Незадача с тремя известными

Незадача с тремя известнымиУже месяц, как в березниковские дома поступает тепло. На фоне совсем недалёкого от нас Кизела, который подвергся газовой блокаде, вроде бы всё выглядит благополучно. Однако на фоне образовавшихся непонятностей с начислением платы за тепло кизеловские страдания выглядят довольно слабым утешением.

Конечно, хорошо, что мы не там, но ведь и у нас начало отопительного сезона странным образом затянулось. Причём на фоне торжественных, едва ли не парадных заверений, что город к зиме готов! В чём дело? И что будет дальше? По сути – это второй отопительный сезон, в который непосредственным теплообеспечением города занимается частник, и первый отопительный сезон, подготовкой которому занимался тот же частник. Что будет дальше? Этой зимой и будущим летом, и к следующему отопительному сезону. Пресловутый частник, ведь, пришёл в Березники надолго.

Пресловутый частник – это, понятно, березниковский филиал ООО «Новогор-Прикамье». Для краткости будем говорить просто: «Новогор». На всякий случай напомним, что «Новогор» взял в аренду все три основные коммунальные предприятия города (тепло-, электро- и водоснабжающие) на длительный срок – до 2017 года. Следует заметить, что арендовал «Новогор» березниковскую коммуналку не так, чтобы очень тихо, безмятежно и кулуарно, а со вполне шумным конкурсом, сопровождавшимся небольшими скандалами. Впрочем, скандалы возникают и до сих пор. «Новогор», впрочем, от скандалов не прячется – в начале октября коммунальная корпорация даже провела встречи с представителями обеих ветвей власти и в собственном пресс-релизе призналась, что подверглась критике. К слову, в официальных пресс-релизах местного самоуправления об этих встречах не говорилось ничего.

Итак, на первый взгляд ситуация выглядит предельно просто: есть коммунальный «Новогор», который предоставляет коммунальные услуги, и есть жители, которые за эти коммунальные услуги «Новогору» платят. Антагонистическое, словом, противостояние поставщика услуг и потребителя услуг. Это противостояние является антагонистическим по определению – поставщик и потребитель всегда находятся в противоречии. Причём в неразрешимом противоречии: в любом случае кто-то должен коммунальные услуги предоставлять и, соответственно, взимать за них плату, и всего кто-то должен эти услуги потреблять и, соответственно, за них платить. Любому потребителю любых, к слову, услуг, всегда хочется, чтобы услуга предоставлялась, а платить за неё было не нужно. И любому поставщику любых, к слову, услуг всегда хочется услуг предоставлять поменьше (а лучше – и вовсе не предоставлять), а плата за них была побольше. И то, и другое, согласитесь, недостижимый идеал для обеих сторон. Поэтому противоречие неразрешимо и вечно. Чтобы разобраться в ситуации, именно это нужно понять прежде всего.

А затем нужно понять следующее: ситуация совсем не так проста, как в приведённой схеме: «Новогор» - горожане. В действительности, в этой сфере нашей жизни принимают самое активное участие гораздо больше, условно говоря, игроков. И даже если избежать усложнения (ну, например, не будем поминать всуе Региональную энергетическую комиссию, которая есть единственная (!) структура, устанавливающая тарифы на тепло и электричество. Единственная! Причём раз в год! Поэтому забудем вечный припев о «постоянно растущих тарифах»; не будем поминать и краевую администрацию, и федеральные власти), если убрать всё лишнее, если даже сократить рассматриваемую область только до вопроса теплоснабжения (как наиболее актуального сейчас), то на березниковской сцене мы видим, как минимум, четверых игроков, актёров, называйте как угодно.

Итак, один уже назван: «Новогор». Пресловутый частник. Городские тепловые сети, подогрев воды и т.д.

Второй как-то в этом году ушёл в тень, и пресса его практически не поминала, хотя никуда он со сцены не делся. Это – пермские энергетики. Все прошлые годы, каждое лето и весь отопительный сезон оно звенело как дамоклов меч по тонкой нити: «Пермэнерго»! Ныне – ТГК-9. Именно эта структура занимается непосредственно поставкой тепла в город в целом, а также – обслуживанием магистральных тепловых сетей в Березниках. Здесь же – ТЭЦ-2. Словом, чтобы не запутаться в многообразии названий различных пермскоэнергетических структур (тут, пожалуй, Чубайс ногу сломит) и чтобы никого не обидеть ненароком, будем говорить: пермские энергетики.

Третий игрок, понятное дело, жители города, березниковцы. Мы. У нас, между прочим, тоже роль довольно многосмысленная – например, работники ТЭЦ-2 или «Новогора» - такие же березниковцы и испытывают такие же переживания по поводу тепла, как и, скажем, калийщики или педагоги. Это с одной стороны. А с другой стороны, они – работники своих структур и их материальное благополучие зависит от процветания этих структур. Но не будем так уж усложнять.

Четвёртый, кто находится на тёплой сцене и также заинтересован в решении тепловой задачки, это городская власть. Городская Дума и городская администрация. Местное, так сказать, самоуправление. В ведении которого, кстати, заодно находятся и муниципальные предприятия по обслуживанию жилого фонда, ЖПЭТы. От ЖПЭТов, кстати, тоже тепло зависит. Бойлеры и всё такое.

То два игрока, то четыре... Хорошо, для пущей простоты объединим и будем считать, что горожане и местное самоуправление – одно и то же. В конце концов, сами выбирали, сами доверяли, наши интересы местное самоуправление призвано защищать, отстаивать и заботиться, ни для чего другого оно не предназначено.

Получается задачка с тремя известными. Пермские энергетики поставляют тепло и получают за это деньги от «Новогора» – «Новогор» платит за тепло, транслирует его дальше и получает за это деньги от горожан – горожане тепло потребляют и за тепло платят.

Ещё полтора года назад, кстати, напомним, ситуация действительно была гораздо проще: местное самоуправление (читай: горожане) сносились с пермскими энергетиками напрямую. И поскольку горожане (читай: местное самоуправление) не отличаются чрезмерной аккуратностью платежей, пермские энергетики регулярно выставляли Березникам ультиматум: то тепло не подадим, если долги не будут погашены, то температуру теплоносителя снизим, если долги не будут погашены, то вообще тепло отключим, если долги не будут погашены. Местное самоуправление (читай: горожане) круглогодично находились в предстрессовом состоянии выскребания по сусекам долгов по квартплате и т.д.

По большому счёту, что бы ни говорилось официально, подписав договор аренды с «Новогором» местное самоуправление сняло с себя весьма нелёгкий груз ответственности. Что, кстати, ни на йоту не отличается от массовой психологии – простые обыватели, вон, тоже не торопятся принимать на себя ответственность, выбрав управляющую компанию (по официальным данным, в настоящее время с формой управления жилым домом определились население только 32% жилых домов в Березниках).

«Новогор», будучи посерёдке (а сам захотел, за уши никто не тянул), оказался в довольно затруднительном положении – одним должен за тепло (включая задолженности прошлых лет), другим – должен тепло (независимо от задолженностей прошлых лет). «Новогор» пошёл ва-банк, точнее – в банк и взял кредит, около 185 миллионов рублей, которые заплатил пермским энергетикам. Такова была сумма долгов населения и организаций Березников за предыдущие поставки тепла. Сам же «Новогор» предпринял усилия по снижению задолженности со стороны горожан – к сентябрю, кстати, эту задолженность удалось дружными усилиями (местное самоуправление принимало в этом определённое участие) снизить до 120 миллионов. Одновременно «Новогор» начал производить работы по подготовке к отопительному сезону. Один из чиновников поделился по секрету с Вашим корреспондентом, что с местным самоуправлением была достигнута договорённость: несмотря даже на долги населения, отопительный сезон начнётся вовремя. Договорённость по обоюдному согласию новогорцев и чиновников держалась в секрете, чтобы не расслаблять неплательщиков.

Решение не сошлось из-за третьего известного. Пока «Новогор» брал кредиты и ремонтировал городские сети, пермские энергетики, мягко говоря, продинамили проведение конкурсов подрядных работ на ремонт магистральных сетей. Местное самоуправление забило тревогу уже только в начале августа, когда зима, что называется, покатила в глаза. Местное самоуправление в этом смысле понять можно: сперва были выборы Главы города и напряжённые переговоры с «Новогором», затем длительное время шёл подбор руководящих кадров на руководство городским хозяйством... Время, время, время, а уральское лето не отличается продолжительностью.

При этом, повторим, переговоры с «Новогором» завершились обещанием новогорцев пуск тепла не задерживать, в своей части новогорцы подготовку к отопительному сезону вели исключительно активно и действительно закончили эти работы на 100% ещё до 1 сентября. Словом, основания для успокоительных заявлений и со стороны «Новогора» и местного самоуправления имелись достаточно веские. Гладко было...

По признанию вице-мэра по вопросам городского хозяйства Сергея Кузнецова, пришлось срочно прибегать к содействию краевой администрации, которая надавила на пермских энергетиков, которые, в свою очередь, наконец-то передали право выбирать порядчика березниковскому подразделению (ТЭЦ-2)... Следует отметить, что иначе как просто попросить краевых начальников стукнуть кулаком по столу, местное самоуправление на пермских энергетиков повлиять не могло. На вопрос Вашего корреспондента, существуют ли в принципе у местного самоуправления (читай: горожан) какие-либо реальные рычаги, Сергей Кузнецов с лёгкой грустью в голосе искренне ответил, что нет. Не предусмотрены какие-либо уголовные или хотя бы административные наказания для таких случаев, как срыв срока проведения конкурса на подрядные работы. Вот такая получилась незадача.

Сейчас, тепло поступает в, по разным оценкам, 98-99% жилых домов Березников. Если у кого-то до сих пор нет тепла, жильцы имеют полное право потребовать перерасчёт. Как пояснили специалисты «Новогора», для этого требуется подать заявление в обслуживающую организацию (ЖПЭТ или какой-нибудь «Космос»), будет создана комиссия, которая проведёт необходимые замеры и будет устанавливать причины отсутствия тепла в данном конкретном случае в данном конкретном доме. В том числе и кто виноват – «Новогор» или, скажем, обслуживающая организация (не в том смысле, что перерасчёт не делать, а в том, за счёт кого недополученные доходы покрывать). На ехидный вопрос Вашего корреспондента, новогоры пояснили, что достаточно будет заявления и из одной квартиры в доме, чтобы перерасчёт был сделан всему дому (если тепла во всём доме нет) или, по крайней мере, всему подъезду многоквартирного дома (не может быть так, чтобы тепла не было, скажем, на третьем этаже, а на втором и четвёртом тепло было. Но может быть так, чтобы тепла не было в третьем подъезде, а во всех остальных было тепло).

Но что будет дальше? А вот дальше – полная неизвестность. «Новогор» устанавливает теплосчётчики на границе зон ответственности, чтобы знать, сколько тепла поставляют пермские энергетики. Чтобы точно знать, сколько «Новогор» должен платить «третьему известному». Даже если горожане не сподобятся установить собственные теплосчётчики на каждый дом, новогорские счётчики, по крайней мере, не позволят «Новогору» предъявлять большие счета за тепло, нежели за те объёмы, которые получил сам «Новогор». Но вот что с платежами? Местное самоуправление с 1 января избавится от последней прямой ответственности за содержание жилого фонда – будут либо выбраны, либо назначены управляющие компании. Как поведут себя они, в том числе и в плане сбора платежей и, кстати, переговоров с тем же «Новогором»? И как вновь поведут себя пермские энергетики? Или снова будет незадача со всеми известными? Следующая зима наступит, как всегда, внезапно?

Текст: Андрей Шельга

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс