, вопрос относится к исключительному ведению местного населения. Без воли и участия которого никакой Путин и ни один Медведев ничего не сделают (на участие народа в решении его собственных, народных проблем, собственно, и направлены были все путинские преобразования государственной системы). Так что едва ли Кремль, возмущённый явной изменой со стороны «верных березниковских калийщиков», пришлёт карателей – не настолько тираничен путинско-медведевский режим, да и страна велика, в каждой Ингушетии – свой «Уралкалий», а то и похлеще.

А вот Никита Белых вызывает даже какое-то сочувствие. Не политическое, а чисто человеческое. Как сочувствие вызывает человек, севший играть в напёрстки. Кинут, ведь. Жалко человека. В Березниках, да и в Перми эта манера PR-слуг «Уралкалия» прекрасно известна – кидают, даже собственных работников кидают, по-чёрному. Предупреждая доброжелательные намёки: никоим образом автор не имеет в виду себя, мои отношения с «Уралкалием» выстраивались и выстраиваются по сложной схеме, рассказывать которую в данном случае излишне (но будете намекать и настаивать – обижусь и расскажу). Так что говорю не о себе, а о множестве других случаев, когда калийные политики с различными целями обещали и гарантировали, а потом с каменным выражением лица презирали собственные гарантии и обещания. Такая репутация у «Уралкалия» теперь сложилась и известна (а вы думаете, почему так трудно оказывается заполнить вакансии на самых привлекательных должностях в муниципалитете и «Уралкалии», включая пресловутый калийный пул? Хотя денег-то немало обещают.) А Никита Белых сел с ними играть. Что лишний раз может служить подтверждением владеющего лидером эспэсовцев безысходного пессимизма. И даже как-то жалко становится.

Прошу прощения, что даже постфактум за неделю оказался про калийную войну, но эта тема, судя по количеству прочтений материалов на нашем ресурсе – была самой для березниковцев (и наших неберезниковских читателей) интересной. Справедливости ради отмечу, что калийная пропаганда полагала на минувшей неделе иначе. Во всяком случае, Междутемье озадачилось вопросом, надо ли принудительно лечить алкоголиков и наркоманов. Ехидничать на тему «у кого что болит» не стану, потому что наши телевизионные коллеги известны своей философской отстранённостью от повседневной жизни Березников.

А зато Глава города Андрей Мотовилов на будущей неделе поедет в Москву и к этой поездке будет готовиться всю неделю. Причём подготовительная работа градоначальнику предстоит действительно очень большая – нужно найти примерно 370 миллионов рублей. Или, по крайней мере, заручиться чьими-нибудь обещаниями и векселями, что, когда нужно, эти 370 миллионов появятся. Для кого и зачем? Читайте завтра в «Иной газете».

Текст: Андрей Лучников
Фото: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


калийная промышленность

Постфактум