Не любо – не слушай, а свободе слова не мешай

Не любо – не слушай, а свободе слова не мешай Позапрошлый, прошлый, да уже и текущий годы отмечены (в числе ключевых аспектов общественной жизни) обострившимся вниманием политически озабоченных березниковцев (и не только) к свободе слова. Или к её отсутствию. Действительная причина обострения здесь совершенно понятна – в 2004, 2005 и 2006 годах в Березниках проходили выборы. Различным силам и бессилиям срочно требовались трибуны, рупоры и микрофоны для достижения конкретных, практических, корыстных целей. Вот и весь реальный, конкретный, практический, корыстный интерес к свободе слова со стороны политически озабоченного (очень узкого, смею заметить) слоя березниковцев.
Хотя никто(!) в этом не признаётся и никогда не признается (большинство – даже самим себе). Это ведь краше – выглядеть в своих и посторонних глазах идеалистом-бессеребренником, а не жаждущим власти и денег политиканом. Куда приятнее, например, г-ну имярек (пусть упокоится в забвении) объявить бюллетень «Падла буду» изданием, которое выпускается «в связи с захватом березниковских СМИ монополистом», нежели признать себя корыстолюбивой бездарью, доведшим до банкротства рентабельнейшую газету и заслуженно ненужным ни в одном (!) СМИ Прикамья, независимо от собственности и места базирования.

Понять, что обострение интереса к свободе слова имеет в Городе исключительно сезонный, предвыборный характер, совсем несложно. Просто, когда выборы не грозят, политически озабоченные персонажи на свободу слова не обращают никакого внимания. Вообще. Впрочем, не только в Городе, но и во всей окружающей Вселенной. Всплески по этому поводу – включая представителей нашей почтенной профессии – имеют исключительно частный характер и интересуют кого-либо, включая представителей нашей почтенной профессии, исключительно в связи с самими собой. Подали в суд на «Металлург» - корпоративная газета вспомнила о свободе слова. Уволили редактора в Осе-Барде – осинская-бардинская газетка вспомнила о свободе слова. Кисилёва сотоварищи попросили покинуть НТВ... Ну да, шуму было поболе, но только потому, что на общероссийском канале можно кричать громче. Впрочем, даже по поводу НТВ наблюдался несколько-тысячный митинг в многомиллионной Москве, а в Городе даже трёх-человечного пикета не случилось. А когда в Городе несколько молодых людей постояли с ватманом в защиту свободы слова на площади Первостроителей, несколькими строчками шелохнулась только одна пермская (в Березниках практически неизвестная) газета. И то – потому что проявляла небольшой интерес к... Правильно, не к свободе слова вообще, а к березниковским выборам.

Ещё одно наглядное подтверждение – недавнорожденная березниковская «Неделя.ru». Газета, с самого начала позиционировавшая себя как «независимая». Даже не буду ехидничать насчёт сочетания: «независимая газета. Учредитель ОАО «Азот». Строго говоря, независимым является любое СМИ, которое принадлежит НЕ государству (т.е. независимое ОТ государства). Cовсем строго говоря, даже «Новая газета-1» может считаться независимой, несмотря на то, что её собственник – березниковский муниципалитет. В конце концов, местное самоуправление в России тоже отделено от государства. Но не требуется пояснять, что рождение «Недели.ru» связывалось и со свободой слова тоже. Ну? И? И что такого свободо-словного и независимо-от-остальных-отличного было опубликовано в ней, за исключением нескольких статей предвыборного (опять же) периода?

Тут не удержусь: приятно было наблюдать на организованной березниковскими единороссами журналистской тусовке, с каким удовольствием свободо-словный Артём Антипин благодарил организаторов за телевизор «Витязь». Подаренный «Неделе.ru» за «Дебют года». Подаренный представителями пропрезидентской партии парламентского большинства (включая Городскую Думу). Чтобы совсем быть понятым, разжую до состояния манной каши. Не в стоимости подарка, не в естественном удовольствии от признания «Дебютом года», не в естественно-для творческих профессий-высокой самооценке дело. Дело в ма-а-аленьком несовпадении. Выказывать себя защитниками свободы слова и получать удовольствие, принимая награду от объявленных (тобой же) нарушителями свободы слова... Какой-то здесь... своеобразный запах.
Впрочем, ничего нового. Казаться или быть, вот в чём вопрос, который время человеку ставит. Любое время, любому человеку. Люди не меняются.

К сведению. Согласно независимым социологическим исследованиям, только 2% читающих березниковцев среди причин, по которым они читают то или иное издание, назвали «независимость».
Впрочем, это уже вопросы развития газетного бизнеса, разговор долгий и к теме данной публикации, как уважаемый читатель, надеюсь, убедился не имеет прямого отношения.

Следует заметить, что в настоящий момент вопрос (термин «проблема» в этом предложении неуместен) свободы слова актуализировался в столице края. В Городе по данному поводу наступило затишье. Временное, смею заверить. Приближается, уже почти наступил очередной выборный сезон. Неизбежный как крах империализма, хотя и кажущийся далёким как призрак коммунизма. О проблеме свободе слова (в этом предложении именно – «проблеме») опять заговорят много и страстно. Но, вероятнее всего, разговоры эти опять окажутся попытками банального манипулирования общественным мнением, а термин «свобода слова» - всего лишь изъеденным молью стягом, под которым удобно показаться и который будет снова спрятан в бабушкин сундук до следующего сезона.

В межсезонье свобода слова (не «вопрос», не «термин», не «проблема», а как таковая, как понятие) никого не интересует. И более того, подвергается постоянным атакам. Причём со сторон, придерживающихся диаметрально противоположных политических взглядов и добивающихся диаметрально противоположных целей.

«Иная газета» уже сообщала читателям об обысках и изъятии документов в пермских редакциях сайта «Не Секретно» и газеты «Бизнес-класс». В связи с заявлением известной журналистски Ирины Колущинской об оскорблении чести и достоинства. (Замечу, что оба издания не относятся к числу дружественных нам, как, впрочем, и «железная леди пермской прессы»). Посягательство на свободу слова безусловное, но его осуществляют государственные структуры, тут не то чтобы недовольничать, но удивляться, собственно нечему. Дело естественное – любая власть, любое государство всегда и везде стремится свободу слова ограничить, как, впрочем, и любую гражданскую свободу. Ну, естественно это для любой (!) власти, как для Шер-Хана волею Киплинга естественно гоняться за Маугли.

А вот другой – тоже пермский – эпизод.
Сообщение агентства «Новый Регион»:
«Пермский деятель Роман Юшков, ставший известным некоторое время назад как лидер местных анархо-экологов, пытается организовать персональное преследование журналистов «неправильно» освещающих его деятельность. Сегодня г-н Юшков ворвался в пермскую редакцию ИА «Новый Регион» и стал требовать выдать ему журналистов, писавших заметки о деятельности анархо-экологов. На требования покинуть помещение и не мешать работе журналистов Р.Юшков не реагировал.
За пять лет работы «Нового Региона» в Перми критическими материалами журналистов были недовольны многие – от драчуна-военкома до представителей власти и финансово-промышленных групп, но подобных выходок не позволял себе никто. Блокировав работу агентства на полчаса, Юшков в итоге был выдворен из редакции силами сотрудников.
Работники агентства связывают сегодняшнюю выходку Юшкова с продолжающимся почти год судебным разбирательством, в ходе которого анархо-эколог пытается доказать, что пермский ученый Яков Вайсман и ИА «Новый Регион» нанесли ущерб его репутации. С каждого ответчика Юшков требует по 100 тысяч рублей. В минувшем году районный суд Свердловского района обязал агентство «Новый Регион» выплатить Юшкову 5 тысяч рублей, однако позже областной суд полностью отменил это решение и вернул дело на рассмотрение другому судье. В настоящее время судебный процесс продолжается. По мнению редакции, отчаявшись наказать журналистов юридическими методами, Юшков решил действовать другими средствами.
В связи с сегодняшней выходкой Юшкова, пермская редакция «Нового Региона» вынуждена ввести дополнительные меры безопасности и ограничить доступ посетителей».

Сообщение агентства «Перископ».
«ЗА ЧИСТОТУ ЖУРНАЛИСТСКИХ РЯДОВ
Агентство «Новый Регион» пытается уйти от судебной ответственности за свои лживые инсинуации в адрес пермского эколога Романа Юшкова. Корреспондент «Нового Региона» Ольга Порозова, вызванная в Свердловский районный суд для дачи показаний, отказывается туда являться. Именно она является составителем сообщения о том, что Юшкова финансирует Госдепартамент США, и что он «марионетка, работающая против страны».
Стремясь избежать явки в суд, Порозова всеми средствами избегает получать повестку. Сегодня, 11 мая, она отказалась взять повестку и от Романа Юшкова, который, выполняя просьбу судьи Татьяны Писаревой найти Порозову, вынужден был лично доставить повестку в редакцию «Нового Региона». В качестве реакции со стороны «Нового Региона» в новостной ленте агентства появилось нелепое сообщение о том, что Юшков «пытается организовать персональное преследование журналистов, «неправильно» освещающих его деятельность».
В соответствии с действующим законодательством в настоящее время решается вопрос о принудительном приводе Ольги Порозовой в Свердловский суд в случае её неявки на завтрашнее судебное заседание, назначенное на 14 часов».

Следует заметить, что Роман Юшков и, кстати, агентство «Перископ» безусловно имеют в Прикамье заслуженную репутацию приверженцев соблюдения гражданских свобод. Но, согласитесь, несколько нелепо, защищая свободу слова вообще, посягать на неё же в частном случае. Непоследовательно. Вызывает вопрос: а насколько принципиально и искренне они выступают за гражданские свободы вообще. Или: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали»? По сему поводу, кстати, ваш корреспондент имел случай высказаться на березниковском Форуме.

Из письма Романа Юшкова Андрею Лучникову.
“Андрей, мне тут стало известно, что ты защищаешь "Новый Регион" от моих "преследований". Так вот, хочу тебе попробовать донести, что ты защищаещь не тех и не от того. Гнусная история, гнусная контора, абсолютно лживая информация”.

Из письма Андрея Лучникова Роману Юшкову
“Роман. 1. Я не защищаю, я высказываю своё мнение относительно этого конфликта (хотел бы я знать, как я вообще могу кого-либо защитить?). Кстати, о "преследованиях" я тоже не говорил. 2. Для меня в данном случае абсолютно неважно ни содержание конфликта, ни подробности, ни кто прав, кто виноват и т.д...”

В общем, получилась у нас плодотворная переписка, её подробное содержание, полагаю, имею право оставить конфиденциальным. Потому что в действительности подробности частного случая с точки зрения свободы слова не важны ни в случае с Романом Юшковым, ни с сайтом «Не Секретно», ни в случае с давним задержанием корреспондента березниковского ТВЦ березниковской милицией (во время городских автогонок...). Подробности, кто прав, кто виноват, кто, что сделал – не имеют значения. Значение имеет: прессу трогать нельзя. Не вообще, разумеется, но в профессиональном качестве – безусловно. Любое посягательство на свободу слова (будь то запрет писать о том-то и том-то, будь то тягание в суд за публикацию) недопустимо. С любой стороны. В отношении любой прессы. Убеждён в этом независимо от моего личного отношения к «посягателям» и к прессе. (Березниковскому интернет-комьюнити прекрасно известно моё... сложное отношение к г-ну Одесских и «Березниковскому рабочему» в период редакторства означенным г-ном. Когда «БР» имел несчастье вляпаться в очередной судебный процесс, «Городская газета» (тогда руководимая мной) заявила о своей поддержке конкурирующего издания. Не требует дополнительного разъяснения сложная своеобразность отношений с самого рождения «Городской газеты» и корпорации «ВСМПО-Ависма». Когда, после очередных выборов, газета «Металлург» обвинялась в суде, «Городская газета» (тогда руководимая мной) заявила о поддержке «Металлурга». И т.д.

Потому что свобода слова – это та свобода, которая не должна ограничиваться никем и никогда. Она абсолютна и самоценна. Как есть, пить и дышать. Просто потому, что основой самого существования человеческого общества, условием этого существования является обмен информацией между людьми. СМИ совершенно объективно, независимо от собственных и любых других мнений, являются тем клеем, который общество связывает воедино. Немые, слепые, глухие человеческие особи называются «инвалидами». Свобода слова означает здоровье. Ограниченная свобода слова... Немножко подрезанный язык... Близорукость... Плохослышащий... Вот и вся логика.

Да, разумеется, неограниченная свобода слова доставляет множество неприятностей (и сам неоднократно испытывал на себе эти «прелести», так что знаю, чём говорю) и проблем. Но. Но КТО имеет право решать, насколько нужно подрезать язык агентству «Перископ», сайту «Не Секретно», газете «Правда» чтобы всем было приятно? Вы? Я? Дядя из Первого дома? КТО имеет право вставлять вам, уважаемый читатель, тампоны в уши или надевать на ваши глаза шоры? Вы настолько мудры, что решаете это для себя сами и полагаете, что можете решить для других? А если кто-нибудь решит, что он настолько мудр, что вправе решать это для вас?

Депутат Законодательного Собрания Пермской области Контантин Окунев(цитируется по газете «Пермский обозреватель» в связи с инцидентом вокруг сайта «Не Секретно»):«Во время предвыборной компании мэра Перми Ирина Колущинская заявила, что все пермяки, голосовавшие за кандидата «против всех» – бомжи и проститутки. Лично я голосовал также за кандидата «против всех», но не бомжом, не проституткой себя не считаю. Это оскорбление не только меня лично, но и остальных пермяков, голосовавших за кандидата «против всех». Если все обиженные на эти высказывания госпожи Колущинской пермяки подадут на нее в суд, что тогда будет?»
Честно говоря, не очень верится, что это высказывание искренне, а не очередное стремление очередного политика «показаться». Но в любом случае сказано здраво.

Ограничение свободы слова – такая штука, что если допустить её чуть-чуть... Словом, дай палец – руку откусят. Процесс неостановим.

Да, со свободой слова трудно, неудобно, она раздражает и порой бесит. Но альтернатива – ещё хуже. Путь к тотальному контролю над словами, мыслями. И... не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе. Вы не занимаетесь политикой? Рано или поздно политика займётся вами. Вы призываете ввести цензуру и ограничить чужую свободу слова? Рано или поздно будет ограничена ваша свобода слова. Причём совсем не в том разрезе, который вы можете сейчас предположить. И поздно будет плакать по волосам, снявши голову. Как, например, поздно было березниковским партпенсионерам ходить по Советской площади с кляпами во рту после их долгой, напряжённой и, в конце концов, завершившейся определённым успехом борьбы за устранение из «Березниковского рабочего» Андрея Лучникова (извините, что о себе в третьем лице) и команды журналистов, не испытывавших пиетета перед пенсионерской партийностью (да, успех был, но ограниченный – в результате родилась безбоязненная «Городская газета»).

А как же... В конце концов, некомпетентность, откровенная клевета, враньё... Да. Согласен. Самому не нравится. Но тут всё просто. Ведь фундаментом профессии журналиста является не что иное, как доверие потребителя (читателя/зрителя). Лживость, некомпетентность (применяю эти термины в прямой трактовке, а не как ярлыки) в конце концов приводят к утрате этого доверия. И всё, нет более ни этого журналиста, ни этого издания. Естественный процесс. Долгий, конечно. Но для общества и того же потребителя более безопасный, чем прямое и немедленное вмешательство.

Не любо – не слушай, а свободе слова не мешай.

Текст: Андрей Лучников
Фото из архива редакции:
«Свобода слова в абсолютном выражении»

Публикуется впервые.

Хотите поспорить? Прошу к барьеру

Наши партнёры:
ИА «Верхнекамье»
ИА «Новый Регион»
«КомпаньОnline»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса