In vino - кризис

In vino - кризисСудя по всему, государство окончательно решило сделать жизнь российского населения безалкогольной. Следом за крепкими спиртными напитками и вином пришла очередь слабоалкогольных коктейлей — индексация акцизов, принятая Госдумой в третьем чтении, по мнению производителей этой разновидности алкоголя, приведет к кризису в отрасли/

Совет Федерации одобрил закон об индексации ставок акцизов (ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ») в том виде, в котором его приняла в третьем чтении Государственная Дума. Таким образом, с 1 января 2007 года акцизы на слабоалкогольные коктейли увеличатся на 95.2%. Производители этой разновидности алкогольной продукции находятся, мягко говоря, в шоке — по их мнению, решение народных избранников ввергнет отрасль в кризис.

Оригинальность нового закона в том, что самые заинтересованные лица — производители слабоалкогольных коктейлей — узнали о том, что их ждет, фактически последними, когда что-либо менять было уже поздно. Госдума приняла закон в рекордно короткие сроки: между вторым и третьим чтением прошло примерно полдня, а бизнес узнал окончательные акцизные проценты только в пятницу, когда уже прошло третье чтение. Последний шанс изменить ситуацию спасения также не принес: судя по решению Совета Федерации, спешно составленное письмо в адрес главы СФ Сергея Миронова, в котором десять ведущих компаний-производителей слабоалкогольных коктейлей просили отклонить закон об индексации акцизов, должного впечатления не произвело.

Впрочем, вполне возможно, дело тут в том, что сенаторы в очередной раз решили, что разобрались в ситуации лучше, чем бизнес. И, если производители коктейлей всерьез опасаются, что «последствием данного решения будет значительный рост цен для потребителей. Средняя стоимость слабоалкогольного напитка в алюминиевой банке 0,5 л с 31 руб. возрастет до 42 руб., что означает остановку и исчезновение нашей отрасли», — цитирует представителя компании «Хэппилэнд» Дарью Домостроеву ежедневная газета «Ведомости», то у законодателей мнение диаметрально противоположное: при обсуждении закона в СФ замминистра финансов Сергей Шаталов, например, апеллировал к тому, что на потребление рост акциза не повлияет, и вообще, «цена маленькой банки джин-тоника вырастет всего на три рубля».

Впрочем, кто на самом деле просчитал последствия лучше, покажет время (обычно в последнее время для производителей инициативы законодателей выглядят теми самыми «благими намерениями», которыми «вымощена дорога в ад»). Пока же производители недоумевают еще и вот по какому поводу: до самого второго чтения речь шла о том, чтобы увеличить ставку налога для слабоалкогольной продукции на десять процентов (83-90 рублей за литр безводного спирта), а в целом поправки предполагали сохранение дифференцированной ставки акциза, при которой слабоалкогольные коктейли относились к продукции с объемной долей этилового спирта до 9%. «На выходе» же ситуация кардинальным образом изменилась: законодатели установили единую ставку акциза вне зависимости от доли содержания этилового спирта — 162 рубля. Разница существенная...

Возмущает производителей слабоалкогольных коктейлей и другое: как отмечает представитель группы «Русский алкоголь» Жанна Олейник (ее мнение приводят в своей статьей «Ведомости»), слабоалкогольная отрасль поставлена в неравные условия с пивоварами, для которых ставка акциза составит 8,5%. «Это смежные сегменты, у нас общий потребитель, и теперь получается, что пивные производители будут обладать ценовым преимуществом», — недоумевает г-жа Олейник, тем более, что, по подсчетам «Русского алкоголя», после вступления в силу новых акцизов придется поднимать на 30% цены на самые дешевые коктейли, а повышение цены приведет к падению спроса.

В целом, мнение замминистра финансов Сергея Шаталова о том, что уровень потребления слабоалкогольных коктейлей останется на прежнем уровне, оспаривают не только производители, но и отраслевые эксперты. Многие профильные издания приводят следующие статистические данные: основная масса потребителей слабоалкогольных коктейлей — люди с достатком ниже среднего, а это означает, что увеличение цены с 31 руб. до 42 руб. за 0,5 л напитка приведет к 50-процентному падению спроса на коктейли.

Опрос, проведенный ИА «Верхнекамье» в Березниках показал: мнения березниковских продавцов слабоалкогольных коктейлей по данному вопросу разделились. Так, руководители сектора алкогольной продукции березниковских супермаркетов «Семья» и «Виват» говорят, что большинство их клиентов приобретают достаточно дорогие слабоалкогольные напитки, содержащие высокоочищенный спирт (средняя стоимость — чуть выше тридцати рублей за бутылку объемом 0,33 л). Поэтому за качественный товар люди согласятся заплатить больше, ведь этот напиток стал для них привычным. В березниковских супермаркетах уверяют, что данный товар не исчезнет с полок.

Противоположного мнения придерживаются в менее крупных магазинах города. Проведённый опрос показал, что интерес покупателей ориентирован на недорогие коктейли (наибольшим спросом пользуются напитки в полуторалитровых пластиковых бутылках стоимостью не выше сорока рублей). «Если напитки серьезно подорожают, то никто не будет их покупать. Уже сейчас спрос на слабоалкогольные коктейли падает: недорогие напитки этой категории производятся из некачественного спирта, имеют много красителей и пищевых добавок. Такая продукция пользуется спросом у населения с невысокими доходами, — поясняют в администрации торговой сети «Ярмарка».— Если в настоящее время люди не готовы платить хорошие деньги за удовольствие выпить слабоалкогольный коктейль, то, соответственно, по более высокой цене никто их покупать не станет».

Текст: ИА «Верхнекамье»
Публикуется впервые

Фото: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса