Лекарство с того света

Всё познаётся в сравнении. Чтобы лучше оценить прелесть жизни как таковой нужно всего лишь немного «мементо море». Вспомнить о смерти. И после этого возрадоваться, что уходишь с кладбища. Своими ногами.

Не всё бомжу «Сникерс»
«Осторожно, клещи!», - предупреждают прибитые к деревьям таблички. О комарах не предупреждает никто. Шаг в сторону от аллеи в заросли и ... Тучи мелких кровопийц – кара для тех, кто посмел потревожить покой усопших. В старом секторе оградки наставлены так плотно, что забравшись вглубь можно заплутать как в лабиринте.
«Живым тебя представить так легко, что в смерть твою поверить невозможно». Как доказательство вездесущности жизни на могильных холмиках наливаются крупные ягоды клубники, в траве торчат упитанные белые грибы. Неподалёку шуршат совершенно зачуханого вида собиратели даров природы. Впрочем, не чураются бомжики и поминальные продукты с надгробий собирать.
«Пусть вечно плывут над тобой облака, несущие вечную память».

Рядовой, номер восемьдесят шесть
«Опустела без тебя земля. И в груди так пусто и так больно. Сердце ждёт по прежнему тебя. Замирая от чужих шагов невольно».
То тут то там попадаются сожжённые и спиленные кресты, сломанные надгробные плиты (памятники). Молния? Кто-то свечку забыл погасить? Старение? Или, может, вандалы?

Старое воинское кладбище. Стройные ряды однотипных железных памятников. Номер, звание, фамилия, годы жизни. И цветы по большим праздникам. Забвение – страшная награда за спасение мира.
«Ответственным за захоронение обратиться в администрацию кладбища», - почти выцветшие призывы среди ржавых, заросших кустами, пронзёнными толстыми стволами деревьев монстров кладбищенской архитектуры встречаются довольно часто.
«Не ищи, не узнать меня тут. Я в пространстве с другой стороны».

Помним, любим, скорбим
«Ушёл из жизни ты мгновенно, а боль осталась навсегда». М-да, среди тысяч могильных холмиков можно найти немало научных докладов по истории, культурологии, архитектуре. За шестьдесят лет, что в Кропачево производят захоронения, сильно изменился вид памятников. Кирпич, железо, дерево, камень перешли в цемент и мраморную крошку. Которые в свою очередь уступили место мрамору и граниту.

Одно несомненно. Раньше к захоронениям относились более вдохновенно. Дизайн надгробий 50х-70х годов поражает разнообразием форм. А нынешний – украшательскими изысками стандартного размера плит и прилегающей территории. А трогательные стихи и даже поэмы на могильных плитах сменились тупым «Помним. Любим. Скорбим». Однако исключения случаются и из этих правил.

«Мир неизменен, но тебя в нём нет. В чём жизни смысл, того мне не понять. Мешают говорить и видеть свет потоки слёз. А их нельзя унять».
Есть в старом секторе уникальное захоронение. Большая арка надгробия исписана выбитыми на металле стихами. Десяток столбиков вокруг тоже испещрены стихотворными строками. «До свиданья, Рита, до свиданья. Тяжело сказать прощай. Ненадолго расставанье. Я приду к тебе, встречай». У этой могилы есть своя легенда. В 1969 году подонки изнасиловали 14-летнюю девушку. Она покончила с собой. Преступников не наказали. Брат Риты, вернувшись из армии нашёл насильников и убил. Понимая, какое наказание его ждёт, он тоже наложил на себя руки. Их могилы почти рядом.

Перед смертью все равны
К тем, кто там, на глубине в два метра, это изречение относится в полной мере. Но на поверхности... Кто во что горазд. Роскошные могилы (точнее мемориальные комплексы из гранита и мрамора с бюстами и скульптурами) уважаемых горожан, бывших больших начальников или бандитов ещё можно понять. Однако самый потрясающий великолепием мемориал (из тех, что мы видели) установлен на могиле шестнадцатилетнего паренька, умершего за три дня до наступления 2000 года. По нынешним меркам такие похороны обошлись бы почти в полмиллиона. Кто этот парнишка? Кто его родственники? Тайна. Кладбище хранит много таких тайн.
«Жёлтые иголки с ветки опадают. Мы всё ждём, что с ёлки нам тебя подарят».

Эпитафия
Разница между двумя цифрами на памятниках стремится к минимуму. Всё больше горожан умирает в расцвете лет. Шестнадцать, двадцать, двадцать пять лет. И таких в новом секторе кладбища много. Как и ворон. Говорят, вороны умеют считать.
«Пусть прожил ты неполных тридцать лет, но светел и ярок твой жизненный след. Умел ты дружить, и умел ты любить. Мы сможем тебя никогда не забыть».

Не раз нам доводилось замечать, как в праздники, так и в будние дни, что горожан притягивают могилы известных людей. В этом нет ничего странного. Есть же в Москве Новодевичье и Ваганьковское кладбища, куда приходят специально посмотреть могилы знаменитостей, возложить цветы. Чем Березники хуже? Надо ведь немного: схему составить, да лишнюю растительность вырубить.
А то уже сейчас некоторые посетители бомжей с медведями путают.
Авторы: Алексей Гарин, Татьяна Левина
В публикации использованы надписи с надгробных плит березниковского кладбища.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс