Кто на железной дороге тормоз?

30-метровый «шаг» за одну ночь — с 24 на 25 октября — приблизил провал на территории Первого рудника ОАО «Уралкалий» к единственной железнодорожной ветке, соединяющей весь север Пермского края с Транссибом на 115 м. В сентябре этого года при приближении к федеральной трассе на 75 м движение было остановлено, благо нынешняя 800-метровая обходная однопутка уже функционировала. Сейчас подстраховки на случай катастрофы нет.

«Выявлена трещина в почвенном слое, несколько вытянутая к железной дороге, — фиксируют специалисты. — Вдоль резервной обходной ветки железной дороги за период с 11 сентября по 23 октября оседания составили 4-13 мм».

Средняя скорость продвижения воронки к железной дороге составляет 2,5-2,6 м в сутки, сообщил «Новому компаньону» главный геолог ОАО «Сильвинит» Юрий Мынка. Такая динамика, по его словам, наблюдалась и в июне, и в октябре.

А значит, дороге осталось «жить» 20-30 дней. Продвижение воронки на восток и северо-восток вполне закономерно, уверен геолог. «Это объясняется геологией и планом подработанных шахтных полей». Единственно возможный в такой ситуации обводной путь по целику промплощадки может гарантировать транспортное сообщение хотя бы в ближайшие два-три года. Непонятно, почему до сих пор не принято решения по его строительству, недоумевает Юрий Мынка.

Напомним, что по решению правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Первом руднике «Уралкалия» 1 сентября началось проектирование и строительство 6-километровой железнодорожной ветки в обход зоны предполагаемого обрушения карналлитовых пластов. Планировалось, что первые поезда по новому обходному пути в районе станции Березники пойдут в начале декабря. Однако 11 сентября строительство дороги было приостановлено, так как, согласно данным ученых Уральского отделения Горного института Российской академии наук, некоторые участки спроектированного железнодорожниками обходного пути оказались под угрозой обрушения.

Проектировщики исследовали возможности прокладки новой ветки за одну неделю. Тогда железнодорожники решили, что выбран оптимальный вариант. «Необходимо в кратчайшие сроки получить заключение Ростехнадзора о возможности строительства в этом месте нового пути и до начала зимы приступить к полевым работам», — подчеркнул на состоявшемся 21 сентября совещании вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Валентин Гапанович.

Прошло больше месяца. На прошлой неделе ОАО «Сильвинит» информировало своих партнеров и контрагентов об увеличении риска невыполнения своих договорных обязательств из-за сложившейся форсмажорной ситуации: «В связи с тем, что развитие провала в сторону объездной железной дороги приобретает непредсказуемый характер, а альтернативы железнодорожному транспорту при вывозе крупнотоннажных объемов продукции нашего предприятия на сегодняшний день нет, «Сильвинит» не исключает вероятности полной остановки отгрузки хлористого калия и технической соли уже в ноябре 2007 года».

От бесперебойной доставки продукции (6 млн тонн в год), зависит финансовая стабильность 11,2 тыс. работников ОАО «Сильвинит». Налоги ОАО «Сильвинит» в бюджеты различных уровней составляют 1,1 млрд руб. в квартал. Ежеквартально «Сильвинит» оплачивает услуги энергетиков на сумму более 300 млн руб., газовиков — более 100 млн руб. и т. д. Железнодорожники могут потерять от квартального простоя «Сильвинита» более 780 млн руб. Стоимость строительства обходного пути – 480 млн руб.

По всей вероятности, пессимистический сценарий развития событий всерьез не рассматривается краевым правительством. «Строительство ведется, вырубается трасса, — комментирует перспективы железнодорожного сообщения с севером территории заместитель председателя правительства Пермского края Алексей Санников. – Остаются вопросы, где пройдет северное примыкание, а по югу вопросы решены. Кто сказал, что дорога простоит 30 суток?».

Чиновник говорит, что, по прогнозам ученых, она прекратит свое существование только тогда, когда будут построены 6 км нового обходного пути — в феврале. Вместе с тем буквально накануне Алексей Санников проводил совещание с руководителями предприятий и территорий Верхнекамья о возможностях автоперевозок на период строительства нового обходного железнодорожного пути.

На сегодняшний день альтернативы железнодорожным перевозкам у «Сильвинита» и у всего севера Верхнекамья нет, рассказал начальник транспортного отдела ОАО «Сильвинит» Владимир Маслаков: «Навигация заканчивается, к 1 ноября закрываются шлюзы коммерческой проводки, флот встает на зимовку. Ледоколов на Каме нет, да и воды для ледокольного флота реке не хватит».

Грузооборот станции Соликамск составляет более 8 млн тонн грузов на отправку в год. Если серьезно воспринимать предложения Санникова, то ежесуточно только до 20 тыс. тонн готовой продукции одного только ОАО «Сильвинит» потребуется более 2 тыс. 10-тонных грузовиков ежесуточно – из города должны отправляться каждую минуту полтора автомобиля. Ни одна из существующих дорог не выдержит такой нагрузки, не говоря уже об отсутствии соответствующей погрузочно-разгрузочной инфраструктуры. Кроме этого, опасные грузы некоторых березниковских предприятий предусматривают транс-портировку только специальным железнодорожным подвижным составом – таких грузов проходит примерно по одному составу в сутки.

Новая обходная ветка должна пройти по единственно возможному безопасному коридору, уверены специалисты «Сильвинита»: «Сейчас необходимо форсированное проектирование и строительство – счет пошел на часы, потому что «спали» весь год».

Уж больно невероятно объясняется происходящее обычным волокитством. Перед угрозой прерывания железнодорожного сообщения находится огромная территория с крупнейшими грузоотправителями. Необъяснимое в таких условиях затягивание строительства невольно вызывает мысли о сознательном участии или сознательном неучастии каких-то сил.

Текст: Лариса Чичурина, Новый Компаньон
Фото: Сеть

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:
Принято решение о начале строительства обходного временного 6-километрового пути, из-за отсутствия которого ОАО «Сильвинит», а вместе с ним и вся территория севера Верхнекамья могут оказаться отрезанным от рынков и в целом от «Большой земли». Северный участок этой трассы длиной 1,8 тыс. км пройдет в районе 40-70 км от прежнего временного пути. Железнодорожники взяли устные обязательства запустить дорогу к 1 января. Ученые ОАО «Галургия» и Уральского отделения Российской академии наук подписали документ с оговоркой: полную безопасность на части временного участка они не гарантируют. Постоянную же дорогу на участке Соликамск - Яйва раньше 2010 года построить считается невозможным. Что будет происходить с «Сильвинитом» и северной территорией в целом в самые «жаркие» месяцы (декабрь-январь), а также в последующие, никто комментировать не решился. Трещина в почве может уже через 20 суток дойти до временного 800-метрового, продвигаясь со скоростью 2,5-2,6 км в сутки. «Новый Компаньон» от 6 ноября с.г.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии