Патриарх выходит из комы

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения с реальными именами, псевдонимами и названиями являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Приятным для критиканского уха унисоном под…кололи на истекшей неделе мужественных застройщиков Правобережья «Неделя-Ру» и «Городская …». Хотя, следует отметить, тема решения Главной Березниковской Проблемы – строительство жилья для переселенцев из карналлитовой зоны – в местной прессе доминировать очевидно перестала. Критерием здесь могут служить «Березники Вечерние» с их семейно-бытовой ориентацией.

ХОД «АМКАРОМ»
Суть в следующем. Если даже Вечёрка считает тему достойной публикации, то она (тема) интересует даже самых аполитических обывателей и, естественно, является главным медиа-сюжетом в Березниках. «Березниковская Неделя», подобно Вечёрке ориентированная на семью и быт, критерием здесь являться не может по ряду причин. Главная из которых: БН, хоть и может быть признана, полностью автономным СМИ, но мощно защищена симбиозом с «Березниковским рабочим». Это позволяет БН вольно чувствовать себя на медиа-пространстве и совершенно не отвлекаться от обывательской специфики (правда, сейчас в содержании БН можно угадать тенденцию к переменам, но об этом подробнее в следующий раз). Вечёрка - в условиях жёсткой конкуренции именно на семейно-бытовом сегменте медиа-рынка, на котором пытаются потоптаться буквально все местные СМИ – себе такой роскоши позволить не может, она вынуждена реагировать на иные сюжеты. Если эти сюжеты интересуют массового потребителя. Так вот, на истекшей неделе Вечёрка не сочла застройку Правобережья темой, достойной упоминания. Несмотря на то, что события происходили и инфоповодов было предостаточно. Победу пермского «Амкара» над «Крыльями Советов» Вечёрка вынесла даже на титульную полосу, а про застройку Правобережья – ни слова.

Следует признать, ход «Амкаром» - грамотный. Именно с точки зрения медийного бизнеса. Квалифицированного освещения спортивной тематики в Березниках нет – это раз. То, что в Березниках с натяжкой можно назвать освещением спортивных событий, зациклено в березниковской локации – это два. Здесь тоже, разумеется, можно добиться значительных успехов, но спорт, как известно, ты – мир. Березниковские болельщики, как ни удивительно, интересуются не только футболом на призы депутата Арбузова. И, вопреки заблуждению провинциальных (в худшем смысле этого слова) смитов, посыл «Это было у нас, в Березниках» не является для березниковского потребителя решающим признаком качества, интересности и полезности информации. Как ни странно, березниковцы более-менее в курсе, что за пределами Березников тоже есть жизнь, и где-то этой жизнью даже интересуются. В том числе особенно спортивной. А если у местного потребителя есть потребность, так почему её нельзя удовлетворить на березниковских страницах? Утверждать, что для этого существуют издания, скажем, пермские и вообще «Советский спорт», это всё равно что сказать: есть в Березниках большой хлебозавод, он печёт хлеб, поэтому мы частную пекарню открывать не будем. Или так: есть сеть «Эльдорадо», поэтому продавать технику в «Людмиле» бессмысленно. Понятно, о чём речь, да?

Словом, если Вечёрка не ограничится разовой публикацией про один матч «Амкара», а поставит, скажем так, подобное освещение спортивной жизни на конвейер, то она получит качественное преимущество на информационном пространстве Березников. Ход грамотный и рассчитанный на гораздо большее число потребителей, нежели тема Переселения и застройки Правобережья, которая напрямую и непосредственно будет продолжать серьёзно и лично волновать две, ну три тысячи читателей. Максимум – пять. Для других березниковских СМИ, впрочем, Главная Березниковская Проблема также утратила императив – «Березниковский рабочий» и «Новая газета-1», и даже БерТВ тему отыграли в разумных объёмах и деловито-сдержанных, совсем не истеричных тонах. На БерТВ, правда, промелькнуло дурацкое: «Глава города лично осмотрел…» (спасибо родной партии и лично дорогому Леониду Ильичу!)… Впрочем, могу ошибиться и про личный осмотр было в другом телесюжете.

ИГРУШЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА
А «Городская …» и .Ру героических застройщиков не преминули под… колоть. Не в тексте публикаций, а так, исподтишка – в подписях к фотографии. Как бы в поддержку волнения общественности относительно качества «домов быстрого приготовления». «Панелька к панельке – дом собирается как конструктор», - хихикнула «Городская …» «Лего-2007», - под…держала .Ру. Приятный критиканскому уху унисон про игрушечность новостройки. У «независимой березниковской газеты», следует, впрочем, отметить, намёк получился такой толстый и прозрачный, по-взрослому, наотмашь – на фоне неприятных вопросов, которые корреспондент .Ру строителям решил не задавать, потому что «эти вопросы – тема отдельной статьи. И задавать их надо другим специалистам». У «Городской …» - под…колка детсадовская, фигушка в кармане, авось не заметят на фоне рассказа там-чудеса-там-леший… простите, там-стройка и пересказа бессмысленных для массового обывателя технологических нюансов. Зато нюансы пересказаны – «как у больших», в лучших традициях БР худших времён описания элегантности анкерных креплений.

Впрочем, это сравнение .Ру с «Городской …» только к слову пришлось, унисон просто забавный получился двух изданий – газеты, декларативно от «Уралкалия» независимой, и медиа-продукта, одиозно воплощающего высшее достижение уралкалийной медиа-мысли (высшее – потому что по времени последнее, выношенное и на медиа-пространство под гром фанфар выброшенное). Только из-за этого. Поэтому .Ру прошу не обижаться, на самом деле с профессиональной точки зрения рядом их никто не ставит, и .Ру непременно будет дальше подвергаться пристальному рассмотрению на предмет выискивания косяков и вылавливания блох, в отличие от «Городской …». В отношении «Городской …» это, повторю, бессмысленно. Ну, например, после прошлого упоминания в нашей Школе «Городская …» опубликовала-таки на этой неделе «Дорожно-транспортные приключения», которые перед тем зазря телерекламировала. Наконец-то хотя бы одно обещание читателям выполнено. А то было: «Покупайте булки с изюмом! Только у нас покупайте булки с изюмом! Самые замечательные булки с изюмом покупайте у нас!», а булок с изюмом-то и нет. На этой неделе этот косяк исправлен и стремление к самосовершенствованию, разумеется, похвально, но подобные гуманитарные подсказки не входит в цели нашей Школы. Бессмысленно выискивать и обсуждать косяки в издании, которое целиком – большой медиа-косяк.

СОВСЕМ БОЛЬСОЙ МАЛЫС
А стремление к самосовершенствованию, конечно, похвально. Однако и увы, приходится констатировать, что, опрометчиво отказавшись от самоназвания «Газета», «Городская …» (многоточие замените словом по вкусу), пока не подаёт даже надежд на намерение вернуться в число СМИ. Не говоря уже о способности это сделать. Сделать, а не нахлобучивать на голову кастрюлю по принципу: я – лыцаль, я в каске! Отряд Трубачёва сражается… Подтверждение? Легко - самореклама «Городской …» посредством однопулого БерТВ о подборке материалов (громко обозванной «расследованием») на тему молокозавода. Нет, мы с вами не станем ни разбирать достоинства и недостатки, ни даже ехидничать о… Да ни о чём не буду ехидничать. Сам факт этой саморекламы по невыдающемуся, откровенно сказать, поводу напоминает сценку из босоногого детства, когда карапуз на трёколесном велосипеде проехался от подъезда до угла дома и гордо заявляет: «я больсой! я как больсие дядьки на велике катался! до самого угла!». Если «Городская …» сочтёт обидным сравнение с карапузом, то могу предложить иную ассоциацию: тот же текст про «как больсие дядьки до угла!» произносит, ковыряя в носу, длинновозрастный дылда. Похвальба карапуза хоть снисходительное умиление вызывает…

Нет, психологически оно вполне объяснимо и понятно: и карапузу, и тинейджеру действительно хочется на весь мир закричать: «я сделал то же, что и больсие дядьки! Я – больсой!». Но именно это обстоятельство и доказывает, что он пока – совсем не большой. Поскольку естественное поведение, обычное действие взрослого человека для карапуза является чем-то чрезвычайным, сверхординарным, о чём хочется хвастать. Но разве он, карапуз это поймёт? Нет, он будет кричать и бить себя в грудь, и хвастать, пока на самом деле не позврослеет и от комплекса «я больсой!» не избавится. «Городская …» исхвасталась (и на собственных страницах, и через БерТВ) тем, что она огромными усилиями выполнила ординарную работу посредственного, т.е. – обычного журналиста (о качестве выполненной работы просто ничего не скажем, не в этом дело). Вывод понятен, да?

На этом примере уважаемый читатель, кстати, сам может определить, как много байт пришлось бы тратить, займись мы подробным разбором «Городской …» Так что оставим Богу Богово, а октябрятам – значки и барабаны.

ПАТРИАРХ ВЫХОДИТ ИЗ КОМЫ
Однако для сравнения. Патриарх березниковской прессы, почивший, казалось бы, в вечной коме, «Березниковский рабочий» выдал на минувшей неделе новый для нашего медиа-пространства продукт – вложение, вкладку, приложение под названием «Информбюро». И без чрезмерного хвастовства, хотя в этом-то разе, как раз оно (хваствовство) имело бы смысл, поскольку не было бы карапузьим. Новый медиа-продукт – не хала-бала. Причём достаточно свежая идея, фактически – лента новостей, какие уже привычны в Сети, а в бумажном воплощении фактически и отсутствуют. Словом, есть что рекламировать, даже с учётом того, что БР по-прежнему распространяется спамом. Разумеется, на тираже и бесплатной подписке появление «Информбюро» никак не скажется. Но с точки зрения репутации, изменения отношения березниковцев к этой газете, в расчёте, что рано или поздно придётся заниматься реальной конкуренцией – отрекламироваться вполне разумно. Просто для того, чтобы березниковцы уяснили, поняли и запомнили: БР - не коматозный дед, БР динамично развивается, БР нужно читать!

Нет, с моей личной точки зрения «Информбюро» для медийного продукта – название посконное и корявое, к тому же никак изобразительно не обыгранное (например так: «ИнформБюРо», чтобы отобразить прямую связь с БР). Да, сразу можно увидеть риск, что Информбюро через некоторое время (в случае успешности проекта) выскочит из БР-овских рамок и станет самостоятельным медиа, как стала таким «Березниковская Неделя» (тоже, ведь, «приложение»). Наконец, косяки в текстах информаций руками лови, как горбушу в Амуре во время нереста (например: «Продавцы березниковских магазинов пугают покупателей тем, что вскоре снова вырастут цены на хлеб». Вы, уважаемый читатель, можете себе это представить? Развлекитесь этим на досуге, чисто практически пофантазируйте, как продавцы пугают покупателей). И тем не менее.

А самое главное – такое увеличение объёма БР позволяет увеличить и рекламные площади в газете. Напомню, что, по действующему законодательству, объём рекламы в нерекламных изданиях не может превышать 40 процентов от общей площади издания. Соответственно, чем больше полос в газете, тем больше рекламы она может легально разместить. А следовательно, и читателю есть, чем развлечься кроме чтения объявлений, и доход у газеты может вырасти. Собственно, с этой целью проект «Информбюро», возможно, и был затеян. Возможно, и не только с этой целью, конечно, но эта цель конкретно достигнута.

Спасибо, что читаете «Иную газету».

Текст: Александр Наковальня

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


концепция

Школа Лучникова