Город и завод

Город – это не только жилые высотки, общественный транспорт, магазины, театры. Город – это ещё и отношения между властью и «основными налогоплательщиками». В российских городах так называемого «второго эшелона», с населением от 100 тысяч, львиную долю доходов в местный бюджет пока приносят заводы, потому их и называют «градообразующими предприятиями».

Как город и завод будут между собой общаться, на каком языке разговаривать, зависит в итоге, по каким улицам пойдут горожане, какие цветы распустятся в местном парке, в каких костюмах выйдут на сцену артисты местного театра.

Просто история
Завод можно сравнить с рекой. Богатейшие города древности всегда возникали вдоль крупнейших мировых рек. Со временем вид природного ресурса, дающего начало городу, становился всё более индустриально зависимым: не станешь добывать нефть или калийную соль киркой и лопатой. Нужны механизмы, цеха, конвейеры...

С сегодняшней точки зрения, советская система отношений чиновников и промышленников кажется непонятной и алогичной. Вроде бы есть исполнительная власть – горисполком, есть у него отраслевые отделы: промышленности, торговли, коммунального хозяйства. Но параллельно ему работает горком партии, и у него есть такие же параллельные отделы промышленности и торговли.
Понятно, что вторая параллель, по сути, была первой. От того, насколько сильно стукнет по столу первый секретарь горкома, зависело, сколько хлеба в магазины поставит хлебозавод, сдадут к очередной «красной» дате новый жилой дом или нет. Этот самый «секретарь» и был «муниципалитетом».
То, что, в нашей жизни называется «бюджетной сферой» – коммуналка, образование и медицина – во времена Советов для тех же заводов была святой обязанностью и тяжёлой ношей. Всё жильё было ведомственное, его строили и содержали промышленные предприятия, каждое в силу своих разумений и сил. Кстати, зудящая сегодня проблема капитального ремонта, тянется оттуда – из «совка». Жильё раздавали бесплатно, люди в нём жили бесплатно (кто-нибудь вспомнит, сколько он платил копеек за свою квартиру году в 1960-м?) Содержать и ремонтировать дома предприятие было обязано за счёт своей прибыли. Предполагалось, что «мудрое» государство эти социальные траты промышленникам компенсирует... Увы. Вслед за жильём на очереди у заводов были ведомственные детские сады, Дворцы культуры, школы (у каждой, был свой обязательный шеф-завод).

Непрофильным - нет
Во времена рыночной логики заводы начали массово избавляться от «непрофильных активов». У муниципалитетов резко добавилось работы. И головной боли, если учесть, что до недавнего времени самыми денежно-обеспеченными статьями местных бюджетов были расходы на заработную плату и налоги. А всё остальное – жильё, дороги, культура, спорт...– входило в разряд «остаточного принципа». Власть заговорила про «социальную ответственность» бизнеса. А бизнесмены поняли, что прибыль надо вкладывать в два основных направления: развивать производство и давать возможность своим работникам набраться новых сил и здоровья для дальнейших трудовых свершений. И вот здесь-то интересы муниципалитета и бизнеса совпали. Дружба сторон особенно окрепла, когда во власть пошли промышленники. Новые должности обязали их беспокоиться об удобной жизни ... целого города.

Когда в товарищах согласья нет
Конфликты между муниципальной властью и крупнейшими налогоплательщиками периодически случались во многих городах Пермской области. Порой сила разногласий была такой, что требовалось вмешательство губернской власти. С подачи Олега Чиркунова был создан своеобразный «третейский суд» из глав городов и районов области. Они выслушивали «спорщиков» и советовали им, как помириться. Кстати, бывший березниковский мэр Игорь Папков был одним из арбитров в губахинском конфликте. Мэр Губахи Виктор Цеов был уверен, что генеральный директор градообразующего предприятия «Метафркас» Владимир Даут через «своих» депутатов в местной Думе мешает ему работать. В свою очередь депутаты от «Метафракса» фактически обвинили исполнительную власть в коррупции. Областная проверка подтвердила, что губахинская администрация, имея достаточно денег в казне, недофинансирует расходы на образование и ЖКХ. В итоге под угрозой срыва оказался отопительный сезон, поскольку в числе крупных коммунальных кредиторов оказался и «Метафракс». Местная и областная пресса не скупились на краски, живописуя «спорщиков» и их аргументы. Губернатор был вынужден сам расставлять точки в споре: бизнес должен заниматься бизнесом, а муниципальная власть – городскими проблемами; если не можете работать рука об руку, то хотя бы не мешайте друг другу.

Историю о том, как поссорились давние приятели – мэр Александровска Сергей Сертаков и владелец единственного градообразующего предприятия «Александровский механический завод» Геворг Меграбян, наблюдатели расценили, как межличностный конфликт. Так это или нет, речь не о том. Перепалка сторон счастливой жизни городу никак не добавляла. Завод почти достраивал 100-квартирный дом, когда выяснилось, что его фундамент является собственностью муниципалитета. «Как и весь дом», – заявила власть. Предприятие согласилось, но предложило городской казне оплатить затраченные стройматериалы и работу строителей. Власть оказалась, дом стоит недостроенный, другого многоквартирного строительства в городе не ведётся. Ещё пример того, как в споре страдает третий. Холодной зимой «Метафракс», по просьбе городской власти, увеличил температуру теплоносителя. За дополнительную услугу власть платить отказалась. Но холода были не последние...

Вместе – весело
Березникам повезло. Три основных промышленных «кита»: «Ависма», «Азот» и «Уралкалий» вкладывают каждый своё в развитие города и его благополучие.
«Уралкалий». Предприятие выступило соинвестором крупнейших городских строек – проведён ремонт Культурно-делового центра и отделения экстренной гинекологии роддома. Изготовлены и установлены мемориальные доски на домах всех почётных граждан города. Наиболее масштабный проект «Уралкалия» за пределами города – восстановление Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря (Уральского Афона). Как финансовый партнёр «Березниковского характера» предприятие взяло под полный патронаж олимпиаду для школьников «Строгановская звезда». Совместно с «Ависмой» компания финансирует проект по охране общественной безопасности – «Безопасный город». За счёт «Уралкалия» приобретены автомобили и форма для патрулей.
«Ависма». В 2005 году на предприятии отлили памятник Алексею Решетову. В списке добрых дел: 12 отремонтированных детских игровых площадок; учреждение поощрительных премий для школьников (на эти цели в течении 5 лет ежеквартально выделяется 36.000 рублей); покупка для Первой городской больницы аппарата искусственной вентиляции лёгкий (620.000 рублей); помощь в ремонте кабинета для установки компьютерного томографа; приобретение кроватей и комплектов белья для детской инфекционной больницы; содержание детских клубов «Олимп» и «Ровесник»; шефство над Домом ребёнка.

«Азот». Предприятие оплатило ремонт березниковского таможенного поста (660.000 рублей); операционно-гинекологического блока и перинатального центра Пермской областной клинической больницы (200.000 рублей); финансировало издание книги о березниковских участниках Великой Отечественной войны «Память» (40.000 рублей); поддержка детского спорта, прежде всего бокса; учреждение своих номинаций в городском конкурсе социально-культурных проектов.
Любой конфликт, особенно в маленьком городе, разъединяет людей. Березники доказали, что власть и промышленность могут успешно сотрудничать. Выигрывает весь город.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс