От сирот поворот

В оставшиеся два месяца работы Госдума должна принять решение, каким путем пойдёт Россия в вопросе воспитания детей-сирот. Какие перспективы у брошенных детей?

1 января 2008 года органы опеки и попечительства переходят из подчинения местному самоуправлению в подчинение субъектам федерации. Это означает очень простую вещь - до Нового года все регионы должны принять законы об органах опеки. Законодательная практика показывает, что обычно на местах не утруждают себя придумыванием оригинальных законов, а берут за основу уже существующий федеральный закон. Работу органов опеки в России регулирует закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". По мнению большинства экспертов, он нуждается в существенной доработке. Однако взгляды на то, как именно его дорабатывать, у представителей власти разнятся. Главный спор происходит вокруг отсутствующего в законе понятия о патронате - форме семейного устройства детей, упомянутой в Семейном кодексе и получившей распространение в России в последнее время.

Об эксперименте по развитию патроната, в котором участвуют 40 регионов, СМИ уже сообщали. При патронатной системе детдома становятся центрами контроля за содержанием детей в патронатных семьях и одновременно, наравне с органами попечительства, центрами поддержки таких родителей во всех вопросах. Полемика о сильных и слабых сторонах патроната в России ведется давно. Он не устраивает многих, поскольку делает систему устройства детей в семьи слишком прозрачной и уменьшает коррупцию. Однако о ликвидации эксперимента вообще до сих пор речь все же не шла. Теперь такая вероятность есть: на рассмотрении Госдумы находится проект закона "Об опеке и попечительстве", в котором фактически запрещается патронатное воспитание в том виде, в котором оно обкатывалось на регионах. Этот проект внесен главой думского комитета по делам женщин, семьи и детей Екатериной Лаховой.

В то же время Министерство образования и науки представило в правительство России одобренные Общественной палатой поправки в закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и к Семейному и Трудовому кодексам, которые узаконивают патронатное воспитание.

Увлекательный процесс составления предвыборных списков "Единой России" помешал на прошлой неделе Екатерине Лаховой прокомментировать свою позицию для прессы. Впрочем, эта позиция и так известна. 20 сентября во время поездки в Великий Новгород Екатерина Лахова говорила, что "в отношении сирот федеральное законодательство предусматривает лишь усыновление, опекунство и приемные семьи", а патронатные семьи "были нам навязаны международным фондом "Христианство во имя добра", точнее баронессой Кох, они противоречат вековым устоям России, законодательство по ним придумали сами субъекты, и оно противоречит законам страны" (цитата с сайта www.novgorodinform.ru).

Под "баронессой Кох", вероятно, подразумевается спикер палаты лордов британского парламента баронесса Кэролайн Кокс, которая действительно 12 лет назад вместе с принцем Майклом Кентским взялась реализовывать в России программу "Патронатная семья". Она действительно председатель благотворительной организации "Всемирная христианская солидарность". Видимо, поэтому Екатерина Лахова в своем законопроекте требует лишить НКО права заниматься брошенными детьми. То есть негосударственные сиротские учреждения, по мнению депутата Лаховой, попросту должны быть закрыты.

При этом Екатерина Лахова не спорит, что детям лучше жить в семье, чем в интернате, однако считает, что регионы не смогут создать эффективную систему контроля: "Опекун должен быть круглосуточно с ребенком. А договор по патронату заключается с директором детского дома, который находится за десятки километров от детей. Ребенок так и остается сиротой".

Об этом депутат говорила на протяжении всей позапрошлой недели в разных регионах. В результате в Великом Новгороде газеты вышли с заголовками: "В нынешних патронатных семьях ребенок остается сиротой", а в Пермском крае и того хлестче: "Патронатная система воспитания превратила детей в живой товар". Подразумевалось, что детей легко взять в патронатную семью и так же легко отказаться.

Это и правда так -- патронатному родителю вернуть ребенка в детдом проще, чем опекуну. Только, как утверждают люди, занимающиеся патронатом, такие случаи возврата достаточно редки. "Мой детдом рассчитан на 60 детей, а благодаря патронату я смогла принять гораздо больше, у меня сейчас 81 ребенок живет в семье и не больше 10 в самом детдоме,-- говорит замдиректора Юго-Камского детдома Пермского края Ольга Филатьева.-- Мы мелкий районный центр, но, несмотря на то что приемным семьям платят за детей больше, люди охотнее участвуют в патронате, потому что мы обеспечиваем полную психологическую и юридическую поддержку детей и родителей. Эти семьи не предоставлены сами себе, мы обоюдно помогаем друг другу".

Что будет с детьми, находящимися на патронатном воспитании, в случае отмены этой формы устройства, Ольга Филатьева не знает. Взять всех обратно детдому будет сложно -- нет мест. Но для нее очевидно, что усыновлять с принятием новых поправок больше не станут: "Я пять лет работаю в этом детдоме, за это время ни одна семья не обратилась с просьбой об усыновлении, и я вас уверяю, что такая ситуация во всех областных детдомах".

По мнению заместителя главы департамента по делам семьи и молодежи Минобрнауки Аллы Дзугаевой, "необходимо создать инфраструктуру социального устройства детей. Наряду с органами опеки и попечительства должен быть создан новый институт, состоящий из медиков и психологов,-- учреждения опеки и попечительства, которые могут создаваться как в форме НКО, так и в статусе госучреждения". Отстаивая свою позицию, Минобрнауки приводит статистические данные, говорящие о том, что необходим больший контроль за семьями (см. справку). А именно это, по их мнению, и обеспечивает система патроната.

Стоит признать, что в России пока не существует полной статистики по системе патроната. Поэтому в Минобрнауки вынуждены апеллировать к опыту Европы и Америки.

На Западе от традиционных форм сиротских заведений отказались еще в 50-е годы. Толчком послужили результаты медицинских исследований, показавшие, что один месяц пребывания ребенка в сиротском учреждении тормозит его развитие на три месяца. Дальнейшее пребывание лишь увеличивает отставание. Заторможенность в интеллектуальном и психологическом развитии наблюдается даже у тех детей, которые до приюта развивались с опережением сверстников. Когда ребенок находится в сиротском учреждении, компенсировать это отставание даже при большом штате специалистов практически невозможно.

Сейчас на Западе в патронатных семьях живут почти все сироты. Так, по данным Британской ассоциации усыновления и патроната, временно живут в семьях 70 тыс. детей, что совпадает с числом детей-сирот. В США, по данным американского департамента здравоохранения, в семьях воспитываются все 523 тыс. детей, оставшихся без родителей.

Прогнозировать, какая система воспитания детей-сирот победит в России, пока сложно. Вряд ли решение будет принято в соответствии со здравым смыслом. Скорее всего, в противостоянии думского комитета и чиновников Минобрнауки верх одержит тот, кто быстрее успеет согласовать свой законопроект со всеми инстанциями.

СИРОТСКАЯ СТАТИСТИКА
Существующая тенденция в России такова: сирот в стране с каждым годом становится все больше, а желающих стать для них новыми родителями -- все меньше.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс