Вице-премьер из нашей коммуны

Вице-премьер из нашей коммуныНаслаждаясь на днях сюжетом пермского Т-7 о шикарнейшей презентации выставки шедевров Фаберже в Перми многие березниковцы искренне обрадовались, увидев среди vipoв, приглашённых на презентацию, Игоря Валентиновича Папкова, до совсем недавних времён – березниковского мэра. Ушедшего, напомним, по собственному желанию в отставку на должность вице-губернатора Пермского края. Что-то долгонько, подумали многие березниковцы, наши СМИ помалкивают о – совсем недавно! – главном персонаже местных новостей, разве что помянет. Конечно, по пермскому телерепортажу судя, у Игоря Валентиновича всё путём, но неплохо бы и побольше узнать. «Иная газета» решила не дожидаться, пока кто-нибудь сообразит, что
что помимо общественных туалетов, вонючих свалок и романтических ужинов при свечах, бывают и другие темы. Напрямую касающиеся березниковцев.

- Игорь Валентинович, возможно, вопрос следует адресовать не совсем Вам, но в краевом правительстве, Вы для березниковцев – самый известный человек. Вам, соответственно, и отвечать. Для чего вообще Пермскому краю, при наличии двух ветвей власти – Законодательного Собрания и губернаторской администрации, нужна ещё одна управленческая структура?
Игорь Папков: Я думаю, что для этого есть два резона. Во-первых, разделение стратегических и тактических задач исполнительной ветви власти. Во-вторых, многие проекты на территории края очень сложно осуществлять без взаимодействия с федеральным центром. Стратегию у нас определяет, и цели ставит губернатор. Он же большую часть времени взаимодействует и с федеральным центром.
За Правительством – тактика, конкретная реализация поставленных губернатором стратегических задач, в структуре чётко определено, кто за что отвечает. Вы же понимаете, что в наших административных структурах разделение и определение непосредственной ответственности – это половина успеха.

- То есть контакт с федеральным центром – вне компетенции Правительства?
- Конечно, мы контактируем с федеральными структурами, готовим встречи губернатора с федеральными чиновниками самого высокого ранга.

- Разговоры о создании областного (тогда ещё) Правительства велись давно, ещё, помнится, в 95-м году, при Геннадии Игумнове и это вызывало бурные дискуссии. Почему Правительство не было создано раньше? А теперь – практически без всяких споров...
- Я думаю, что каждый вопрос имеет свойство «вызревать». Значит, созрел.

- Если в двух словах: каков круг Ваших функций?
- На сегодня я отвечаю за развитие инфраструктуры. Это – дороги, коммунальная сфера, электроэнергия, газификация, капитальное строительство объектов социальной сферы и других.

- Это – как министр Правительства. А в качестве вице-премьера?
- Понимаете, вице-премьер как раз и курирует все эти отрасли. Структура Правительства подразумевает наличие самостоятельных подразделений: Министерство градостроительства и инфраструктуры, Дорожное Агентство, Агентство строительства и ЖКХ, Инспекция по охране окружающей среды, Жилищная инспекция... Все эти структуры так или иначе замыкаются на вице-премьере.
- То есть Вы – главный из коммунальных министров?
- Да.

- Фактически получается, что Вы делаете то же, что входило в Ваши обязанности как мэра...
- Задача всё-таки поуже. Объёмы больше в этом направлении, а задачи Главы города гораздо шире.

- В любом случае городское хозяйство – одна из основных забот главы местного самоуправления. Вот сейчас у Вас, Вы сказали, больше объёмы. Вы видите больше общего в проблемах между территориями края или больше различий? Например: территория - город Березники, городское хозяйство, проблемы. Территория - город Чусовой, городское хозяйство, проблемы...
- То же самое. Естественно, что на каждой территории, в каждом муниципальном образовании есть своя острота того или иного вопроса. Но в целом проблемы одинаковы. Проблема неплатежей населения за коммунальные услуги – везде. Проблема дорог – везде. Что ещё? Приход частного оператора в коммунальную сферу, взаимодействие с ним – везде одни и те же проблемы, с разной степенью остроты. Газификация... Проблематика везде одна. Иногда есть территории, где проблемы стараются забыть и думать, что она сама рассосётся. Но как задача, как вопрос, который необходимо решать, она здесь. То же – по развитию электронергетики, подготовке подстанций... Я бы сказал, что Березники – то муниципальное образование, где как в капле отражается море.

- То есть для Березников актуальны все эти проблемы?
- Да. Да. Просто, повторю, степень остроты совершенно разная.

- А какие, например, проблемы в Березниках острее, чем на других территориях?
- Я бы говорил, может быть, не об остроте...

- Хорошо, какие, на Ваш взгляд, проблемы в Березниках Вы считаете первоочередными?
- Наверное, нужно так сказать: в чём сейчас отстают Березники от других территорий. Опять же – исходя из уровня той информации, которую я имею, занимая должность заместителя Председателя правительства. Например, я вижу, как занимаются Чайковский и Чусовой комплексным освоением площадок под жилищное строительство. Я знаю, что разрабатывается новая схема территориального планирования микрорайона Усольский. Но я не знаю – это проект комплексной застройки, разрабатывается этот проект или нет? Включается ли он местным самоуправлением города Березники в реализацию национального проекта «Доступное жильё»?..

- Но были принят Генеральный план развития города...
- Вопрос о проекте комплексной застройки конкретного участка. Мы привлекаем инвестора – РСУ-6 - в Чайковском под конкретный проект. В Чусовом «Ренова-Деволопмент» - тоже под конкретный проект, микрорайон «Южный». А микрорайон «Усольский» - является подготовленным проектом для привлечения инвестора или нет? Или хотя бы: идёт ли работа в этом направлении, когда будет готов проект? Эта тематика сегодня требует внимания. За четыре последних года жилищное строительство в Березниках набрало темпы. Задача этого года, на мой взгляд, – не потерять динамику подготовки проектов.

- А в чём Березники опережают остальные территории? Есть у нас успехи?
- Поймите правильно: говорить, что Березники отстают от кого-то, не приходится. Это вполне динамичный, один из лучших муниципалитетов. Я ведь о другом говорю...

- Это понятно, это динамический процесс, кто-то вышел вперёд, другой отстаёт. В чём Березники выходят вперёд?
- Например, работа с частным оператором – «Новогор-Прикамье». Я понимаю, что есть определённые проблемы взаимодействия и так далее. Эти проблемы везде есть. Но сегодня нигде нет более чёткой схемы взаимодействия, ни в одном муниципалитете. В большинстве муниципалитетов всё только ещё выстраивается. В том числе и в Перми, кстати.

- Ну, а широко разрекламированный проект – «деньги на капитальный ремонт в обмен на создание ТСЖ»? В краевом бюджете – по губернаторскому указу - предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт тех жилых домов, которыми распоряжаются Товарищества собственников жилья. Это большие средства, которые очень сильно могли бы стимулировать развитие строительной отрасли. В то же время, насколько известно, многими территории, в том числе и Березниками, не востребованы даже предусмотренные лимиты – в этом признаются сами муниципалитеты.
- Здесь могу сказать, что, наверное, и я ошибался в оценке степени необходимой интенсивности пропаганды создания ТСЖ. Работать надо было более интенсивно. Фактически прошёл, будем говорить, год с начала реализации 140-го Указа губернатора, по которому из областного бюджета идут деньги по компенсации расходов на капремонт в тех домах, где есть ТСЖ. Очень тяжело шёл этот Указ. И в первом квартале уже этого года мы очень много встречались с главами местных самоуправлений, индивидуально разговаривали и совещания проводили.

Было такое общее желание: вы просто нам отдайте деньги без организационных форм по ТСЖ (потому что очень сложно убеждать людей создавать Товарищества), и мы сами отремонтируем, сами потратим. Краевая администрация выдержала достаточно сильное давление. Но сегодня мы видим, что расчёт на освоение по 140-му Указу более 300 миллионов сейчас подтверждается полученными заявками от муниципалитетов.

Расчёт подтверждается в целом, но не всеми. Поэтому мы пошли по другому пути. Мы поставили условие: если вы в течение полугода не провели никакой работы, мы списываем с вас выделенные вам деньги и отдаём их тому, кто работу эту проводит. То есть, если первое распределение было по одной методике, когда всем сестрам по серьгам, то сейчас мы говорим: если вы за полгода ничего не сделали, мы отдадим деньги тем, кто более эффективно работает. И деньги уходят тем, кто создаёт ТСЖ, скажем, в Пермском районе, в Горнозаводске, в Орде. Ждать никто никого не будет.

- Можно сказать так: деньги в краевом бюджете есть, деньги выделены целевым образом, а вот какой муниципалитет их потратит – зависит от самих территорий?
- Да. От инициативы муниципалитетов в подаче заявок. Как Чусовой, например. Буквально вчера его глава мне сказал: «Мы долго собирались, а сейчас набрали заявок столько, что выделенного лимита нам не хватает. Дайте ещё». А буквально три месяца назад тот же глава Чусового говорил: «Да, ребята, вы что, вы что делаете-то?»

- Про Березники спрашивать, наверное, некорректно?
- Я думаю, Березники сами разберутся.

СПРАВКА
По словам ведущего специалиста жилищного отдела Управления городского хозяйства Березников Натальи Малишевской, в начале 2006 года для субсидирования капитальных ремонтов домов ТСЖ в Березниках, было предусмотрено выделение из краевого бюджета 41 миллиона рублей. В настоящий момент, лимит составляет 8 миллионов рублей, из которых, по признанию первого вице-Главы города Андрея Лебедева, не израсходовано ни копейки. По сведениям «Иной газеты», муниципалитет рассматривает сейчас две заявки от березниковских ТСЖ на капитальный ремонт двух домов (Мира, 84 и Пятилетки, 47).

- В эти выходные был профессиональный праздник – в том числе, наверное, и для Вас, как у вице-премьера, отвечающего, в том числе за эту отрасль – День строителя. Как Вы оцениваете перспективы развития строительной отрасли в Пермском крае?
- Сегодня есть все предпосылки как для того, чтобы строители развивали собственные мощности, так и для того, чтобы развивалось производство строительных материалов. Мы прогнозируем увеличение жилищного строительства в ближайщие три-четыре года, как минимум, на 17 процентов в год. При этом мы говорим о натуральных показателях, а это – очень хороший показатель для роста экономики. Ведь если мы говорим, что здорово, когда общий экономический рост у нас составляет 4 процента. А рост строительства – на 17 процентов, и, повторю, это натуральные показатели, показатели объёмов. Поэтому перспектива: успевай только, участвуй на этом рынке.

- Частные операторы в коммунальной сфере. «Новогор», КЭС, другие. В Перми, в Березниках, на других территориях. У краевой власти есть какая-то определённая политика по взаимодействию с частными операторами или так,.. как ляжет?
- Есть абсолютно чёткое понимание, что муниципалитет должен быть координатором, организатором, контролёром, но никак не производителем. И я это постоянно говорю муниципалитетам, особенно сейчас, когда изменилась структура муниципального управления и происходит перераспределение зон ответственности муниципальных властей. Да, вариант муниципального управления использовался в начале 90-х годов, при переходе от полной государственной собственности. Так ведь тогда и не было возможности привлечь в коммунальное хозяйство частных операторов, не было ни нормального малого бизнеса, ничего. Но сегодня, если муниципалитет владеет какими-то трубами, проводами, унитазами – это неправильно. В сегодняшних рыночных условиях этим должны заниматься специализированные организации и делать этот бизнес как можно более прозрачным. Муниципальная собственность сейчас не очень эффективна.

Если ты являешься собственником муниципального предприятия, все его грехи лежат на тебе, а кто хочет выносить сор из собственной избы и с этим разбираться? А когда приходит частный оператор, встаёт вопрос о прозрачности расчётов, о понимании того, за что мы на самом деле платим. Я как-то разговаривал с представителями «КЭС-Прикамье», подводили итоги их работы и оказалось, что их потери составляют чуть ли не 30 процентов Начали разбираться, получилось, что на входе ему ТГК продаёт одно, а денег ему приходит гораздо меньше. Оказалось: элементарно воруют. Причём это же по электричеству, где максимальная система учёта, повсюду счётчики и всё такое. Пока это было муниципальным, это не замечалось, частный оператор пришёл, начал считать.

Мы говорим главам муниципалитетов: вопрос не в том, что вы должны расстаться с муниципальной собственностью в виде проводов, труб и прочего, вопрос: кто будет этой собственностью эффективно управлять? Это выгодно именно с точки зрения муниципалитета. Для того, чтобы и прозрачность была, и понимание того, кто отдаёт услугу и по какой цене (что тоже немаловажно). Приход частного оператора сегодня объективно улучшает учётную политику, учёт тех же ресурсов и, соответственно, даёт возможность самим муниципалитетам платить за реальные вещи.

И в управление жилым фондом, и в коммунальные сети надо вводить нормальные рыночные принципы. И должны быть нормальные рыночные условия.

- Как Вы думаете, когда можно будет подвести первые итоги Вашей работы на посту вице-премьера? Обычно отводят, ну, сто дней, год, два года...
- Вот у главы города мы подводим итоги через год. У любого главы, я не хочу сказать, мол, я ушёл, у нового главы итоги должны быть через год. Нет, у любого главы – всё-таки годовой отрезок. Потому что на любой проект, какой бы ты ни начал, уходит, минимум, год. Да и итоги исполнения бюджета подводят, и так далее. А я сейчас всё-таки работаю в системе. И мне оценку будут давать председатель Правительства и губернатор.

- А для себя?
- Сложно сказать... Я всегда неудовлетворён результатами своей работы. Всегда кажется, что можно было сделать больше. Если какие-то итоги я и буду подводить, то именно с точки зрения того, что я не сделал. А что прошло или сделано – это прошло и сделано.

- И за какой период Вы будете подводить итоги, что не сделано за этот период?
- Уж так получилось, что 16 января было принято решение о моём назначении, с 23-го я работаю.

- Как раз новогодние каникулы пройдут...
- Да, год работы в должности почти совпадёт с календарным годом. Хотелось бы, конечно, подводить итоги квартальные или за месяц, но есть и инерция определённая, и вхождение в ситуацию, понимание проблематики, налаживание взаимодействия... Это ведь тоже не происходит сразу. Поэтому тоже – год.

Текст: Андрей Шельга
Публикуется впервые

Фото: Владимир Жуйков
На фото: Игорь Папков (слева)

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса