Нефтяной калий или калийная нефть?

Нефтяной калий или калийная нефть?В Минюсте России зарегистрированы новые правила по совместной разработке калийных и нефтяных месторождений на Верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей: «Правила промышленной безопасности при освоении месторождений нефти на площадях залегания калийных солей».
Эти правила практически поставили точку в многолетнем споре между березниковскими калийщиками и прикамскими нефтяниками. Напомним, что под пластами Верхнекамского калийного месторождения имеются залежи нефти. Нефтяники хотят эту нефть добывать. Калийщики опасаются, что разработка нефтяных пластов повредит калийным залежам.

По словам калийщиков, до 1999 года разногласия с нефтяниками были особенно острыми. Не помогали инструкции по совместному недропользованию. Дело в том, что они не были зарегистрированы в Минюсте и потому не имели под собой юридической силы. В результате нефтяники могли, например, получить лицензию на строительство пяти скважин на детально разведанном Палашерском месторождении калийных солей.

Новые правила, как и прежде запрещают добывать нефть на площадях залегания калийных солей категории А, В, и С1 (промышленные запасы руды), а также в пределах их охранной зоны – не менее 500 метров. Что касается территории залегания солей категории С2 (неразведанных или малорентабельных запасов калийных руд), то новые «Правила» обязывают собственника (будь то калийщик или нефтяник), получившего лицензию на использование недр, за свой счет провести доразведку территории.

Если в ходе такой разведки обнаружится, что запасы калийных руд относятся к разряду промышленных, то они переводятся в категорию А, В и С1 и разработка нефти на этом участке запрещена. Если данные геологов показывают отсутствие калийных залежей или их низкое качество, то рассматривается вопрос о списании таких запасов, а нефтяники получают право на разработку нефти.

В такой ситуации возникает вопрос, кто за кем наблюдает? На этот счет «Правила» определяют государственных контролеров в лице Госгортехнадзора Министерства по природным ресурсам России.

Еще одним существенным отличием от прежних правил является исключение из них пункта, согласно которому нефтяники должны были согласовывать все свои действия, в том числе строительство, проектную документацию, с калийщиками. Кроме того «Правила» точно регламентируют требования по промышленной безопасности при проектировании нефтяных скважин, проведении буровых работ и определяют меры по ведению мониторинга состояния недр.

Юрий КОРМЩИКОВ, начальник управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России:
- Вся надежда – на скорейшее принятие комплексной программы по освоению так называемой Соликамской впадины, которая разрабатывается при активном участии научных работников, администрации Пермской области и всех заинтересованных сторон. Эта программа должна поставить окончательную точку в споре различных недропользователей.

Александр САВИЧ, начальник управления геологии ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь»:
- Этот документ, инициированный в своё время не без нашего участия и готовившийся с привлечением ученых пермского Горного института УрО РАН, безусловно, очень полезен. Он закрепляет «правила игры» и формирует солидную нормативную базу для решения непростых проблем совместной разработки нефтяных и калийных месторождений. Этот документ – большой шаг вперед в деле государственного регулирования системы недропользования.

Сергей ДЬЯКОВ, технический директор ОАО «Уралкалий»:
- На данном этапе «Правила» всё расставляют на места. То есть, в силу вступает закон. Государство расставляет приоритеты: что важнее – взять как можно больше или сохранить имеющиеся богатства и нормально работать дальше. Сверхзадача новых «Правил» - сохранить уникальное Верхнекамское месторождение для дальнейших поколений. А разговоры о том, что важнее – нефть или калий – я считаю не правильными, потому что соотношение запасов абсолютно несопоставимо. Все равно, что сравнивать миллиарды им миллионы.
Безусловно, нефтяники много поработали над тем, чтобы сделать нефтяную скважину более герметичной. Но, когда мы анализировали факты, то находили десятки негерметичных скважин. Всего же на месторождении пробурено 700 – 800 скважин. К тому же неизвестно, кто будет следить за состоянием этих металлических стержней, после того, как нефтяники уйдут, сделав свое дело. И наконец третье, невозможно говорить о безвредности нефтяных технологий для калийных руд. У меня нет информации о том, что же происходит на месторождении нефти после эксплуатации его в течение двадцати лет. Как ведут себя калийные пласты, происходит ли оседание почвы и разрушения калийных пластов.
Калийные же рудники рассчитаны на 50-100 летний срок эксплуатации».

Итак, «Правила» приняты. Точка поставлена. По крайней мере, на время.
Городская газета, г. Березники
«Новый Компаньон», г. Пермь

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс