На смерть Изольды

Для самых понятливых и гостей из Таджикистана. Эпизод старинной комедии «Волга-Волга». Алёшка демонстрирует Стрелке прелесть классической музыки. Скучно дует в валторну, а может не валторну, короче, в длинную загнутую трубу. Подудев, Алёшка с энтузиазмом информирует подругу: «Вагнер! На смерть Изольды! Ну как?» «Больно долго помирает», - сквозь грустную зевоту комментирует сочинительница народной попсы.

Это было пояснение к неизбежному вопросу о смысле заголовка. Для совсем юных – и значит ещё способных учиться – коллег открою один из очередных секретов журналистского профессионализма (секрет, говоря по правде, полишинельный, но наблюдения за прессой и почитающими себя мастерами пера местными корреспондентами убеждают, что, увы: знают да не следуют. Если, конечно, не врут, что знают). Секрет банален до непристойности: делай публикацию так, чтобы не пришлось потом объяснять, что же именно ты хотел сказать. А то сперва напишут, потом опубликуют, а потом начинают: я не это имел в виду и не то хотел сказать, между прочим вы меня не так поняли. Да как же тебя понять, если ты ничего не говоришь? Это, кстати, уже из другой старинной комедии, но здесь пояснять ничего не стану. Так тоже можно – предполагать, что читатель обладает некоей суммой знаний, чтобы уловить ассоциацию.

Но возможное читательское непонимание, происходящее от разницы в эрудиции с автором, явление естественное и тут в воле автора уменьшать сию разницу или пусть сам догадывается. А вот читательское толкование текста, отличное от авторского, явление противоестественное и есть очевидная авторская недоработка. Ибо у каждого слова есть вполне определённое значение (даже с учётом наличия омонимов и жаргонных двусмысленностей), и если автор – потом уже, когда его не поняли – пытается оправдаться, мол, я не это хотел сказать, а то, вот это (и говорит другими словами), то автор просто не профессионален с точки зрения нашего ремесла. Ибо рабочий материал нашего ремесла есть слово. И журналист обязан использовать его правильно. Иначе получается: да нет, я вообще-то вам туалетную бумагу предлагал, а вы получили наждачную. Хотел сказать не это, а то – так чего же не сказал?

Увы, упоминания о непрофессионализме не избежать в нашем сегодняшнем, давно обещанном и, соответственно, долгожданном обозрении местной прессы, и это одна из причин озаглавить нашу лекцию именно так. На смерть Изольды.

ОТРЯД НЕ ЗАМЕТИЛ ПОТЕРИ БОЙЦА
Структура информационного поля Березников, которое мы в позапрошлом году вопрошали: «Кто тебя усеял мёртвыми костями?», за 2007 год существенных изменений не претерпела.

Из несущественных изменений – прекратился выпуск газеты «Неделя садовода», одного из проектов медиа-пула Владимира Максимовича (другие проекты – «Вся реклама», «Березники Вечерние» и, кажется, что ещё, на местном медиа-рынке совсем незаметное). Этот проект имел в 2007 году очень хороший потенциал и перспективы в качестве газетного бизнеса, и практически с голыми руками были достигнуты заметные результаты (за что и был отмечен в прошлом году Премией Андрея Лучникова). Но для реализации потенциала и развития проекта требовались определённые усилия и даже – страшно сказать! – инвестиции. Не состоялось.

Что всего лишь подтверждает невозможность в современных условиях существования прессы «просто так». Не в том, напрашивающемся, смысле, что без дотаций, а в том смысле, что без усилий и развития, просто открылось СМИ, а дальше само пойдёт. Применяя любимый метод аналогии: это в старые времена можно было открыть компьютерный магазин и ждать наплыва клиентов, поскольку магазин-то один и всё равно сюда придут, и всё равно купят, что есть. Теперь надо и об ассортименте заботиться, и сервис гарантировать, и даже – кто бы мог подумать? – тратиться на рекламу. Примеров – масса (возьмите хотя бы известный половине города и нелюбимый другой половиной «Стайл Электроникс»). В газетном бизнесе действуют те же законы. Хотим мы того или нет. Именно поэтому, кстати, неоднократно начинавшиеся на Березниковском Форуме обсуждения на тему, нужны ли Березникам молодёжное издание, новый журнал и т.п., были лишены смысла. «Нужно – не нужно» - не тот вопрос, который имеет смысл ставить «Смогут – не смогут» - вот в чём вопрос. Медиа-пул Максимовича развивать проект «Неделя садовода» не смог. Или не захотел. Такая у него тактика в медиа-бизнесе. И что? Ну и ничего. Существенно структура березниковского медиа-пространства не изменилась. Основные участники и основной расклад рынка остались прежними.

ВСХОДЫ МЁРТВЫХ КОСТЕЙ
Что в свою очередь повлекло и отсутствие качественных изменений. То есть, изменения, конечно, происходили. Но по сути эти изменения оказались всего лишь всходами тех самых мёртвых костей, которыми оказалось усеяно березниковское поле в году позапрошлом. Надежды на refresh, которые подала местная пресса в начале 2007 года, так и остались надеждами. Долго собирать подтверждения этому не нужно, как и выискивать причину, они звучат одинаково – PR. Пиарство, решение при помощи местной прессы исключительно пропагандистских задач довлели над местным медиа-пространством в прошлом году. А пропаганда и газетный бизнес – две большие разницы. И может быть, березниковские коллеги – журналисты и редакторы сами искренне и хотели бы сделать качественные рывки, refresh, апгрейд и всё такое. Но в 2007 году информационное поле Березников возделывало и обрабатывало то же самое пиарство, которое в 2006 году усеяло его мёртвыми костями. Так что иное могло взойти?

Отвлекаясь от основной темы, замечу, что и решение пропагандистских задач при помощи прессы в 2007 году было скорее имитацией – в частности, результат выборов 2 декабря был определён совершенно без помощи местных СМИ. А, например, совершенно конкретная и осязаемая задача – пропаганда преимуществ проживания в посёлке быстрого изготовления совершенно никого из березниковцев не вдохновила (кроме тех карналлитовых переселенцев, которым деваться было некуда). А если таковая задача перед PRопагандистами не стояла, а нужно было лишь перед губернскими и федеральными властями вид сделать, то снова получается – имитация. Бурная такая, с песнями, плясками и пресс-турами. Публики в зале нет, но спектакль состоится при любом провале. Ну, красиво жить не запретишь, умение получать деньги таким способом – тоже бизнес, хотя и именуется в некоторых случаях мошенничеством.

И не стОило бы оно даже упоминания, если бы не другой, вполне конкретный и осязаемый эффект от этой самой пропаганды – репутация Березников. Незадолго до Нового года одна дама, вполне успешная в собственном бизнесе и состоявшася как руководитель, комментируя в частной беседе свою предстоящую эмиграцию из Березников, сказала так: «Тут нечего делать в этом городе. К тому же – дырявый город». Для тех, кто не понял: «дырявый» в определённых кругах означает: «подвергнутый гомосексуальному насилию, опущенный». И это сказал человек, которых называют социально активными (почитай: лучшие люди, на таких обычно весь социум держится). И это – не одиночное, случайное мнение. И снаружи города о нас бытует такое же мнение.

Дырявый город. Каково? Чтобы оценить всю унизительность этого, попробуйте на вкус: Андрей Мотовилов, глава дырявого города. Сергей Дьяков, избранный в Законодательное собрание от дырявого города. Олег Чиркунов посетил дырявый город. Пресс-секретарём Юрия Трутнева работает бывший житель дырявого города. Это – вполне конкретный и осязаемый успех пропаганды, это тоже – те самые всходы мёртвых костей.

Конечно, мы отвлеклись, поэтому повторю: пиарство и газетный бизнес совсем разные вещи. Но именно пиарство с помощью brute force поставило местных СМИтов в положение PRислуги и тем определило нынешнее состояние березниковского медиа-пространства.

… ПЛЮС ВСЕОБЩАЯ ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
Препятствием для качественных изменений в березниковской прессе в прошлом году стало не только тотальное и всеобъемлющее пиарство, но и нехватка профессиональных кадров. Которая, впрочем, также является косвенным результатом того же пиарства. Ведь если пресса обслуживает исключительно пропагандистские потребности, требования к профессионализму журналистов невысоки. Тем более, если речь идёт даже не о пропаганде, а об её имитации. Если в зале нет публики, то монолог Гамлета можно и по бумажке пробубнить, «Какая разница? - отмахивалась одна знакомая Вашему корреспонденту редакторша местного издания. – Главное, чтобы ТАМ понравилось». А ведь в иных случаях упомянутая знакомая даже собственным подчинённым напоминала, что не для себя работают, а для читателя.

При этом отсутствие реальной потребности в профессионализме привело к 2007 году к утрате даже небольших, имевшихся ранее профессиональных… нет, не кадров, а на-вы-ков. Самых элементарных. Нет, конечно, приснопамятный «Марш-брАсок» и в 2007 году оставался примером образцовой некомпетентности. Настолько образцовой, что его поминали на тусовке калийных СМИ по случаю Дня российской прессы 13 января 2008 года в качестве «ошибки года» (или что-то в этом роде), хотя публикация с таким названием вышла в «Городской газете» в 2006 году. Однако на то он и образец. На самом деле непрофессионализм и некомпетентность проникла всюду и исключением стали публикации нормальные, т.е. – самые выполненные хотя бы без ошибок… а пожалуй, даже и хотя бы без критических ошибок. А так – «мухи», «козявки», «тараканы» и как там они ещё на нашем профессиональном сленге называются, словом, косяком идут.

На березниковском телевидении вместо картинки Провала показывают бумажку с текстом очередного сообщения оперативного штаба – это нормально. Кадр с прямом речью (стенд-ап, кажется так? Нет? А вот, синхрон это называется) Михаила Мымрина подписан в титрах: «Валерий Рахмуллин» - ничего страшного. БР награждает Владимира Треногина медалью «За отвагу» - бывает. ГГ сообщает 17 января 2008 года: «Бал спортсменов в этом году проводился в третий раз…» А что тут такого, можно же догададаться! Татьяна Дель пишет в БР статью про врачей и начинает: «Мне пришлось обмануть много людей… Поскольку приём врача – дело интимное, то присутствие журналиста пациенты вряд ли могли стерпеть. Поэтому меня нарядили в красивый белый халат и представляли входящим как… молодого врача». А ничего, что это – публичное признание в совершении уголовного преступления, именуемого нарушением врачебной тайны? Причём - с явной корыстной целью. Да ещё совершённого по предварительному сговору группой лиц, причём с использованием служебного положения. А ведь ещё и года не прошло, как Татьяна Дель рассматривалась в качестве одной из кандидатур на Премию Андрея Лучникова. Да и главный редактор БР Елена Вяткина – не первый день – месяц – год в журналистике, да что в журналистике, на редакторском посту!

И это – не редкие «мухи» и случайные ляпы, это – случайные извлечения из повседневности березниковской прессы. Наглядное свидетельство депрофессионализации. Всходы мёртвых костей. Характерно, что наиболее ярко это проявляется именно в СМИ калийного пула – в тех СМИ, которые занимают самую большую часть березниковского медиа-пространства и которые как раз обслуживали до сих пор интересы исключительно пиарства.

НЕ УМЕНЬЕМ, А ЧИСЛОМ
Что характерно, именно в калийном пуле перманентно наблюдалась и наблюдается не просто нехватка профессиональных кадров, а нехватка кадров как таковых. Журналистских, разумеется, кадров, редакторов и надзирателей в пуле в достатке. А вот журналистов…

Последний пример: БерТВ вторую неделю крутит объявление о приёме на работу корреспондентов (раньше хоть было упоминание о конкурсной основе). Эфирное время у БерТВ в 2008 году не увеличилось, т.е. объём работы остался прежним. Корреспондентов не хватает. Впрочем, может быть, Вашему корреспонденту просто забыли доложить о предстоящем расширении калийной телекомпании. Но и в печатных СМИ пула журналистов не хватает (примеров приводить не стану, поскольку это уже инсайдерская информация). Для сравнения: образовавшуюся в конце прошлого года вакансию Вечёрка заместила в течение двух неделю, без всяких объявлений, а Неделя-Ру в конце года даже сократила штатную численность пишущего персонала.

Впрочем, дозволенный объём лекции и без того превышен, поэтому продолжим в следующий раз. По воскресеньям на нашем сайте, только для журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться нашим ремеслом, «Школа Лучникова» возобновляет свою работу. В следующем выпуске нашей Школы читайте: есть ли всё-таки перспективы в Березниках именно у газетного бизнеса? Какая самая большая загадка калийного пула? Кто на своём опыте проверил отличия журналистики от проституции? В чём секрет ударных подписок и больших тиражей? Газетный спам закончился, но как без спама городу прожить? И т.д. Изольда продолжает умирать.

Спасибо, что зашли.


Автор - специальный обозреватель "Иной газеты"

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

См. также по теме:
*** На смерть Изольды
*** Изольда продолжает умирать
*** А вот Изольда, городская...
*** Изольда помирает, подписать просит...
*** Изольда и Медведев
*** А про Изольду это всё

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковские СМИ

Школа Лучникова