Картошка, лук... и всё по счёту

Автор: Николай Анфалов
Мы сажаем растения сотнями, сеем рядами и горстями. Засаженной оказывается огромная площадь: мы любим создавать себе фронт работы. Мысль свести число растений к минимуму, исходя из их урожайного максимума, кажется дикой. Иное дело – шить костюм или класть кафель: тут всё точно. Также точно можно проектировать свой огород.

Если картофель, то со счёта
Вот посажен тут салат этого сорта, значит, и будет здесь через сорок дней именно этот куст, в полкило, как сказано в инструкции. Хоть засуха, хоть град – он будет таким. И куст томата будет плодоносить до сентября, и даст 20 килограммов именно таких плодов. В Голландии, например, по пальцам считают, сколько чего посадить. И лук со счёту и картофель. Потому что не понимают, как можно сажать без гарантии. Потому что посадить больше, чем нужно - всё равно, что шить три костюма вместо одного. И когда сорта выводят, то словно издеваются: «У этого лука-порея в состоянии полной зрелости вкус спаржи и шниттовый оттенок в аромате...» Лук – он и есть лук. А порей у нас на огородах вообще почти не вырастает.

Урожай не с сотки, а с куста
Рекомендации американских учёных по поводу посадок овощей удивительно прочищают мозги в смысле понимания разумности огорода.

Вот сколько нужно посадить растений (штук кустов), чтобы для семьи из четырёх человек обеспечить полный овощной стол на сезон:

10 кустов салата, которые подсаживаются раз в неделю на ту же площадь (не больше половины квадратного метра). То есть – десять кустов в неделю?! Два куста в день. А два куста салата - ромэна, посаженные штучно на органике – это целый килограмм. Вкус – десертный. Если макать в смесь уксуса, масла, соли и чесночка, никакой другой закуски не надо.

Но мы и впятером с двумя кустами не справляемся. Так что салат – дело серьёзное. Один грамотный куст лучше сотни теснящихся в рядке задохликов. Потому мы и не любим салатных овощей. «Что-то я никак не привыкну к этой петрушке», - говорит всегда за столом мой отец. А вот на Западе за стол без «травки» не садятся. Из разных сортов салатов, овощного одуванчика, эскариола, эндивия (салатный цикорий), шпината, юных листьев мангольда, кресса листовой горчицы, овощной хризантемы, пекинской капусты, овощной примулы, бутонов, цветков и завязей настурции и тыкв, из пахучих трав и пряностей там составляют различные салатные смеси. Стоят они до пяти долларов за килограмм.

4 куста томатов. Томаты лиановидные, которые нарастают весь сезон (по научному – индетерминантные). Если съедать по килограмму в день, каждый куст должен дать 30 кг и это – не предел.

4 куста огурцов. Ясное дело - самоплодных (то есть партенокарпических, если кому интересно), дающих сплошные женские цветки, завязывающиеся тут же, сразу, без всякого опыления. Такие сорта популярны с дореволюционных времён. В начале восьмидесятых лавина мощных «партенокарпиков», созданная в Тимирязевке, наводнила (точнее, наогуречила) теплицы всей страны. Но нам они не понравились: слишком длинные, видите ли, и плохо хрустят. Ну, сейчас есть и короткие, и хрустящие.

6 кустов перца, 6 кустов баклажанов. О сортах молчу – они есть в продаже. Тут другое. На одном квадратном метре органики растут четыре перца, тут же, в центре – два томата или огурца, между ними – салат и ещё морковка с луком. Осознав всё упомянутое, ловишь себя на желании попробовать вырастить эти четыре куста, гори оно всё огнем!
«Мы не отступаем. Мы наступаем назад!»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс