Второе пришествие частника

Второе пришествие частника
Смена собственника компании «Новогор-Прикамье» - арендатора коммунальных сетей Березников и ведущего в Прикамье частного коммунального оператора на практике не означает ничего и значит всё, не принесло никаких заметных изменений сейчас, хотя малозаметные коррективы происходят, а в перспективе перемены могут оказаться серьёзными и существенными.

Последним, в буквальном смысле неприступным оплотом государственного всевластья, сиречь – социализма, среди отраслей народного хозяйства России долгое время оставалось хозяйство коммунальное. Общеизвестно, что лучшим и единственным защитником коренных нужд и первоочередных интересов народных является заботливый чиновник. Да, превратности экономических законов не позволили родному государству по-прежнему управляться со всем народным хозяйством, пришлось раздать кому ни попадя. Но коммуналку – шалишь. Так, глядишь, и чиновник не мудрым попечителем наивных обывателей окажется, а вовсе сравняется с лакеем, присматривающим, чтоб кто чего у хозяев не стащил. Даже дворника чиновник пожурить не сможет, поскольку не чиновник платил бы дворнику, а обыватель.

Словом, да здравствует «реформа ЖКХ». Сиречь – процесс сохранения заботливой опеки чиновников над коммунальной сферой России. С этой опекой родное государство и уполномоченные им органы, тресты и предприятия справлялись ничуть не хуже, чем те же чиновники справлялись с управлением народным хозяйством к началу 90-х годов ХХ века. Которое пришлось раздать для хозяйствования частникам, когда превратности законов экономики... и т.д. Но дошла очередь и до коммунального хозяйства. Как верно заметил вице-губернатор Игорь Папков, каждый должен заниматься своим делом, муниципалитет не должен следить за каждой протекающей трубой, пусть этим занимаются профессионалы.

Правда, активный процесс передачи ответственности за обслуживание жилых домов самим горожанам (через управляющие компании и ТСЖ) только начался, зато в другие коммунальные сферы частный капитал и частные способы хозяйствования пришли несколько раньше. В Березниках – в лице компании «Новогор-Прикамье» («Новогор» - это «Новая городская инфраструктура»), которая ответвилась от компании «Новогор» (коммунальный бизнес в России в целом), которая принадлежала корпорации «Интеррос», которая олицетворяется для публики Владимиром Потаниным. Малоизвестный факт: руководство «Новогора» обозначило своей целью превращение Березников – в образец для всей коммунальной России.

В рамки этой задачи вполне укладывалось то, что «Новогор» арендовал у Березников все три составляющие коммунальных сетей – теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение. В отличие от, например, Перми и Краснокамска, где «Новогор» получил в аренду только муниципальные «Водоканалы». Ещё один малоизвестный факт: одним из условий передачи березниковской коммуналки в аренду «Новогору» являлась разработка Программы развития коммунальной инфраструктуры, своего рода, коммунальной стратегии. Которая и была разработана на период до 2017 года (правда, муниципальными властями не утверждена).

История получения «Новогором» права аренды ещё ждёт своего историка (или автора детектива?), сейчас стоит напомнить лишь ещё один факт: «Новогор» - не единственный крупный частник, посягнувший на муниципальную коммуналку, имеются в России и другие. Среди которых имеет смысл упомянуть компанию «КЭС-Прикамье» («КЭС» - это «Комплексные энергетические системы»), которая ответвляется от компании «КЭС», которая принадлежит корпорации «Ренова», которая олицетворяется для публики Виктором Вексельбергом. Который наверняка известен самому неискушённому читателю тем, что посягал на контроль над корпорацией «ВСМПО-Ависма» (в результате чего титановая корпорация сдалась «Рособоронэкспорту»), а ещё организовал в Перми выставку шедевров Фаберже (впрочем, в Перми «Ренова» известна не только этим и не так уж недавно).
КЭС выступали конкурентом «Новогора». Конкурентом очень серьёзным, сравнивать финансово-производственную мощь «Новогора» и «КЭС» (даже во всероссийском масштабе) всё равно что сравнивать мелкого циркового тигра и древнего саблезубого махайрода. КЭС – это ведь не только коммунальный бизнес, но и энергетический, и строительный и пр.. пр., пр. Это очень мощная структура.

Однако в Прикамье «Новогор» чаще одерживал верх – например, в Березниках и Перми. А в Краснокамске, например, изначально «Водоканал» арендовали «КЭС», а потом право аренды было у «КЭС» изъято и передано «Новогору». Словом, «Новогор» тоже выступал очень серьёзным конкурентом. И Вексельберг «Новогор» у Потанина купил. Теперь говоря «Новогор» подразумевается «КЭС».

С формальной и обыденной точки зрения ничего предосудительного или чрезвычайного в этом нет. Смена собственника – дело если не обыденное, то нормальное. Да и не успел «Новогор» стать в Березниках настолько родным, чтобы за его собственников встревожились обыватели и персонал (как было с «Ависмой» во время претензий «Реновы», или ещё раньше, когда на ту же «Ависму» пришло ВСМПО, или как периодически народ тревожит очередная «продажа» «Уралкалия»). В конце концов, как верно заметил Глава города Андрей Мотовилов, для горожан главное, чтобы обслуживание коммунальных сетей было качественным. В том же смысле высказался и директор Березниковского филиала ООО «Новогор-Прикамье» Сергей Патрушев, политика будет продолжаться, ничего ломать КЭС не собирается. В том же успокоительном смысле высказываются и руководители КЭС, не считают они целесообразным даже сливать воедино «Новогор» и КЭС. Так, холдинг хотя и один, а структуры остаются различными. Оно и к лучшему, наверное, если, например, учесть, что тот же Краснокамск не был доволен, как КЭС там хозяйствовали.

Некоторые изменения, впрочем, наблюдаются, но - внутренние. Так, очень небольшие, публике незаметные, кадровые.
Словом, было первое пришествие частника – «Новогора», сейчас наступило пришествие второго частника. И ничего особенного.

Правда, упорно циркулируют достоверные слухи, что КЭС намерены всё-таки систему «Новогора» несколько изменить. Если прежний «Новогор», например, в Березниках старательно объединял коммунальные сети в единое предприятие, то КЭС намерены выстраивать вертикальные структуры – т.е. объединить всё, например, водоснабжение (и Березники, и Пермь, и Краснокамск) в одной структуре, электроснабжение – в другой структуре, теплоснабжение... Так, наверное, просто удобнее бизнес делать, деньги вертеть. Недаром же муниципальная коммуналка до пришествия «Новогора» существовала в раздельном виде.
Тарифы... Так их и раньше не «Новогор» утверждал, а краевые и муниципальные власти. Так оно и останется, тут никаких перемен.

Словом, люди бизнес делают. И ничего особенного. Кроме того, что люди, повторю, делают бизнес. Который не знает сентиментов.

Например, задолженность березниковцев за теплоснабжение к 1 декабря прошлого года превышала 170 миллионов рублей. Насколько это плохо, а могло быть и хуже, кто виноват, разбираться не будем, а что делать, понятно – надо работать с неплательщиками, а в целом городу нужно тепло поставлять. Хотя бы из сентиментальных побуждений – нельзя заставлять целый город мёрзнуть. Есть, конечно, ещё соображения политические, социальная стабильность и всё такое. Или соображения конкурентные – ну не обеспечил бы «Новогор» Березники своевременно теплом, так чего проще договор аренды с ним расторгнуть и передать аренду тем же КЭС? Упомянутый Краснокамск вполне показал, что это возможно. Но главное, разумеется, человеколюбивые сентименты.

Однако бизнес не знает сентиментов. А политики легко меняются. А расторгнуть договор аренды с «Новогором», если вдруг не будет обеспечено теплоснабжение... Так ведь долги надо платить, да и кому, собственно, эту аренду передавать? КЭС, которые теперь и есть «Новогор»?

С теплоснабжением, кстати, вообще интересная перспектива. «Новогор» старался урегулировать отношения с энергетиками – ТГК-9 через установку теплосчётчиков. Чтобы точно знать, сколько энергетики поставили и сколько следует заплатить. КЭС действуют иначе – они намерены приобрести ТГК-9.

Тактика та же, что и в случае с «Новогором» - чем спорить и бороться, апеллировать к властям и взывать к сентиментам (как приходилось «Новогору», а до «Новогора» - муниципалитету), проще купить оппонирующую структуру, в данном случае энерговырабатывающую компанию. Т.е. не только поставлять тепло- и электроэнергию населению Прикамья, но и производить её. С учётом того, что КЭС активно развивают бизнес в газодобывающей и угольной отраслях, то получается почти полный цикл коммунального хозяйства. Правда, пока без участия в управляющих компаниях. Так ведь и управляющие компании пока только зачинаются.

Люди пришли делать бизнес. Причём бизнес по-крупному. Коммунальное хозяйство само по себе имеет ключевое значение для общества. Контроль над ней означает практический контроль и над всей экономикой (в конце концов, высока ли будет производительность труда, скажем, калийщика или азотчика, если его дом целиком от тепла или воды за чьи-то долги отключили?), и над всей политикой (как, скажите, проголосует неумытый и замёрзший избиратель?). Словом, кто контролирует коммуналку, тот держит общество за горло. Что тут может помешать бизнесу?

Основную коммуналку в Березниках контролирует «Новогор». «Новогор» принадлежит КЭС, причём это только один из проектов КЭС. ТГК-9 – другой. А есть ещё интерес к березниковскому «Азоту» (украинского тёзку нашего предприятия Вексельберг купил на днях), интерес к титано-магниевому производству, содовому... А есть ещё Кизеловский угольный бассейн, а есть ещё проекты в Удмуртии, есть проекты покупки ТГК в других регионах...
Второе пришествие.

P.S. Упомянутая Программа развития коммунальной инфраструктуры до 2017 года, по словам Сергея Патрушева, в настоящий момент дорабатывается с учётом новых данных и обстоятельств и будет представлена на утверждение Городской Думе.

Текст: Андрей Шельга

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс