Соло из-под земли

Автор: Андрей Лучников

Последние события в ОАО «Уралкалий» вносят определённую ясность в ситуацию вокруг крупнейшего березниковского предприятия и позволяют оценить дальнейшие перспективы его, а, соответственно, и нашего города.

Напомним уважаемому читателю, что, во-первых, «Уралкалий» получил лицензию на разработку недр Усть-Яйвинского участка Верхнекамского месторождения калийных солей. Во-вторых, решением Совета директоров генеральный директор предприятия Максим Широков назначен президентом компании, а непосредственно «генералом» стал Максим Бакшинский, ранее занимавший должность исполнительного директора. По обоим фактам пресс-служба «Уралкалия» распространила соответствующие пресс-релизы.

Справка «Городской газеты»
ОАО "Уралкалий" – крупнейший в стране производитель минеральных удобрений. Выпускает около 13% мирового объема калийных удобрений. На предприятии работают около 15 тысяч человек. 85% продукции ОАО "Уралкалий" экспортирует. В общем экспорте хлористого калия российскими предприятиями доля поставок компании составляет 54% Основные рынки сбыта – Бразилия, Индия, Китай, Малайзия.

Конец канонады
В последние год-полтора как-то утих информационный ажиотаж вокруг «Уралкалия» и его конкурентов. Это, разумеется, не значит, что «калийные войны» прекратились. Борьба за мировые рынки сбыта не может прекратиться никогда, потому что никогда прекратиться не может. Однако информационная канонада стихла.
Дело, скорее всего, в изменении политической ситуации в стране – проводимый нынешней кремлёвской администрацией курс на «равноудалённость олигархов» обессмыслил любые попытки привлечь к конкурентным разборкам государственную мощь. Именно это являлось главной целью всех информационных атак и контратак.

Согласитесь, нелепо полагать, что, скажем, «разоблачения» планов Дмитрия Рыболовлева по продаже «Уралкалия» канадским супостатам были адресованы простым березниковцам, чтобы те дружно вышли пикетировать управления или вдруг забастовали. Массовые протесты так не организуются. А вот создать видимость общественного мнения, чтобы привлечь внимание государственных органов, чтобы те, в свою очередь, приняли карательные меры или хотя бы пригрозили таковыми, - можно. Недаром аресту Рыболовлева в 1996-м году по ложному обвинению сопутствовала соответствующая информационная кампания, что вынудило «группу Рыболовлева» обороняться, а потом переходить в контрнаступление (особенно, когда готовился выход из МКК).

Но сейчас не имеет смысла тратить деньги на то, что ожидаемого результата – вмешательства Российского государства на той или иной стороне – всё равно не принесёт. А за рубежом, где происходят основные – экономические – сражения, мало кого волнуют патриотические терзания «этих русских».

Две твердыни
Косвенным подтверждением сказанному может служить практическое неучастие и березниковского, и соликамского калийных предприятий (как, впрочем, и заинтересованного в Верхнекамье «Лукойла») в последних выборах в Госдуму. На фоне бешеной активности во все предыдущие годы недавняя кампания выглядела не то, чтобы ленивой, а просто сонной. Основной упор конкурирующие фирмы теперь делают на чисто экономические действия.

Одним из них несомненно является расширение «Уралкалием» шахтных полей за счёт нового участка. К слову, открытия новых рудников давно уже не происходило во всём мире, поэтому даже сами калийщики затрудняются оценить возможные масштабы требуемых инвестиций в проект «Усть-Яйва».

Максим Бакшинский:"Трудно переоценить получение права на разработку Усть-Яйвинского участка. Без рудной базы, которая имеется в стратегическом плане освоения, нельзя планировать развитие такого гиганта калийной промышленности, каким является "Уралкалий". Это позволит компании осуществлять техническую политику, политику обновления горно-шахтного оборудования. Вместе с тем, мы взяли на себя весьма серьёзные обязательства. В первую очередь, по созданию новых рабочих мест. Начало эксплуатации означает и дополнительные налоговые поступления. При выдаче лицензии у государства был единственный выбор: отдать её наиболее адекватному и доказавшему свои возможности предприятию, каким является "Уралкалий" в калийном бизнесе". (Из пресс-релиза ОАО «Уралкалий»).

Кстати, по сообщениям пермской прессы, соликамичи тоже намерены расширять зону добычи калия на своих рудоуправлениях.

Всё это может означать, во-первых, что обе стороны действительно оставили (по крайней мере, на сейчас) попытки вторгнуться в цитадель конкурента. Во-вторых, взаимное увеличение добычи калийных удобрений неминуемо приведёт к ещё большему обострению отношений на мировом рынке. Но без информационных войн внутри России.

Но наш бронепоезд...
Справедливости ради имеет смысл заметить, что Рыболовлев (читай: «Уралкалий») за истекшие годы достаточно серьёзно укрепил свои позиции не только в экономическом, но и всё в том же политическом аспекте. Что, несомненно, является одним из факторов, удерживающих его оппонентов от возобновления открытых боевых действий.

Например, губернатор Юрий Трутнев – равноудалён, конечно, но и благодарен березниковцам за поддержку на трудных выборах 2000 года. Член Совета Федерации от Пермской области, председатель бюджетного комитета СФ Виктор Добросоцкий – из «команды Рыболовлева». Мэр Березников Игорь Папков пришёл в муниципалитет из «Уралкалия». И так далее.

Обширная меценатская деятельность «Уралкалия» в самих Березниках, как, впрочем, и в Пермской области вообще, служит тем же целям – укреплению сугубо политических позиций. Словом, мы мирные люди, но наш бронепоезд... Был такой, знаете, крейсер во флоте старой России. "Не тронь меня» назывался.

Самое интересное в том, что даже те, кто высказывает (правда, не очень громко) недовольство ростом влияния «Уралкалия» в Березниках, воспользоваться щедростью калийщиков случая не упускают.

«Уралкалий» играет соло
Итак, в «Уралкалии» вновь сменился «генерал» и вновь появился президент. Напомним, что эта должность в компании уже существовала (тогда её занимал Андрей Коногоров, а генеральным был Александр Поликша), и была упразднена после отставки Поликши. Тогда перемены объяснялись необходимостью упрощения системы управления, ликвидации параллельных функций и т.д.

Впрочем, это были понятные отголоски «калийных войн» - Рыболовлев не слишком доверял старым менеджерам «Уралкалия», многие из которых имели давние личные связи и с соликамскими конкурентами, и с менеджментом Международной Калийной Компании, и с пресловутым Гарри Лучанским. Однако теперь, как уже сказано, позиции Рыболовлева и Ко в «Уралкалии» и Березниках крепки как никогда. В чём дело?

Дмитрий Рыболовлев:«Наша цель – выйти на лидирующие позиции в мире по производству и продаже продукции. Для достижения этой цели в течение ближайших лет будут построены новые производственные мощности. Все это требует значительных инвестиций. Их привлечением на мировых финансовых рынках, а также представлением интересов «Уралкалия» на внешнем контуре будет заниматься Максим Широков. Он хорошо знает эту работу. Логично и назначение генеральным директором Максима Бакшинского. Он будет заниматься оперативным управлением «Уралкалием». Последние пять месяцев он работал исполнительным директором – возглавлял блок всех производственных подразделений: от закупки сырья и материалов до определения путей и способов транспортировки продукции потребителю. Фактически, в «Уралкалии» это была должность № 2. И Широков, и Бакшинский – топ-менеджеры из одной команды. Думаю, новая организационная структура позволит им обоим достичь еще больших результатов». (Из пресс-релиза ОАО «Уралкалий»).

Теперь достаточно вспомнить прошлогоднюю эскападу с якобы преобразованием «Уралкалия» из ОАО в ООО, вызвавшую лёгкую панику на фондовом рынке и скачки курса калийных акций. Как предположила тогда «Городская газета», собственники «Уралкалия» просто поставили эксперимент – посмотреть, как реагирует рынок на те или иные действия. Как в своё время был поставлен эксперимент с продажей калийных удобрений не через МКК, а через «Фёдкоминвест».

Вскоре после истории с «Фёдкоминвестом» «Уралкалий» развёлся с МКК и связался с канадцами, после истории с ООО березниковцы развелись с канадцами и пустились в самостоятельное плавание. Чтобы сыграть на мировом фондовом рынке сольную партию. Наравне с акулами Уолл-стрита.

Это подтверждается, кстати, давними усилиями «Уралкалия» по созданию и укреплению международного реноме. Например, самое яркое – приглашение в Березники баронессы Строгановой. Или менее заметное, но не менее важное – стремление к информационной открытости, публикация годовых отчётов, т.е. политика, которая как раз ценится среди акул империализма. И среди иностранных инвесторов (приобретение акций предприятия, кстати, суть инвестиции). Понятно, что в такой игре делиться с какими бы то ни было партнёрами не хочется, выгоднее играть соло.

Центр калийной Вселенной
Впрочем, было бы наивно полагать, что выход в калийные лидеры будет обеспечен только свободным обращением акций «Уралкалия» на каких-нибудь международных биржах. Следующим шагом может стать учреждение обретшим необходимый опыт «Уралкалием» собственной сбытовой компании. Например, «Рускалий» или «Росскалий» или каким-либо более красивым названием. Затем последует выгодное предложение «Беларуськалию» и «Сильвиниту». И отечественные производители калия вновь объединятся, но на сей раз под березниковским, а не вентспилсским патронажем. Какова комбинация? И самое главное – вполне вероятная.

Березники того достойны. Всё-таки Центр Вселенной – это у нас.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс