Судьба на три буквы

Авторы: Александр Белов, Галина Гусева

Третий год выпускники общеобразовательных школ Березников участвуют в эксперименте под названием «Единый государственный экзамен» (ЕГЭ). В этом году обязательным к сдаче будут уже два предмета – математика и русский язык, и по желанию можно будет сдать ЕГЭ по химии и английскому языку. А через пару-тройку лет уже все предметы придётся сдавать по технологии ЕГЭ. Во всяком случае, так планируется.

На днях в школах города прошли репетиции ЕГЭ. Не путать с централизованным тестированием, которое начнётся с 1 апреля и будет вполне официальным. Репетиции ЕГЭ так и называются: репетиции, ученики знакомятся с инструкциями по проведению экзамена и правилами заполнения бланков регистрации и бланков ответов, листами КИМов (контрольно-измерительных материалов, проще говоря, вопросов тестов), организаторы тренируют согласованность действий. Дело страшное, государственное. Эксперимент федерального масштаба.

Бланк регистрации участника ЕГЭ похож на шифровку из центра. «Когда они скажем, так небрежно заполняют какие-то коды, какие-то регистрационные части бланка, из-за этого возникают такие недоразумения!» – комментирует главный специалист учебного отдела Комитета по вопросам образования Елена Бешинская, - «Допустим, если неверно написан код региона, то при проверке работа может попасть в другой регион. В прошлом году и приходилось отдельные работы искать в других городах, других областях, но это было делом буквально двух дней. То есть мы все равно нашли эти восемь работ, которые в том году «улетели» по вине авторов не туда». А результаты проверки после экзамена нужны срочно: время горячее, летнее, абитуриентское. Тем более что сертификат ЕГЭ действителен только один год: не поступил в это лето, сдавай опять всё заново.

Зачем все эти ужасы? Ну, во-первых, государство решило. приказы можно обсуждать, но исполнять придётся всё равно. Если хочешь аттестат получить. Во-вторых, как говорит Елена Бешинская, «мы действительно получаем, скажем так, наиболее объективную оценку знаний учащегося. Ребята из регионов получают больше возможности попасть в столичный вуз. В прошлом году московские вузы сделали очень большой набор ребят из регионов именно по результатам ЕГЭ».

Кстати, березниковец Артём Сорожкин, набравший в прошлом году на ЕГЭ по математике 100 баллов, наибольшее возможное количество (один из пяти таких по России результатов!), послал свой сертификат в несколько желанных ему вузов. Выразил готовность принять его по результату ЕГЭ только один – Пермский госуниверситет. Московские вузы остались равнодушными (а приказать им никто не может). Он, конечно, поступил, куда хотел – в Московский физико-технический институт. Но – на общих основаниях.

Кстати, об объективности тестовой системы. Нам тут недавно хвалилась одна выпускница вечерне-сменной школы, которая в прошлом году решила улучшить свой аттестат сдачей ЕГЭ. На время эксперимента, повторим, «двойка» по результатам ЕГЭ засчитывается в аттестат как «тройка», и всякие разночтения между годовой оценкой и оценкой по результатам ЕГЭ трактуются в пользу ученика. Так вот, девушка ненароком получила «пятёрку» по одному из экзаменов и «четвёрки» по двум, хотя, как она говорит, сильно не загружалась и ставила крестики наугад. Только с математикой у неё не прошло – но всё равно в аттестат пошла «тройка». «Если бы я сдавала устные экзамены, то гарантированно получила бы «двойки» по всем этим предметам», - говорит она. Ну, может, у девушки интуиция хорошо развита, это тоже дорогого стоит. Но пусть это случай – частный и не показательный. Дело в другом. В каком направлении перестраивается вся система обучения? «Эксперимент включает в себя не только содержание тестов или какую-то новую процедуру, - говорит Елена Бешинскася, -но и всю систему подготовки. У нас педагоги работают по этой системе подготовки только второй год. Мы тоже нарабатываем практический опыт, перестраиваем уроки и содержание учебного материала для изучения».

Чтобы ученики могли успешно пройти итоговую аттестацию и получить «путёвку в жизнь», они зубрят ответы на предполагаемые вопросы тестов, скупают литературу по ЕГЭ, тренируются на компьютерах. Не превратится ли учёба - в тренинг, и кто сказал, что тест – это лучшее, что можно придумать для итоговой и целостной оценки знаний выпускника? Эксперимент продолжается.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс