Justitia in suo cuique tribuento cernitur

ПО ЗАСЛУГАМ И ЧЕСТЬ

Justitia in suo cuique tribuento cerniturБывший глава местного самоуправления города Березники Александр Николаевич Мошкин вышел на пенсию. Пенсионер Александр Мошкин обратился с письмом в Первый дом с просьбой назначить ему муниципальную надбавку к пенсии – как бывшему главе местного самоуправления. Этот вопрос сегодня, 27 июня рассматривает Березниковская Городская Дума.

Не так давно сформулировал одну фразу, показавшуюся лично мне чрезвычайно талантливой, чуть ли не гениальной по степени афористичности, и долго наслаждался и хвастался чеканностью формулировки. Не делайте людям добро – они вам этого не простят.

Не делайте людям добро. Люди прекрасно понимают, что Вы им сделали добро. Они понимают, что они Вам должны отплатить за добро добром. Должны отплатить. Должны. Люди не любят быть должными. Люди не любят своих кредиторов. Настолько не любят, что... Одной из версий заговора декабристов (!), представьте только, считается то, что семьи дворян, графьёв и князей – участников заговора очень и очень много задолжали дому Романовых под залог фамильных поместий, и под свободно-справедливыми лозунгами попросту пытались избавиться от кредитора. Люди не любят кредиторов. Люди не любят быть должными.

Вместе с тем подавляющее большинство людей не может не быть должными другим по чисто субъективным причинам. Недомыслие, недообразованность, неумение, трусость, лживость. А тот, кто домысле, дообразованнее, доумеюще, храбрее, честнее, помог, подсказал, посоветовал, подтянул, прикрыл собой. Сделал, словом, добро. А хочется, ведь, в чужих и собственных глазах выглядеть не тем, кому приходится помогать, а тем, кто сам может кому угодно помочь. Неловко ведь признаваться самому себе и выглядеть перед окружающими, что тот, сделавший тебе добро, умнее, образованнее, щедрее, лучше тебя. Пусть даже никто об этом не говорит вслух, да и не думает никто, это внутренний комплекс большинства людей – хочу быть Я, а не я рядом с Ним.

Так рождается предательство. Так рождается: а я тебя просил? Просил делать мне добро? Причём в действительности даже не важно, просил или нет, просто производится мягкая подмена понятий и смыслов, и добро превращается в насильственное вмешательство в чужую жизнь... Не делайте людям добро. Люди не любят кредиторов. Люди не любят быть должными. Тем более, что в большинстве случаев им и отплатить-то нечем, или любое добро, сделанное уже ими, кажется им недостаточной расплатой за долг, или им кажется, что добряку-кредитору так кажется. Никто ведь, как правило, никто не скажет: мы в расчёте, мы друг друга больше не знаем и никогда не встретимся. С этим ощущением приходится жить. Такого не прощают.

Поэтому ещё сильнее люди не прощают бескорыстное добро, содеянное даже без намёка на вознаграждение, на отплату добром, просто так, от щедрости души, от безмерности знаний и умений, которыми почему бы не поделиться? Если у меня много, что мне стОит дать немножко этого тому, другому? Пусть ему, другому, будет тоже хорошо. А тому, другому от этого нехорошо... Нищие плюют дающему вслед. В спину. Незаметно. Плюют. Будущие поп-звёзды ненавидят меценатов. За спиной. Тихо-тихо. Ученики подстраивают учителям подлости. Тихо-тихо. Незаметно. Он добрый, потому что богатый... Ага, теперь ему плохо, ату его!

Чернь, славившая Робеспьера за хлеб, пищу, одежду и расправу с аристократами, кидала в него гнилые огрызки, когда Неподкупного везли на гильотину. Лакеи, получавшие на чай и низкопоклонно благодарствовавшие барам, первыми растаскивали барское имущество и срали в барские рояли. Тот, кто Меня поцелует, тот и предаст Меня.

Неважно по какой причине у Вас возникло дурацкое желание сделать людям добро. Не делайте его. Люди Вам этого не простят. Или делайте добро так, чтобы больше этого человека никогда не видеть. Или творите добро, ожидая плевка и пинка в благодарность. Так и добро будет ещё светлее и бескорыстнее, и удивляться степени благодарности рода человеческого не придётся. Творите добро просто, потому что Вам так захотелось, потому что Вы считаете это добро важным и нужным, и готовы перенести непременную месть за творимое Вами добро. Потому что люди Вам не простят и отомстят. А зачтётся всё Там. Вот на Там и рассчитывайте, когда будете творить добро. Здесь Вам добра не простят.

Не делайте людям добро – они вам этого не простят. Блестящей афористичности собственнорожденной формулировки я восхищался, пока не вспомнил, что тезис сей сформулировал замечательный философ . Впрочем, что с того?

Возможно, Александру Николаевичу Мошкину действительно положена муниципальная надбавка к пенсии, возможно, не настолько изменился в соответствии с веяниями времени областной закон о муниципальной службе и после определённой выслуги лет, даже если человек работал уже в другом, немуниципальном месте, надбавка ему полагается. Возможно, у Александра Николаевича Мошкина нет этой выслуги лет – был у него некоторый перерыв в административных функциях, когда уходил из посткоммунистической Советской власти порулить горсмешторгом (ныне покойный АО «Ряд»). Возможно, надбавка полагается любому, занимавшему выборную должность в Первом доме, возможно, не полагается. Вообще, всё возможно. Вчера городские депутаты, согласовывая повестку сегодняшнего заседания, откровенно растерялись (предложение рассмотреть вопрос об Александре Мошкине внёс вчера же на заседании думской комиссии Председатель городской думы Николай Зеленин). Положена надбавка или не положена – обещано уточнить у юристов к сегодняшнему заседанию. Во сколько это обойдётся городской казне ( – обещано подсчитать. Вопрос рассматривается сегодня.

Скорее всего, за запутанностью нашего законодательства решение вопроса остаётся полностью на воле народных избранников. Сделать добро? Великого энтузиазма, впрочем, ещё вчера народные избранники рассудительно не выказывали. Причём совершенно логично: на пенсию Александр Мошкин выходил не с муниципальной должности. А вот, например, если через пару десятков лет Игорь Папков попросит надбавку к пенсии – тоже, ведь, поработал главой местного самоуправления? Правда, Игорь Папков избран только единожды, а Александр Мошкин – дважды, но второй срок Александр Мошкин отбыл, если помните, не полностью (там, по словам Николая Зеленина, полагаются разные надбавки к пенсии). Давать надбавку – не давать?

Следует принять во внимание и ещё один момент. Хотя Александр Мошкин со многими, да практически со всеми нынешними депутатами, да и работниками муниципалитета знаком близко, со многими работал и решал общие вопросы, но в особо близких, скажем так: полуприятельских отношениях находился далеко не со всеми. Кроме того, в больших друзьях нынешнего режима Александр Мошкин совсем не числится, а даже более того – достаточно вспомнить выборную кампанию 2004 года, когда отставной мэр попробовал вернуться во власть с депутатским мандатом (по лично мне непонятной причине, моя версия: неугасшие амбиции, подогретые мнениями близкого окружения, мол, ты, с твоим авторитетом легко победишь... Люди часто впадают в такое заблуждение). Словом, вопрос тут не только юридический (положено – неположено) и экономический (сколько это стоит), но и политический.

Не дадут! Такими или такими в переводе на русский язык словами формулируется мнение обывателей, узнавших о возникшем вопросе. Даже так, безэмоционально, без восклицательного знака: не дадут. Или так, с лёгкой насмешкой,: кто ж емутеперь-то даст? Обратите внимание, почувствуйте разницу: не не дадим, а не дадут. Как к своей, обыватель не относится ни к этой власти, ни к прежней, впрочем, это отдельный разговор.

Прямо скажем, в неловкое положение поставил своим обращением Александр Мошкин нынешнюю власть, в очень неловкое. Если по закону положено однозначно, то было бы просто и не требовалось бы даже на Думе обсуждать, но, скорее всего, есть нюансы – например, тот самый: не на муниципальной службе стал пенсионером Александр Мошкин. Но если не дать – будет выглядеть как мелкая месть поверженному политическому... ну, не оппоненту, в открытую нынешнему режиму глава режима прежнего никогда не оппонировал, а политическому недругу. Пусть даже об этом решении широко не расскажут сейчас, через некоторое время факт можно будет озвучить и всё будет зависеть от интерпретации, а интерпретация – например, через год, к выборам в Государственную Думу может, например, оказаться таковой: вот, захватили власть, устранили мэра, который мешал разграблять Город, а потом мелко отомстили, даже лишив муниципальной надбавки к пенсии... Что и как на самом деле происходило, будет уже неважно, совсем неважно. А обиженных, жертв Системы, говорят, народ любит... Кстати, любит в действительности – не любит на самом деле, вопрос неоднозначный, опять же отдельного рассуждения требующий. Во всяком случае, принято думать, что любит. Кстати, на фоне итогов выборов в соседнем нам Соликамске вопрос приобретает ещё бОльшую пикантность.

И ведь решение Городской Думы – такого плана документ, который в любом случае в открытый доступ попадает, в мешке не утаишь. Ай хитёр Александр Николаевич!

Не стану говорить за весь Город, лично у меня отношение к Александру Николаевичу Мошкину и периоду его правления Городом многозначное и снова требующее отдельной публикации (сколько уже? Три темы для будущих статей обозначены только в одной этой по не очень великому инфоповоду...). Впрочем, это важно не сейчас, в конкретной ситуации конкретно-исторического момента. Ведь помимо множества претензий и неудовольствий, замечаний и совершенно непредвзятых суждений о деятельности Александра Мошкина на посту градоначальника есть... Нет, не чисто человеческое, оставьте это и милость к падшим призывал (кстати, как так в оригинале? Падшим или павшим?), и чисто по-человечески об Александре Мошкине можно говорить многозначно, с подмигиваниями и прозрачными намёками.

Есть ещё такой момент. Александр Мошкин – первый всенародно избранный глава местного самоуправления города Березники. При котором становилось и развивалось ныне существующее местного самоуправление, при котором Город выживал и вживался в новую, послебольшевистскую объективную реальность. И выжил. Что ни говори, как ни говори, а в фундаменте нынешнего Города есть и Александр Мошкин.

Что? Полагаете, слава Богу, не убили - не самая лучшая благодарственная фраза? Что выжил Город не благодаря, а, можно сказать, вопреки? Возможна и такая точка зрения. Но. Тогда нужно было судить. Это простая обывательская справедливость. Если был плох и преступен – надо судить и наказать, а не отпускать с миром. Если нет... Значит, и его заслуги есть. А он был первым, это исторический факт, как то, что на каждого человека давит атмосферный столб весом в 11 тонн.

Не стану говорить за весь Город. Не стану думать за тех, кому люди доверили думать за всех. У них головы большие, поддержка избирателей мощная, опыт экономической, политической и прочей законотворческой деятельности великий.

Лично я бы муниципальную надбавку к пенсии Александру Николаевичу Мошкину не давал и на просьбу его ответил бы отказом. Потому что это справедливо. Потому что, да, правильно заметил вчера на Думе Николай Зеленин: человек мог поработать на «Ависме», потом уйти, работать в Тресте столовых, а там другая зарплата и другая, соответственно, пенсия, что ж ему теперь, «Ависма» доплачивать должна? Если этот принцип применяется ко всем гражданам, ко всем пенсионерам, не вижу причины делать для пенсионера Мошкина исключение. Работал на выборной должности – совсем не аргумент, даже наоборот, Дважды избран и ушёл, не доработав второй срок. Ушёл добровольно. А вынудили – не вынудили... Постфактум можно многое говорить, это нечестно, кулаками после драки не машут, дорог Фаберже к Христову дню.

Поэтому я бы, как простой гражданин и обладающий всеми избирательными правами березниковец, буде вопрос решали не кулуарно, а на всенародном обсуждении или референдуме, проголосовал бы против. Однозначно.

И тут же предложил учредить персональную, от Города надбавку к пенсии пенсионеру Александру Николаевичу Мошкину, как первому всенародно избранному главе местного самоуправления города Березники. Первый он всегда первый, какой бы ни был. Не осудили, значит не за что было. А заслуги имеются. Это как жалованное дворянство. Есть же у Города Почётные граждане? А здесь можно не Почётным гражданином, в ряд других заслуженных березниковцев поставить, а просто – первый всенародно избранный глава местного самоуправления города Березники. Пенсионер Александр Николаевич Мошкин. Размер пенсии от Города подлежит обсуждению.

Justitia in suo cuique tribuento cernitur. Справедливость заключается в воздаянии каждому по его заслугам.

Текст: Андрей Лучников
Публикуется впервые

Фото из архива редакции

См. кстати:
Андрей Лучников. «Мошкин попросил отставки. Три раза»
Городская газета. Александр Мошкин: «Если мне позвонят, я обматерю.»
Андрей Лучников. «Загнанные мэры уходят в отставку»
Ринат Алиев. «Отставка с поста мэра»
Городская газета. «Мошкина почтили вставанием»
Городская газета. «Острые сюжеты в думском кабинете»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс