Самоубийство не числом, а умением

Самоубийство не числом, а умением
Госдума позавчера приняла в первом и во втором чтении законопроект, отменяющий минимальный порог явки на выборах и досрочное голосование. За соответствующие поправки во втором чтении при необходимых 226 голосах проголосовали 336 депутатов, против - 92, воздержавшихся не было. Это можно признать завершением избирательной реформы, начатой с отмены графы «Против всех». А также – запуском механизма бомбы, которая может взорвать всю сложившуюся систему политической власти. Фактически верхушка нынешней элиты совершила политическое самоубийство. Приняв медленно, но верно действующий яд.

Законопроект предлагает исключить из закона об основных гарантиях избирательных прав положение о том, что выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 20% избирателей. Соответствующую поправку внес депутат-единоросс Александр Москалец.

Ко второму чтению также была поддержана поправка спикера Совета Федерации Сергея Миронова об отмене досрочного голосования.

Законопроект также предусматривает, что не может быть зарегистрирован кандидат, имеющий неснятую судимость за совершение тяжких, особо тяжких преступлений или деяния экстремистской направленности. Не сможет избираться лицо, в отношении которого применялось административное наказание за распространение нацистской символики.

Законопроект, внесенный группой депутатов от фракций «Единая Россия», «Родина» и ЛДПР, направлен на повышение ответственности граждан и избирательных объединений за выполнение требований избирательного законодательства в вопросе о противодействии экстремистской деятельности.

Согласно документу, сообщает РИА «Новости», агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу, а в эфире кандидат не может призывать голосовать против другого кандидата, описывать «возможные негативные последствия», если тот или иной кандидат будет избран, а также распространять информацию, способствующую созданию отрицательного отношения к кандидатам.

Некоторые демократически ориентированные – в частности, председатель Совета директоров Независимого института выборов Александр Иванченко в беседе с «Иной газетой» - уже высказали своё «фи» в отношении поправки. Как норматива, ограничивающего свободу волеизъявления граждан. То есть, в отношении досрочного голосования демократически ориентированные наблюдатели высказывают сдержанное одобрение, полагая, что оно (досрочное голосование) создаёт в современной России самые благоприятные возможности для фальсификации итогов голосования. Высказывают в том смысле, что, конечно, ничего страшного в досрочном голосовании нет, мол, я уезжаю, хочу отдать свой голос заранее – это нормально, но не в России и не сейчас. А вот в отношении «пороговой явки» звучит резкое неприятие – молодёжь, мол, на выборы не ходит, ходят дисциплинированные бабушки, поэтому действующая власть сможет преспокойно протаскивать любого кандидата, не обращая внимания на протестующий электорат.

Стоит напомнить, кстати, что подобного рода тезисы звучали в период обсуждения отмены графы «Против всех». И самым главным аргументом «легальных противвсехов» являлось: протестный электорат, не имея возможности, поставить любимую галочку, попросту отвернётся от выборов и придётся проводить повторное голосование, повторное, повторное... И т.д. Мы, кстати, уже в тот период высказались, что отмена «Против всех» будет иметь действительный смысл только в случае отмены и порога явки избирателей. Ждать, как видим, долго не пришлось. Приятно, чёрт побери.

Разумеется, речь идёт только о законопроекте, только принятом Государственном Думой. Однако оснований полагать, что закон затормозится Советом Федерации или Президентом – нет. Поэтому можно говорить о нём, как о свершившемся факте, который вот-вот будет оказывать самое решительное влияние на политическую жизнь страны вообще, Пермского края в целом и Березников в частности. Влияние, можно догадаться, глобальное. И совсем не в том смысле, в котором опасаются демократически ориентированные наблюдатели и на который рассчитывают авторы законопроекта. А одни опасаются того же, на что другие рассчитывают - власть будет продвигать своих кандидатов, пользуясь дисциплинированным минимумом избирателей.

Имеет смысл, разумеется, говорить только об отмене порога явки. Отмена досрочного голосования и ограничения на агитацию против оппонирующих кандидатов ощутимых перемен не принесут. Во-первых, досрочное голосование не является доминирующим среди методик фальсификации, да и предназначение его было прежде всего в том, чтобы преодолеть пресловутый порог явки. Во-вторых, добавление к существующим ограничениям на агитацию ещё парочки – всё равно что к десятому замку на бронированной двери приварить одиннадцатый. Ну, взломать немножко труднее. Но, кстати, затруднительнее и изнутри открывать – контрагитация на предмет «что будет, если это придёт к власти» эффективна как раз против новых, неизвестных в текущей политике лиц. А таких у действующей власти и правящих партий – явный дефицит, достаточно посмотреть на списки кандидатов в Законодательное собрание Пермского края. Более того, контрпропаганда на тему «что будет, если» совсем и не нужна против представителей действующей власти, которые свою агитацию основывают как раз «посмотрите, что я сделал»... А когда избиратель смотрит, то получается... Здесь, впрочем, помолчим, блюдя политкорректность в рамках идущей избирательной кампании.

Итак, порог явки. Да, с одной стороны его отмена сильно облегчит жизнь политпрорабам будущих кампаний. Достаточно вспомнить, что именно неявка избирателей была единственной реальной угрозой для срыва выборов главы города Березники весной этого года. Теперь можно будет не оглядываться на порог и...

И всё, собственно. Это – единственное облегчение для политтехнологов. Политрабочих. Политмусорщиков. И прочего обслуживающего персонала властей предержащих (привычно ведь именно власти предержащие и власть имущих сильных мира сего подозревать, зачастую несправедливо, в стремлении наступить на гражданские свободы). Облегчение это единственное и весьма сомнительное с точки зрения выгоды. Потому что.

Потому что в результате всего этого в расписанный, распланированный, заранее всем персонажам и зрителям известный, отработанный и обкатанный сценарий вмешивается фактор новый и никем ранее всерьёз не учитываемый. А именно.

Политическая сознательность обывателей. Или, если угодно, политически сознательные обыватели.

Не спешите смеяться.

Начнём с того, что, как говорил товарищ Сталин, других людей нам никто не даст, нужно работать с тем народом, который есть. А есть у нас... Давайте оставим попытки определить наукообразно или эмоционально, ЧТО у нас есть. У нас есть ЭТО. И это никуда не денется.

И никуда не денется пресловутый «протестный электорат». И это совсем не то или не совсем то, что обычно полагают «протестантами», которые голосуют против всех. Противвсехи в действительности не так реально опасны существующей системе, как привыкли считать многомудрые обозреватели. В действительности это банальная, неорганизованная стихия, которая опасна нынешнему режиму на всех его уровнях не более, чем толпа недовольных смердов была угрозой для рыцаря в полной оснастке и при оруженосце. Противвсехи нисколько не опасны. Но страшны, что твой призрак замка Морисвилль, раз уж череда их избирательных «успехов» подвигла действующий режим на отмену соответствующей графы в избирательных бюллетенях.

На самом деле к «протестному электорату» следует причислить и тех, кто голосует за оппозиционных нынешним режимам кандидатов. И тех, кто не ходит на выборы, не видя достойных. И тех, кто недоволен существующим положением, но голосует из чувства ответственности: мол, лучше всё равно никого нет, а управлять кому-то нужно, ну, пусть будет этот. Не будет большим откровением, если сказать, что немалая часть березниковцев отдала в апреле 2006 года предпочтение Андрею Мотовилову именно по этим соображениям. Не считать же альтернативой успешному, поддержанному промышленными гигантами топ-менеджеру крупной корпорации клоунирующего пермяка или пожилую сочинительницу стихов на конкурс городских гимнов.

До недавнего времени знаменем всех протестантов являлись противвсехи. Противвсехи лишились любимой графы.

Сейчас остаётся другая отдушина – фыркнут и заигнорят голосование, вот, мол, мы какие, не хотим никого выбирать. Краевое ЗС, напомню, будет выбираться 3 декабря без графы «Против всех», но с порогом явки. Словом, у противвсехов есть прекрасная возможность присоединиться к тем, кто голосовать не ходил и раньше, из лени или из принципа, или из убеждённости, что выборы ничего не меняют. А дальше?

А дальше, кстати, выборы в Государственную Думу. А совсем не за горами и выборы в березниковскую Городскую Думу. Причём городские выборы обещают стать самым зрелищным и кровавым политическим побоищем со времён первых всенародных выборов березниковского мэра. Ведь именно эта, будущая Городская Дума станет действительно полновластным властителем в Городе, именно она будет избирать из своего состава главу города и утверждать главу администрации. Словом, каждый депутатский мандат станет стократ дороже нынешней цены, и это подрожание будет совсем не инфляционным. И что будет уже тогда? А ещё через несколько лет, когда политической зрелости достигнут те, кто сейчас на подхвате и на побегушках? Уверяю вас, в году всего лишь 365 суток, а в сутках всего 24 часа, так что всё это скоро, совсем скоро. По историческим меркам даже не на днях, а уже сегодня, ближе к вечеру.

Неизбежно следующее. Поскольку протестанты никуда не денутся, а всех способов пассивного протеста (каковыми являются голосование «против всех» и игнорирование выборов) они оказываются лишены, то останется переходить к формам протеста активным. А поскольку кандидаты от нынешней элиты протестантов не устраивает (иначе не были бы они протестантами), то придётся идти в политику самим, выдвигать собственных вождей и лидеров, организовываться и бороться за власть. Причём новые вожди вполне могут оказаться по вкусу и той ответственной части электората, которые сейчас голосуют «за» только потому, что больше не за кого.

Это значит, что стихия организуется, сам нынешний режим насильным образом заставит стихию сделать это. А организованные да во главе с умелыми вождями смерды бивали рыцарские полчища да ещё как (полистайте хотя бы школьные учебники, параграф про гуситские войны).

Будут подкупать – да, но стихия будет рождать новых, и всех не подкупишь. Да и косны нынешняя элита и те, кто обслуживает её, вакантных мест нет. Будут запугивать – да, но уж если кто решится сунуться в политику сейчас, то его порог страха будет очень высок, нечаянным кирпичом с крыши не напугаешь. Да и сама нынешняя элита – вовсе уж не монолит, а скорее курятник, и найдутся те, кто поддержат, профинансирует, присоветует...

И, повторю, обыватель нынче совсем не то, что давеча, в действительности обыватели давно уже ждут и надеятся на нечто такое, исходящее извне сложившейся политической системы.

Ярчайший пример – соседний нам Соликамск, триумфально выбравший мэра вопреки воле и местной, и краевой элиты. Причём, обратите внимание, нельзя сказать, что Сергей Девятков – истинно народный вождь, скорее наоборот. Просто он оказался кандидатом в нужное время в том самом месте. Другой аналогичный симптом – победа покойного ныне Михаила Евдокимова на Алтае. Это вам не Шварценеггер в привычной ко всем сумасбродствам Калифорнии. И победа Сергея Дарькина в Приморье. Речь-то уже не о местных выборах, о губернаторах (!!!). До (!) насильственного втягивания обывателя в политическую активность.

Да, кстати, и победа, и безальтернативность в Березниках Андрея Мотовилова по большому счёту могут быть отнесены к этому же ряду, Андрей Мотовилов тоже пришёл во власть извне прежней системы. Насколько он и создаваемая новая система управления окажутся приемлимыми для березниковских обывателей, насколько снизятся или, напротив, усилятся протестные настроения... Посмотрим, что называется, срок для выводов невелик. Предстоящие выборы в ЗС будут в этом смысле не только промежуточными, но и тестовыми. Посмотрим по результатам.

Словом, с неизбежностью следует вывод: нынешняя элита приступила к совершению политического самоубийства. В масштабах всей страны. Зрителей закрыли в зале и сказали: «Мы играем, как умеем, будете смотреть, никуда не уйдёте, а не нравится – выходите на сцену и играйте сами». Неужели, думаете, не выйдут?

Вероятны, конечно, и другие варианты. Но вероятны настолько «менее», что не будем тратить время.

Текст: Андрей Шельга
Фото: Ефим Забудько

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


выборы