Стандартное обрЕзование

Автор: Галина Гусева

Проект закона о Государственном стандарте общего образования третий год варится в недрах Госдумы и Министерства образования, над ним трудятся лучшие умы Российской академии наук и Российской академии образования. 600-страничный двухтомник ещё в позапрошлом году должен был стать уставом российских школяров.

Однако в сентябре 2003 года, после обсуждения проекта во втором чтении и бурной дискуссии в печати (математики оценили изгнание логарифмов и экспонент из школьного курса как угрозу национальной безопасности, писатели сочинили письмо президенту с требованием вернуть Ахматову и Пастернака в программу, и так далее), дело затормозилось. И даже министр образования Владимир Филиппов публично заявил о трёхлетнем моратории на введение госстандарта в образовании.

Тем не менее, проект ГОСа (государственного образовательного стандарта) недавно был опубликован для обсуждения, а центральные СМИ сообщили, что с нового учебного года в российских школах будут применяться новые стандарты школьного образования. Хотя закон ещё не утверждён.

В стандарт входят обязательный минимум содержания учебных программ и требования к уровню подготовки выпускников по всем общеобразовательным дисциплинам. Например, после окончания курса музыки выпускник должен знать слова и мелодию гимна России, а по физкультуре должен «уметь передвигаться различными способами в различных условиях». Смешно, конечно, но следует учесть, что оценки по эти предметам вообще планируется отменить, а ставить только зачёты.

Что хорошо - определён максимальный объём обязательной учебной нагрузки и нормативы учебного времени, в результате наши школьники не будут такими перегруженными. Но это подразумевает поголовный переход к 12-летнему обучению. Новые стандарты предполагают раннее, со второго класса, обучение иностранным языкам и информатике. Только где ж столько учителей английского и информатики найдут, в наших школах это самые дефицитные специальности?

В старшей школе предполагается введение профильного обучения, поэтому для предметов введены базисный (основной) и профильный уровни подготовки учащихся. А, чтобы сделать отбор учеников в профильные классы более эффективным, планируется ввести специальную 30-балльную систему.

Правда, заместитель начальника городского Комитета по вопросам образования Галина Суханова заверила, что, хотя они и внимательно изучают новые стандарты, в Березниках каких-то резких нововведений с нового учебного года не будет. Эксперимент по введению профильного обучения будет со следующего учебного года «обкатываться" в 14-ти российских регионах. Пермская область в это число не входит.

Зато эксперимент по введению Единого государственного экзамена в Березниках и области будет продолжаться. Выпускники этого года будут сдавать ЕГЭ по русскому языку и математике.

Кроме того, с нового учебного года образовательные учреждения перейдут на федеральное финансирование. Это тоже часть введения ГОСа: единый стандарт образования подразумевает и единый российский норматив суммы расходов на каждого ученика. Хорошо это или плохо, удастся ли уйти от финансирования «по остаточному принципу» к нормальному обеспечению образовательного процесса, покажет время. Хотя последние годы в этом смысле не обнадёживали: то, что называлось «оптимизацией», оборачивалось сокращением и закрытием школ.

Стандартизация – дело само по себе неплохое, если с умом подойти. ГОС мог бы обеспечить реальный государственный контроль качества образования, действительную эквивалентность государственных документов о полученном среднем (полном) общем образовании.

Трудное, правда, дело. Изначально трудное. На этом деле потерял голову ещё много лет назад самый первый борец за всеобщую стандартизацию. Прокруст его звали.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс