Будем Зимний брать опять?

Будем Зимний брать опять?Алкогольная продукция с акцизными марками старого образца (вся продукция, маркированная по 31 декабря 2005 года включительно) с 1 июля будет признана нелегальной, её оборот на территории России будет запрещён (за исключением импортных ввоза на таможенную территорию РФ).

Ничего удивительного или неожиданного в этом нет — новые акцизные марки были введены на территории России еще 1 января нынешнего года. Понятно и стремление избавиться о старых акцизов: новые марки содержат так называемый штрих-код, посредством которого происходит идентификация продукции в единой государственной автоматизированной системе контроля за оборотом алкоголя. По сути, спецмарка является отчётным документом, отражающим информацию о реализуемой на территории страны алкогольной продукции.

Всё верно, но розничной торговле от этого не легче: несмотря на то, что времени с момента введения новых акцизов прошло достаточно, далеко не все «старые запасы» удалось распродать к настоящему моменту. Между тем, всю ту алкогольную продукцию, которая сейчас совершенно законно продается со старыми акцизами, после 30 июня хранить и перемаркировывать смогут только предприятия-производители.

Выходов из создавшейся ситуации для розницы не так уж много. Один из них — вернуть становящуюся незаконной продукцию поставщикам. Именно по такому пути идет подавляющее большинство торгующих алкогольным товаром магазинов в Березниках, так поступают розничные продавцы в Соликамске. При этом ряд руководителей розничной сети серьёзно опасаются, что поставщики после 28 июня перестанут принимать свой товар назад (перемаркировка – дело тоже затратное), поэтому вывоз алкоголя из Березников происходит достаточно активно, тем самым увеличиваются среднемесячные затраты на транспортировку.

Другой путь – снижение и распродажа прежнего товара. Продавцы идут и на это, некоторые даже рассчитывают распродать все запасы до 1 июля. На некоторые виды алкогольной продукции цны снижаются до 50%.

А что делать со старым товаром, который не будет до 1 июля и который оптовики не примут обратно? И что делать с убытками? Непонятно. Любимое государство оставило решение проблемы на совести любимых налогоплательщиков. Вы сомневаетесь, что налогоплательщики её решат? А куда они денутся.

Решение первое, легальное, само собой напрашивающееся – прежний алкоголь потихоньку выпить самим, а убытки компенсировать за счёт повышения цен на продукцию с новыми акцизами. Поставки уже начались, но, отмечают, специалисты, в невеликих пока объёмах.

Решение второе, совершенно нелегальное, но которое, по мнению сотрудников правоохранительных органов, будет использовано – сбыт «неакцизного» алкоголя чёрному рынку. По информации «Иной газеты», инсайдеры правоохранителей в бодяжном бизнесе уже отмечают увеличение запасов «в будущем-нелегального» алкоголя (что, естественно, облегчается снижением розничных цен в магазинах), проведение переговоров об оптовой скупке того товара, от которого легальные продавцы не успеют избавиться до срока. Словом, бодяжный рынок после 1 июля ожидает оживление. Кроме того, некоторые наблюдатели полагают неизбежным расширение бодяжного производства – о таком количестве недорогого и качественного сырья нелегалы могли только мечтать.

Но это водка. А вот с вином ситуация просто плачевная, отмечает, в частности, ИА «Верхнекамье» — марок нет даже у производителей. Самый страшный прогноз, который можно услышать в Соликамске: после 1 июля на прилавках останется только водка пермского производства, а всё остальное спиртное исчезнет с прилавков по причине «неправильных» акцизных марок. Для самых непонятливых повторим: исчезнет с прилавков . Как, по мнению уважаемого читателя, сработает в данном случае закон сохранения энергии?

Следует ещё раз отметить, что речь идёт исключительно об отечественном алкоголе – импортного это не касается.

Но это ещё не всё. С 1 же июля 2006 года производители и дистрибьюторы спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 процента смогут осуществлять свою деятельность, только получив в налоговых органах соответствующую лицензию. Т.е. перечень продавцов, которые обязаны испрашивать у родного государства разрешения на специфическую торговлю, должен пополниться фирмами, поддерживающими отечественного производителя парфюмерии и бытовой химии.

Производители и оптовые продавцы парфюмерии должны иметь лицензию и специальное оборудование для торговли алкоголем, а также подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), куда надлежит заносить всю информацию о движении спиртосодержащей продукции. Стоимость ЕГАИС сегодня составляет порядка 6 тыс. долларов без учета ежемесячной абонентской платы в 1 тысячу долларов. Стоимость лицензии — 250 тыс. рублей, при этом право на распространение спиртосодержащей продукции имеют только ООО, т.е. всем оптовикам, работающим как ЧП, необходимо в кратчайшие сроки перерегистрировать форму собственности. Такие расходы могут позволить себе только сильные и крупные игроки. Мелким компаниям проще отказаться от оптовой торговли парфюмерией. Розничные продавцы обойдутся без лицензии, но фактически все они полностью зависят от оптовиков. Словом, в этом сегменте легального рынка ценовой рост неизбежен, неизбежно и оживление чёрного рынка, хотя, возможно, и не в таких масштабах, как в случае с питьевым алкоголем.

Вопрос не столь социально безобиден, как может показаться. По оценке ВЦИОМ, каждый второй россиянин признал, что хотя бы иногда покупает водку. При этом почти в два раза – в сравнении с позапрошлым годом – сократилось число тех, кто покупает дешёвый товар. Однако, заметим, изменение предпочтений от дешёвой водки к более дорогой не означает аналогичный рост благосостояния граждан. Например, по оценке того же ВЦИОМ, численность тех, кто может назвать свои доходы приемлимыми, увеличилось за тот же период всего лишь на 12%. Таким образом причиной изменения предпочтений стал, скорее всего, рост пресловутой культуры пития. Подтверждением тому является и увеличение числа тех, кто обращает внимание на производителей напитков.

Необходимо заметить, что эти, несомненно позитивные, изменения стали заметными практически через 20 лет после начала знаменитой горбачёвской борьбы пьянством. Именно тогдашнее антиалкогольное законодательство нанесло ощутимый удар по государственному бюджету, отечественным производителям (в том числе и с точки зрения подходов к качеству производимых напитков), а также по самой культуре употребления алкогольных напитков: по выражению одного из пермских руководителей Общества трезвости: «Пить стали чаще, больше и всякую гадость». Тогда же русская водка фактически утратила казавшиеся незыблимыми позиции на мировом рынке – уже в середине 90-х годов 70% мирового водочного рынка контролировались зарубежными (шведскими и германскими) компаниями. Одновременно стремительно выросла социальная напряжённость внутри страны и вино-водочные очереди, по оценке всех историков современной России, стали одним из факторов, способствавшим падению Советской власти.

Анекдот того времени:
1985 год. Сухой закон.
Пермский обком КПСС – ЦК КПСС. Срочно. Просим немедленно направить в Пермь десять эшелонов водки.
ЦК КПСС – Пермский обком КПСС. Срочно. Секретно. Первому секретарю обкома прибыть в Москву для дачи объяснений.
Пермский обком КПСС – ЦК КПСС. Срочно. Совершенно Секретно. Первый секретарь прибыть в Москву не может, обком блокирован, железные дороги перекрыты. Мужики протрезвели, спрашивают: куда царя дели?

Последствия политического решения тогдашнего режима Россия расхлёбывала два десятка лет – родилось и вступило в активный социальный возраст новое поколение. И, напомним, далеко ещё не исправлены те последствия. Чёрный рынок процветает, пьянство и алкоголизм составляют одну из важнейших проблем современности, большой сектор криминальной экономики теперь составил наркобизнес – наркотики первыми пришли на смену алкоголю. Нынешнее решение государство мотивирует не политическими или высокодуховными, а вполне экономическими причинами (правда, не без заботы о здоровье граждан – более 35 тысяч россиян и около 1,5 тысяч жителей Прикамья погибают от употребления суррогатного алкоголя, одеколонов, лосьонов и т.п.). К каким социальным последствиям это приведёт...

Михаил Бакунин, один из идеологов анархизма, в беседе с Карлом Марксом: «Вы утверждаете, что пролетарское государство должно заботиться о моих проблемах. Избави меня Господи, от заботы государства о моих проблемах, а от проблем я уж как-нибудь сам избавлюсь».

Текст: Руслан Аримов
Использованы материалы:
ИА «Верхнекамье»
деловая газета «Взгляд»

Фото: «Городская газета»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс