Циклический свет ученья

Уникальный эксперимент», как сообщили информационные агентства, проводится водной из пермских школ. Там – для равномерного распределения нагрузки на школьников – обучение производится не по традиционным четвертям, а по циклам. Результаты, сообщают информагентства, потрясающие. Между тем, скоро исполнится 10 лет как подобный эксперимент начался в Березниках.

Экспериментировать начинали три школы. Сейчас десятилетний «эксперимент» продолжается в двух.
Ее смысл заключается в том, что вместо учебных четвертей, одна из которых длится почти 3 месяца, год делится на 6 циклов, продолжительностью в 6 недель. Между ними недельные каникулы, целых пять. При этом учебный план сохраняется: в первом полугодии должно быть 16 учебных недель, во втором 18. Считается, что с помощью такого щадящего режима дети будут меньше утомляться. К тому же все развлекательные мероприятия переносятся на каникулы, которые так и называются «творческими».

О загруженности школьников и необходимости что-то менять в режиме работы учреждений образования существуют самые разные мнения. Одним родителям кажется, что, чем больше будет нагрузка, тем меньше у них шансов оказаться в подъезде, в уличной компании. Пусть уходит из дома в 7.15 и возвращается в 21.00. Другие считают, что ни о каких знаниях не приходится говорить, когда ребенок переутомлен, дремлет на уроках, не успевая набраться сил за свой единственный выходной в воскресенье.

А есть еще мнение врачей по поводу влияния школы на состояние здоровья детей. Несистематическое питание, не всегда правильно составленное расписание уроков если не приводят к возникновению новых болезней, то обостряют старые, обусловленные наследственностью. Среди березниковцев до 15 лет только 16,85 можно назвать относительно здоровыми. На диспансерном учете стоит 24 тысячи детей. Из них с заболеваниями желудочно-кишечного тракта 654 человека, с ухудшением зрения 1784 человека, с бронхиальной астмой 427 человек, с анемией 1112 человека. Нарушением осанки страдают 30% юных березниковцев.

Наиболее критическими периодами в жизни школьников считается начало обучения, когда ребенок адаптируется в совершенно новых для него условиях, и переходный возраст, когда учебные нагрузки значительно возрастают, начинается подготовка к экзаменам. Здоровьесберегающая технология могла бы частично облегчить обучение.
Пока что по ней работают только начальные школы №13 и №18. В 18-ой школе получают знания немало детей с ограниченными возможностями, которым щадящий режим просто необходим. После 3-х уроков обязательная 40-минутная динамическая пауза. При хорошей погоде ребята проводят ее на улице. Затем еще один урок, и учебный день закончен. Все внеклассные мероприятия переносятся на время каникул.

После окончания 4-го класса ребята продолжают учебу в других общеобразовательных школах. По словам Алексея Кротова, директора школы №17, куда приходят большинство выпускников 13-ой школы, частые каникулы никак не сказываются на уровне их знаний, ребята усваивают весь необходимый материал. Расположенность школы на окраине города лишает ребят возможности ходить на экскурсии, посещать учреждения культуры в послеурочное время. Поэтому «творческие» каникулы здесь как нельзя кстати.

В этом учебном году школа №15 отказалась работать в щадящем режиме. Их эксперимент продлился всего два года. По мнению педагогов, после возвращения с частых каникул, ученикам требовалось много времени, чтобы настроиться на учебу. Решающим же стало негативное отношение родителей к новому режиму. В тех семьях, где воспитывается не по одному ребенку, возникли проблемы из-за несовпадения времени каникул, когда один учится, второй отдыхает. Сюда же прибавилось недовольство сотрудников детского дома, часть воспитанников которого обучалась по новому режиму. Разница в каникулах вносила разброс в работу воспитателей.

Помимо трех школ больше экспериментаторов не нашлось. Галина Суханова, И.o. заведующего ГУОМ, говорит, что заявок от других школ не поступало. Она считает, что здоровьесберегающая технология применима только к работе начальной школы. Ребята среднего и старшего возраста не успеют пройти школьную программу. Хотя сами старшеклассники считают, что эти самые дополнительные каникулы пришлись бы им очень кстати. При огромной нагрузке, особенно в специализированных классах, появляются задолженности по не написанным вовремя сочинениям и не сданным зачетам, поэтому в каникулы они смогли бы избавиться от всех хвостов.

Кстати, когда березниковские педагоги были в Москве, посещали школы, работающие по циклам, они видели, что данная технология вполне применима и к старшеклассникам. Но здесь уже вопрос самостоятельности учреждений образования, о которой так мечтают их руководители.
Ольга ПОЛОВНИКОВА

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс