Губа определяет сознание

ЧП в Челябинском танковом училище показало, что в войска необходимо срочно вернуть гауптвахту, считают военные. Другого действенного правового способа воздействия на солдат в российской армии и на флоте нет.

Происшествие в батальоне обеспечения Челябинского танкового училища, где во время новогодних праздников солдаты срочной службы издевались над сослуживцами, стал показательным примером не только масштабов дедовщины в ВС РФ. Как считают офицеры, инцидент лишний раз продемонстрировал современное положение в армии и на флоте, когда у командиров нет реальных правовых способов воздействия на личный состав, служащий по призыву. А такая безнаказанность только увеличивает количество преступлений среди солдат-срочников.

«Сейчас солдат может отказаться выполнять приказы старшего по званию, плевать на поручения, напиться, а наказать его за это командир фактически не сможет, – рассказал "Газете.Ru" офицер, служивший воспитателем в одной из воинских частей Минобороны. – Командиру разрешено объявлять провинившемуся выговор или строгий выговор, но это только слова, занесенные в личное дело. Может назначить взыскание – не отпустить солдата в увольнение, но и от этого толку мало. Может отправить обличительное письмо на работу родителям или пригрозить написать о его поведении в характеристике по окончании службы, но сами понимаете, куда он эту бумажку вместе с командиром отправит».

Других способов наказания у командиров нет уже более трех лет, с тех пор как в Вооруженных силах официально запрещена гауптвахта как мера дисциплинарного взыскания.

Военные лишились гауптвахты 30 июня 2002 года, в тот день указом президента были внесены соответствующие изменения в Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ. Решение было вынужденным, так как Россия присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а в соответствии с ней арест военнослужащего вне судебной процедуры и без судебного решения считается незаконным.

До этого по рапорту ротного офицера командир части имел право отправлять солдата на «губу» за нарушение воинской дисциплины. «Например, солдаты у меня ушли в самоволку, напились, вернулись, начали в роте беспорядки устраивать, я тут же докладываю командиру части, он отправляет их на гауптвахту, а там подъем в 5 утра, курить запрещено, постоянная строевая подготовка и работы. Вернутся – будут думать, пить или не пить», – объяснил собеседник «Газеты.Ru».

Когда же такое право у командиров отняли, гауптвахта фактически превратилась в изолятор для военных преступников – обвиняемых в тяжелых случаях дедовщины, нарушении правил несения боевого дежурства, хищении, дезертирстве и других уголовных преступлениях. И для того чтобы отправить военнослужащего на «губу», должностному лицу (от командира роты до замкомандира части) нужно в десятидневный срок подать материалы о необходимости применения к солдату дисциплинарного ареста командиру воинской части. Тот проводит разбирательство и, если факт грубого дисциплинарного проступка подтверждается, направляет документы в гарнизонный военный суд. И уже судья назначает для военнослужащего арест на срок до 30 суток. «Вот и посудите, кому хочется заводить такую канитель, если проще один раз врезать солдату, чтобы потом напиваться и дебоширить надолго расхотелось», – говорит собеседник «Газеты.Ru».
Отмена гауптвахты не замедлила сказаться на состоянии дисциплины в армии. Уже через год министр обороны Сергей Иванов высказался за ее восстановление.

Летом 2003 года глава военного ведомства констатировал резкий рост преступности и дедовщины в войсках, после чего министерство отправило в Минюст запрос с просьбой наделить командиров правом ареста военнослужащих в исключительных случаях без санкции суда для поддержания дисциплины в частях. Командир будет обязан при первой же возможности известить об аресте суд и доказательно объяснить свои действия, предлагал тогда Иванов технологию дисциплинарного ареста без возвращения к практике гауптвахт, «с соблюдением всех норм права, в том числе международного».

Но вопрос потребовал более глубокой юридической проработки, тем более что правозащитники всегда выступали против такого наказания, как гауптвахта. С тех пор эту проблему взяли на себя правительство и Госдума. Так, в сентябре 2005 года был внесен, а в ноябре прошел первое чтение правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания». Он предполагает восстановление гауптвахты как «крайней меры дисциплинарного воздействия, применяемого к военнослужащему». Правда, его дальнейшее обсуждение пока перенесено на весну 2006 года. Сколько еще случаев неуставных взаимоотношений и преступлений произойдет в войсках до тех пор, покажет время.

Алина Черноиванова

Впервые опубликовано:
gazeta.ru/2006/01/31/oa_186662.shtml

От редакции "Иной газеты": Мы обратились за комментариями в березниковские: Комитет солдатский матерей, общество "Отечество" и военкомат. Комментарии различные. Общий смысл отношения к ситуации и восприятия ситуации нашей редакции один: приходите на кладбище. Посмотрите сами на могилы березниковцев, погибших во время службы в армии не из-за выполнения долга перед Родиной, а... А "по неустановленным причинам", собственной вине... Остальное оставим размышлять читателям.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс