Refresh!

Refresh!ПРЕДУРЕЖДЕНИЕ!!! Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Разлюбезная Катерина Матвевна! Во первых строках моего письма...
Словом, редакция ИнГи приносит искренние извинения уважаемым читателям за январско-полуфевральское безмолвие без предупреждения. Будем считать его внеплановым тестом на наличие читательского интереса. Признаться, в ходе реструктуризации ИнГи предполагалось, что в наступившем году наша Школа занятий не возобновит, что рубрика себя исчерпала. В ходе тестирования выяснилось, что это предположение не вполне корректно. Обойдёмся без заумной псевдонаучной терминологии (впрочем, нам, как борцам за качественную журналистику этот бич современной прессы попросту противопоказан) и ограничимся резюме: занятия в Школе будут продолжены.

Предварительный обзор березниковских СМИ начала 2007 года даёт некоторые основания для оптимизма. Скажем осторожно: для некоторого оптимизма.

«Некоторого» - потому что нет предела совершенству. Например, завершить перевооружение армии и флота невозможно никогда, поскольку всегда на вооружение защитников Отечества должны поступать новые и ещё новее, и ещё-ещё новее механизмы и орудия истребления супостатов. Так же не никогда не должен наступить момент, когда при взгляде на местное информационное поле захочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Звучит, конечно, приятнее, нежели «Поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?», но по сути это – статика, стагнация, застой. А застой для любого бизнеса означает первый шаг к смерти. А как мы уже установили журналистика, пресса – это прежде всего бизнес. Конечно, никто не заставляет кричать на всех углах, мол, мы бизнесом занимаемся, а не общественные интересы отстаиваем. Никто не запрещает думать о себе, мол, я каждодневно творю нетленки в заданном редактором объёме 17 вордовских строк шрифтом Times New Roman 10 кегль через один интервал, отступа нет, запрет висячих строк. Однако что бы мы сами об этом ни думали, развивается журналистика по законам бизнеса. Объективным, то есть существующим до, вне и независимо от нашего сознания, законам.
Поэтому оптимизм в данном случае – «некоторый».

Однако, всё-таки оптимизм. Потому что общее новогоднее (в смысле – в начале наступившего, нового года) состояние березниковской прессы лучше всего характеризуется как refresh. С точки зрения бизнеса это очень правильно, потому что когда ещё предлагать потребителю новый или хотя бы изменённый продукт, если не в самом начале нового года? Начавшегося, кстати, в понедельник. Помните это: «с понедельника возьмусь»? В нашем случае, refresh стал заметен, разумеется, не с понедельника, 1 января 2007 года, можно сделать скидку на новогодние и рождественские каникулы, но в течение первого посленовогоднего месяца стал. Заметен. И это даёт основания для оптимизма.

Однако, всё-таки лишь для некоторого оптимизма. В целом, результаты подписной кампании березниковских СМИ 2006 года и выявившиеся в начале 2007 года тенденции совпали с нашими ожиданиями. Мы не склонны подрывать бизнес коллег в тщеславных попытках «вывести на чистую воду» и обнародовать пресловутые цифры «реальной подписки» (просто: а зачем?), но позиции, с которыми березниковские СМИ вступили в 2007 год оказались такими, какими и должны были оказаться. Что называется, как потопаешь – так и полопаешь.

Из непредсказанного имеет смысл отметить, пожалуй, превышение ожидаемых показателей «Неделей садовода». Само название этой газеты, прямо скажем, вызывает у потребителя далеко не самое горячее желание непременно прочесть, НеСа не публикует программу телепередач, выходит один раз в две недели, словом, её показатели конкурентоспособности на переполненном медиа-рынке Березников чрезвычайно низки. И при всём при этом реальный тираж и подписка «Недели садовода» выше (!!!), чем у выходящего на всю область, чрезвычайно влиятельного и основательного, имеющего шикарную интернет-версию и вообще очень успешного, как медиа-проект, «Нового Компаньона». Конкуренты должны Богу свечку каждодневно ставить за то, что у коллектива «Садовода» просто нет таких материально-технических ресурсов, какие, к примеру, брошены на раскрутку той же «Березниковской недели». Впрочем, пока нет. Бизнес – дело такое, переменчивое.

Однако, осторожность оптимизма диктуется не результатами подписной кампании 2006 года. Что ни говори, это лишь прямое последствие упорных, каждодневных, напряжённых усилий прошлого года. А refresh, само собой разумеется, нацеливается на будущее, обуславливает направления и перспективы развития. Нет, речь не идёт о том, что необходимо было произвести обновление кардинальное, полный апгрейд. Напротив, как в любом бизнесе refresh в прессе требует внимательности и осторожности – важно ведь не только новых потребителей приобрести, но и прежних не потерять.

Именно в этом, грамотном направлении начали refresh “Новая газета-1” и «Березники Вечерние». Причём, НоГа достаточно серьёзно изменила вёрстку, выпустила лишний воздух и уже одно это создало впечатление бОльшего наполнения газеты содержанием (это важно для солидной газеты, а муниципальное издание иным быть не должно). Вообще, изменения в продукте всегда заметны прежде всего по обёртке, то есть вёрстке. Но мало того - с минувшей пятницы НоГа стала выходить два раза в неделю, что несомненно усилило конкурентоспособность этого издания.

Следует иметь в виду, что количество выпусков, периодичность издания является одним из важнейших показателей развития газетного бизнеса. Главным конкурентом для любой газеты в наше неспокойное время является телевидение, как самый простой и доступный канал информации, для которого даже читать не нужно уметь, знай несколько кнопочек на пульте и всё. Конкурентным преимуществом телевидения является его оперативность и повседневность. Соответственно, приблизиться к нему (телевидению) можно лишь наращивая оперативность печатного СМИ, доставляя газетный товар потребителю чаще. Запад нам, конечно, не указ, но в отличие от России газетный бизнес там всегда оставался бизнесом (у нас был перерыв на Советскую власть). Так вот, на Западе все или почти все газеты, достойные упоминания как СМИ, выходят ежедневно. Включая выходные и праздники.

Словом, можно сказать, что это один из законов развития газетного бизнеса – всякая развивающаяся газета стремится выходить ежедневно. А потом и чаще (выражение «утренние газеты», полагаю, уважаемому читателю знакомо). Напротив, сокращение числа выпусков – это признак умирания.

Напомню, для примера, что одним из предметов гордости старого «Березниковского рабочего» был его выход пять раз в неделю. Первым признаком начала кризиса стало уменьшение числа выпусков в неделю до четырёх. В последние месяцы управления Юрием Одесских БР стал выходить три раза в неделю, потом два, потом... Потом БР умер. Первым признаком того, что начинается возрождение (впрочем, корректнее сказать: есть шансы на возмождение) БР, стало возобновление его выпуска в четырёхразовом режиме. Через некоторое время заговорили о переходе и на пятиразовый режим. Правда, в результате на медиа-рынке просто появилсь ещё одно СМИ – «Березниковская неделя», но это другая тема, которая уже обсуждалась. Кстати, нынешний БР под руководством Елены Вяткиной, по крайней мере, по оформлению снова похож на нормальное периодическое издание (содержание пока обсуждать не будем, ибо мал пока срок после перемены руководства), так что здесь тоже сейчас – refresh.

Однако refresh НоГи выглядит более серьёзно. Справедливости ради следует заметить, что подобную попытку НоГа уже делала лет этак восемь-девять назад, к двухразовому (вторник и пятница) режиму муниципальное издание уже переходило. Та попытка оказалась неудачной. Почему? Очень просто. Повторю: что бы мы ни думали о прессе и своём месте в прессе, газетное дело это – бизнес. Например, в той, давней попытке предполагалось, что дополнительный выпуск НоГи пойдёт «на ура» в розничной продаже – благодаря, естественно и прежде всего, творчеству суперталантливых авторов, без чьих бессмертных творений читательские массы просто не выживут. Оказалось: выживут спокойно. Это, конечно, не единственный просчёт, но самый заметный. Двухразовый проект был свёрнут, читательские массы этого не заметили.

Есть основания полагать, что сейчас НоГа учтёт прежние ошибки. Во всяком случае, в розничной продаже «первый второй» выпуск газеты на прошлой неделе не появился. Благоприятствует НоГе и нынешнее состояние медиа-пространства, очевидная пассивность других участников рынка. Ведь почему мы выражаем лишь очень осторожный оптимизм? Да потому что refresh-то refresh, но локальный.

Например, пока ничего не изменилось ни в тактике, ни в стратегии «Недели.ru» - ни в оформлении, ни в системе распространения, ни в содержании. Неру даже не сумела осветить исторический визит Сергея Шойгу в Березники отлично от других городских изданий. То есть, публикация в Неру от других газет на самом деле отличалась (другие опубликовали совершенно одинаковый текст официального сообщения), но общий смысл публикации можно выразить так: «Приезжал Сергей Шойгу». Точка. Не лучший способ опередить и без того сильных конкурентов. Это, кстати, второй шанс, который упустила Неру, - первый раз березниковское воплощение «независимой» прессы откровенно профукало начало аварии на Первом калийном.

Ничем не отличилась и «Березниковская неделя». А в сравнении с обновлённой НоГой, даже огорчила. Нет, ну ладно refresh, но даже сравнение качества – увы, не в пользу любимой Снегурочки Беррабовны.

Два еженедельника (на тот момент НоГа была ещё исключительно еженедельником) под чутким женским руководством (в БеНе – Елена Шмелёва, в НоГе – Юлия Сидорова), День Святого Валентина... Понятно, разве можно мимо пройти? Но. НоГа уделила Валентинову дню разворот – большой объём, да, но тема локализована и соответственно оформлена. А БеНе... Семь полос! Причём не локализованных оформлением, а вперемешку, так что создаётся впечатление: вся газета об этом! Будто основной читатель БеНе – девочки подросткового возраста (вообще для газет пресловутого калийного пула ориентация на подростков уже выглядит как тенденция, однако). Семь полос, а если считать с первой (там тоже фото «про любовь»), то и восемь. Причём забавно: фото на первой полосе, крупная надпись: «Но как на свете без любви прожить?» и мелкий подзаголовок: «День святого Валентина в ЦУМе»... Господин поручик, ма-а-алчать! О продажной любви там нет ни слова, каждый думает в меру своей испорченности.

К слову о Валентиновом дне. Очень выигрышно смотрелась «Вечёрка» – теме, на которой отоспались все СМИ, включая ТВ, скромно посвящена лишь последняя полоса. Остальное – вполне серьёзные, проблемные публикации. Впрочем, уже было сказано, в БВ тоже наблюдается refresh. В сторону чтения для серьёзных людей. Даже содранный у той же БеНе девиз на первой полосе «Есть что почитать!» (этим рефреном, напомню, начиналась телереклама «толстушки» в декабре 2005 года) «Вечёрку» не портит. Действительно, есть что почитать.

А посему о перспективах развития березниковской прессы можно говорить с осторожным оптимизмом. Осторожным, конечно. Но всё-таки оптимизмом. В начале года наблюдается refresh. Кто захотел, тот успел. Опоздавшим – кости.

P.S. Автор приносит искренние извинения тем журналистам и СМИ, чьё творчество на данном занятии не было рассмотрено.

Текст: Александр Наковальня

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Школа Лучникова