Татьяна Дель: 6.0

Текст: Александр Наковальня

События, о котором не сказано в прессе, не было. Это не Ваш корреспондент придумал, кто-то другой, умный. Например, Герцен. Или Белинский. Или Раймонд Чандлер. В конце концов, это мог бы сказать и персонаж Роберта де Ниро в культовом фильме всех пиарщиков «Хвост вертит собакой». Это специально поясняю для тех читателей, которым обязательно нужно, чтобы умную вещь сказал кто-нибудь умный, а не Ванька с соседней околицы.

В любом случае, верно сказано. Рассуждать на эту тему, конечно, можно много, но не будем, отложим на случай, если кто из платонических побуждений решится оспорить. Примем данный тезис за данность и сразу укажем на забавный парадокс истекшей недели. Не было никакого пожара на Четвёртом калийном. Потому что обыватель сразу узнал о том, что пожар ликвидирован, шахта снова работает. Точно такой же парадокс, кстати, случился с аварией на Первом калийном – обыватель сразу узнал, что подтоп прекратился и шахта возобновила работу. Мелочь, а забавно. Живёшь так себе, а тут, бац, тебе сообщают: ты, мол, не волнуйся, уже всё в порядке. Всё равно что жил себе, в ус не дул, а тут парад, ура! Победа! А ты стоишь и глазами хлопаешь, мол, а что, мы с кем-то воевали?

Это если в чистом виде. А если учесть, что на самом деле основным и имеющим самый высокий рейтинг доверия средством массовой информации в нашем тесном городке является агентство ОБС, от которого скрыть ничего нельзя (физически это невозможно), то получается ещё забавнее.

Вот вспомните сами. Не было никакой аварии на Первом руднике. Официально не было, агентство ОБС только работало. Потом, раз, стало всё в порядке, о чём официально сообщили. А потом внезапно официально сообщили, что не совсем в порядке, а потом – совсем не в порядке, но не надо паники, под занавес - Город спасли. Насколько выросло доверие потребителей к СМИ можете оценить сами (а источник нашего бизнеса – не только интерес читателя, но и степень его доверия к распространяемой нами информации). Нетрудно также догадаться, с каким сомнением после этой, ещё совсем не забытой истории, обыватели отнеслись к новости, что теперь и на Четвёртом калийном всё в порядке.

Следует заметить, что это довольно распространённая журналистская ошибка, следствие ставить вперёд причины. Предполагается, что такая манера сообщения информации несёт в себе позитивный смысл. Не с плохого начала начинать публикацию, а сразу переходить к хорошему финалу. Вроде того, что вы не волнуйтесь, никто не умер, а дело было так...

Подход этот, лично я полагаю, ошибочным по двум причинам.

Первая чисто журналистская, бизнес-причина. Наша задача какая? Правильно, заинтриговать потребителя, чтобы он наш продукт потребил до самого дондышка, до самой последней строчки, до самого последнего кадра. А если вам в начале раскрывают всю интригу, то нужно быть уж очень великим мастером, чтобы дальнейшее произведение потреблялось ради исключительно эстетического наслаждения (здесь нарушается основа журналистского жанра, журналистика – это не литература, ваши творческие изыскания никому неинтересны, завышенное самомнение в нашей профессии вредно).

Вторая причина имеет отношение скорее к эффективности преподнесения информации, к результату, которого мы хотим достичь. Хотим мы успокоить возможную панику? Ага, согласен, веская причина, гражданский долг каждого журналиста и т.д. Но если мы огорашиваем потребителя сообщением, что всё, он может уже теперь не волноваться, то естественный потребительский вопрос: а чего ж раньше-то скрывали? И естественный вывод: а где гарантия, что теперь уже ничего не скрываете? Вопрос в нашем случае ещё более естественный, если принять во внимание ошибки (будем исходить, что это ошибки, а не умысел), сделанные при освещении ситуации на Первом руднике.

Эта причина, кстати, тоже имеет прямое отношение к журналистике как бизнесу, поскольку репутация в бизнесе создаётся годами и транжирить её просто так, особенно на ограниченном березниковском информационном поле может варвар. Ну, вроде тех родоплеменных союзов периода крушения Древнего Рима и Раннего Средневековья, которые выкорчевали лес, расчистили пространство, сняли пару богатых урожаев и двинулись себе дальше, а тут зарастай всё сорняками. И много лет проходило, пока истощённая земля снова начинала плодоносить.

Теперь о хорошем. Очень хочется отметить среди прессы минувшей недели публикацию «Куда бензин заливать знаете?» или Красотка в автосервисе» (автор: Татьяна Дель, опубликовано «Новая газета-1» от 15 ноября с.г., см. интернет-версию). Честно сказать, очень давно хотелось появления на березниковском небосклоне чего-то такого... эдакого.

Вроде и репортаж, и описание тож, и немножко рассуждения, и прямая речь... Не понять что, а здорово.

Пожалуй, можно сказать, что это одно из немногих проявлений в березниковской прессе тех тенденций в русской журналистике, которые можно назвать современными и передовыми. Механика причём до банальности проста (в чём, кстати, большая ценность, суперпупер-переводы с индопакистанских диалектов и тончайшие стилизации под девятнадцатый век – высокое искусство, а журналистика – ремесло массовое).

Во-первых
, пресловутого инфоповода нет (и это характерная черта именно русской журналистики, к сожалению очень сильно забываемая коллегами, что местными, что столичными), потому что зачем инфоповод, если есть постоянная тема, постоянно существующее явление? Кто сказал, что для статьи об автосервисе должен обязательно случиться Международный день работника автосервиса? И кто сказал, во-вторых, что статья об автосервисе должна быть (или является) обязательно рекламной (о чём, к сожалению, очень сильно забывают многие местные редактора... корысть снедает). Это, между прочим, дополнительный плюс, потому что тема бизнесов в Городе практически никем и не раскрывается. Хотя вокруг бизнесов всё вертится.

Третий момент
– личное присутствие автора, едва ли не древний «Испытано на себе», но не так, лучше. Лучше тем, что: кому интересны переживания журналиста в шкуре официанта, дворника, кондуктора, пассажира троллейбуса? О тебе, любимом, после твоей смерти напишут (к вопросу о самомнении), Земля вертится, но не вокруг тебя. Словом, не столько «Испытано на себе», сколько «Своими глазами», воочию.

Казалось бы, что сложного? Нашёл тему, порасспросил, поговорил с толковыми людьми на тему, чуть порассуждал... Далеко, ведь, и ходить не надо, всё в Городе. Сложного ничегошеньки, а случается редко.

Это, к слову, заметим, не первый опыт Татьяны Дель в описании преимуществ и недостатков различных бизнесов на территории города. Не первый, самый удачный и, снизойдём до банальности, будем надеяться... Ну, мудрый читатель понял. Словом, шесть-ноль.

Публикация номинирована на Премию Андрея Лучникова. Напомню, что присуждение очередной Премии будет произведено 3 мая 2007 года, в Международный день независимой прессы. Лауреатом Премии Андрея Лучникова в 2006 году стал Николай Анфалов, на тот момент – журналист «Городской газеты». На Премию Андрея Лучникова-2007 уже номинированы статья Людмилы Командировой «Что-то с памятью нашей стало», опубликовано в «Березники Вечерние» от 21 июня с.г. и публикация Алёны Козыревой, Алексея Гарина (фото) «Этот день в истории», опубликовано в «Городская газета» от 22 июня с.г. . (подробнее об этих публикациях).


Автор - специальный обозреватель "Иной газеты"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковские СМИ

Школа Лучникова