Из-под PRесса ф топку!

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

У березниковской прессы есть некоторый шанс стать нормальной прессой. В смысле – нормальными газетами, которые делают бизнес. Не самоудовлетворяются, не исполняют чьи-то политические воли, а делают бизнес. Нормальный информационный бизнес, зарабатывая на производстве и распространении информации. Этот шанс у березниковской прессы появится в предстоящие два года. Потому что после выборов 2 декабря 2007 года в Березниках наступит абсолютная политическая тишина. После 2 декабря и до марта 2010 года в Березниках не будет никаких других выборов. Президентские выборы в марте 2008 года – не в счёт, потому что это выборы того глобального масштаба, который на местном уровне никак не сказывается. Это дела Леса, которые в одном дереве не решаются и, соответственно, на одно дерево никто внимания не обращает.

Следующие выборы, которые будут касаться непосредственно нашего муравейника под белой берёзкой и, соответственно, взбаламутят всё информационное поле, пройдут в марте 2010 года, это будут выборы в Городскую Думу. А два года, которые последуют за 2 декабря, никто из березниковских игроков информационного рынка после 2 декабря 2007 года не будет заинтересован ни в каких политических результатах информационного воздействия, а все будут заинтересованы исключительно в результатах денежных. Потому что – если нет политических интересов, с какой стати вливать в эти СМИ капиталы? С моей личной точки зрения, конечно, это и теперь неэффективно, но сейчас, по крайней мере, эти траты можно оправдать необходимостью решать политические задачи. А после 2 декабря 2007 года такая необходимость отпадёт надолго.

А соответственно, у березниковской прессы не останется никакого другого способа выжить и обеспечить себе сносное существование, кроме как заняться реальным бизнесом, для чего придётся стремительно перестраиваться на изготовление качественной, а не тупо-пропагандистской прессы, избавляться от нахлебников и бездельников etc., короче – бизнес делать. Речь, если кто не догадался, идёт прежде всего о СМИ пресловутого калийного пула, формально доминирующего на информационном рынке Березников. Остальные березниковские СМИ ещё как-то пытались между PRопагандой и штатской журналистикой балансировать и заниматься бизнесом (за исключением, разве что «Недели-Ру», которая возникла будто бы в противовес калийному пи-ару). А вот калийный пул безусловно и конкретно ориентировался на пи-ар. Но 2 декабря данный PeRиод истории информационного пространства Березников завершится. Объективно востребуется журналистика как бизнес.

К сожалению, пока нет никаких указаний на то, что калийный пул вообще способен заниматься газетным бизнесом. Пока все до единой бизнес-идеи калийного пула не могут быть признаны успешными.

«Березниковская неделя» после вполне успешного старта в позапрошлом году остановилась на достигнутом рубеже и ни шагу вперёд. «Городской газете» не помогли ни спаивание подписчиков, ни розыгрыш теплоходного круиза (право, позапрошлогодний розыгрыш «Новой газетой-1» $ 1000 имел больший подписной эффект), а не прошло и полгода как «Городская» де-факто расписалась в крахе заявленной «мужской» концпеции. «Березниковский рабочий» рванулся было, затеяв Информбюро, но уже сбоит исполнение, уже сообщения Информбюро напоминают подборку читательских писем и вопросов (концептуальная проблема), а рекламное сопровождение нового продукта… Если пользоваться армейской терминологией, то, например, «Городская» затеяла мощную артподготовку, а когда на бруствере появились атакующие цепи, противник чуть не умер. От смеха. А если бы артиллерийское сопровождение знаменитого Брусиловского прорыва было таким же, какое есть рекламное сопровождение Информбюро, то атакующие цепи до противника просто бы не дошли (не язвите, сам-то я понимаю, что сказал. А если кому не понятно, найдите в Яндексе про главную фишку Брусиловского прорыва – «огненный вал». У нас, в конце концов, для журналистов рубрика, а не учебник по тактике прорыва эшелонированной обороны). Не более успешна и работа единой рекламной службы калийного пула – сравнивай хоть с достижениями соликамских или ревдинских рекламщиков, хоть с показателями рекламных сборов березниковских СМИ докалийного периода.

Кстати, о рекламе. Самым волнительным событием местного информационного рынка стал повальный отказ местных СМИ от легального размещения политической рекламы в связи с выборами в Государственную Думу. Говорят, что отказ был сделан под серьёзным политическим давлением, то ли с верхов, то ли со стороны калийного пула, но интересно не это. Интересно, что сами калийные СМИ, а именно – «Березниковский рабочий» и «Городская газета» от размещения политрекламы не отказались. Хотя теоретически находятся в том же самом положении. Типа, им «разрешили», потому что им можно доверять, потому что они «не той» рекламы не допустят? Бредовое предположение. В Березниках ВСЯ пресса настроена лояльно к… сами знаете кому. И уж никак ни один редактор, ни один директор местных СМИ не настроен портить отношения с сами знаете кем из-за лишней десятки - двадцатки. Не продажные они у нас, поверьте профессионалу. Это раз.

И два: уже прошлодекабрьские выборы показали, что «чужие» силы и структуры вовсе не делают ставку на рекламу через существующие СМИ. И результатов «чужие» силы добиваются без пропаганды в местных СМИ. Или кто-то скажет, что 14 % СПС в Березниках набрал из-за того, что в какой-то (не помню уж в какой) газете треть полосы была однажды про Никиту Белых? Не смешно. А что тогда?

Прежде всего очевидно, что сами собственники и управители калийных газет оценивают возможности их воздействия на общественное сознание как никакое. В смысле: с тем же успехом на мнения березниковцев могут повлиять тараканы из-под плинтуса. Вот к Неделе-Ру, Новой газете-1, телеканалу «Астер» и собственному БерТВ калийные пиарщики относятся с уважением и некоторой опаской, «чужая» пропаганда если через них просочится, то может и повлиять как-то не так. А Городская … и БР – да кому они нужны, на кого они могут воздействовать? Так думают калийные пиарщики и это, повторю, не я злопыхательствую, это – вывод, который напрашивается.

Но скорее всего, это просто ещё одна бизнес-идея калийного пула – типа насильственным путём монополизировать пресловутые денежные потоки от политической рекламы. Потому что предполагается, что если выборы, то денежки на газетную рекламу будут, так чтобы эти денежки не растекались по многим, а стекали в единый карман калийного пула. В преддверии, повторю, конца PeRиода, накануне перехода к бизнесу. Идея может показаться не такой уж плохой. Но только показаться. Реально это - мизерные деньги (повторю, «чужие» силы и структуры уже не ориентируются на традиционные СМИ и не будут тратить на них деньги, а от тех, сами знаете кого, больших денег не дождёшься). А самое главное – любому нормальному газетчику известно как пропаганда портит продукт. Массовый потребитель просто переориентируется на другие СМИ, пропагандой не запачканные. Благо, таких сейчас в Березниках много. Лучшего способа создать перед началом бизнес-гонки худшие стартовые условия для калийных газет не придумал бы злейший конкурент. Всё равно что сразу в топку.

А на сегодня это всё. Но что читаете «Иную газету» - спасибо.

Текст: Андрей Лучников

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


концепция

Школа Лучникова