А город спросит по полной программе

А город спросит по полной программе Согласно утвержденному Городской думой бюджету-2002, доход городской казны должен за 2002 год составить почти 911 миллионов 819 тысяч рублей. Самую большую сумму поступлений – более 247 миллионов – должен составить подоходный налог. Это наши и ваши деньги, уважаемые читатели. Которые мы с вами отдаём родной власти в зависимости от нашей с вами зарплаты для того, чтобы родная власть обеспечивала больницы и школы, ремонтировала дороги и дома и т.п. Поэтому это наше с вами личное дело знать, что такое – бюджет города Березники на 2002 год.

Впрочем, есть еще один аспект. Потому что, например, кадровые перемены еще ни о чём не говорят. Новая метла лишь метёт по-новому и необязательно это – смена эпохи. Потому что смена эпохи – это прежде всего смена правил игры. А самые главные, конкретные правила игры в Березниках определяет не что иное, как бюджет на очередной год.
Так сменилась ли эпоха в Березниках?

Кто заказывает музыку?
На втором месте после подоходного налога, т.н. «платежи за природные ресурсы», чуть более 137 миллионов рублей. В основном, плательщиками здесь будут, понятное дело, «Уралкалий» и «Лукойл-Бурение-Пермь». Собственно говоря, эти предприятия – вторыми после простых березниковцев – имеют моральное право спрашивать с родного местного самоуправления.

Почётное третье место занимают высшие, областные и федеральные, власти. Почти 112 с половиной миллионов Березникам должны перечислить из областной (в основном) казны для того, чтобы соблюдались льготы, установленные федеральным и областным законодательством.

Для сравнения. Согласно бюджетным документам 2001 года, основной доход березниковской казны должен был составить налог на прибыль предприятий. Второе место занимала областная казна, третье – плательщики за природные ресурсы (опять же – предприятия). В 2000 году и еще ранее главными плательщиками выступали опять же предприятия. Само собой, разумеется, прежде всего – Большая Пятёрка.

В этом году очередность плательщиков и «спрашивателей» – иная.
Кто платит (платил), тот и заказывает (заказывал) музыку.
Так сменилась ли эпоха в Березниках?

Лукавые цифры
На самом деле игры с бюджетной цифирью доставляют большое наслаждение. Скорее – наслаждение эстетическое, поскольку понимания ситуации не прибавляют.

Например, в 2002 году запланировано получить доходы почти на 912 миллионов рублей. А в 2000 году, например, был запланирован доход чуть более 670 миллионов. Сравнение в пользу текущего года, да? Но.

Но согласно уточнённому плану 2000 года – т.е. после того, как многочисленные ходоки слёзно умолили Городскую думу выделить дополнительные средства на культуру, искусство, образование, детский спорт, встречу Нового года и пр. – доход-2000 должен был составить более 912,5 миллионов рублей. С учётом инфляции (примерно по 17 процентов в год) сравнение – в пользу позапрошлого года. Гораздо. Но.

Но реальное исполнение бюджета-2000 составило менее 832 миллионов рублей. Сравнение в пользу...

Словом, играть с бюджетной цифирью в собственное удовольствие можно очень долго. Просто следует иметь в виду, что цифры – лукавые. Элементарный пример: Вы (или городская администрация) сказали жене (или Городской думе), что получите в этом месяце 1000 рублей. Жена эти деньги заранее распределила. Но Вы получили 1500 рублей. 1000 рублей Ваша жена распределила в соответствии с планами, а 500 рублей распределяете Вы сами. Принцип заначки, словом.

Согласно бюджетным документам 2002 года расходы должны составить 911 миллионов 819 тысяч рублей (по сумме доходов – см.выше).

Какую музыку заказали?
Едва ли уважаемому читателю многое скажет цифирь насчёт того, что в текущем году на образование запланировано истратить 150 миллионов 603 тысячи рублей (план 2001 г. – 233 миллиона 296 тысячи, факт 2000 г. – 249 миллионов 259 тысяч), а на здравоохранение – 159 миллионов 674 тысячи ( план 2001 г. – 150 миллионов 855 тысяч, факт 2000 г. – 123 миллиона 928 тысяч). И т.д. Цифры лукавы.

Во-первых, пожалуй, впервые в Березниках, запланирован реальный бюджет – в соответствии с областным законом о «минимальных нормативах» и без дефицита. Словом, не от принципа «хоц-ца», а от принципа «сколько есть, столько и делим». А простые березниковцы могут спросить по полной программе. За то, как поделили «что есть».

Во-вторых, впервые (это точно – впервые) в финансировании всех (всех!) бюджетных учреждений отдельной строкой (т.е. – только на это и ни на что иное!) запланированы расходы на коммунальные услуги, тепло, свет и т.д. Соответственно, бюджетные учреждения будут сами платить за коммунальные услуги, а не вешать эти долги на весь город «когда-нибудь потом». Проблема с прошлыми долгами перед энергетикой уже стала притчей во языцех. А «когда-нибудь» уже наступило (потрогайте батарею центрального отопления). Соответственно, впервые коммуналка может вздохнуть свободно и начать работать, как следует. Без ссылок на «недостаточное финансирование». А простые березниковцы могут спросить по полной программе. За качество коммунальных услуг.

В-третьих, впервые, пожалуй, запланировано в бюджете погашение долгов прежних лет (энергетикам прежде всего). А простые березниковцы могут спросить по полной программе. За то, что что мы мёрзнем «за прошлые долги».

В-четвёртых... Например, если еще в 2000 году мэр имел право предоставить бюджетную гарантию для кредита «стороннему предприятию» (типа, ты возьми кредит, а город отдаст) на сумму 5 процентов от суммы бюджетных расходов (почти 50 миллионов рублей), то в бюджете-2002 – не более 0,01 процента (чуть более 90 тысяч). Это только один пример. Т.е. поле для того, чтобы исполнительная власть распоряжалась бюджетными деньгами по собственному «хоц-ца», оставлено очень небольшое.

Итог
Год для новой власти будет сложным. Она будет платить долги прошлых лет. Город будет пытаться «жить по деньгам». Без иллюзий. Впрочем, иллюзия хлеба это – не хлеб.
Эпоха сменилась...
Андрей ЛУЧНИКОВ

ЭКСПЕРТИЗА:

– Существуют ли принципиальные отличия бюджета на 2002 год от бюджетов прошлых лет?

Игорь Папков, глава местного самоуправления г.Березники: Самое главное принципиальное отличие, как я уже говорил, состоит в том, что бюджет на 2002 год сверстан и распределен в полном соответствии с областным законом о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. Впервые мы будем жить именно по этому закону. Я понимаю, что слово «минимальный» никого – нигде – никак, но, как говорится, есть такие правила, и мы по этим правилам должны прожить год.

Владимир Коновалов, депутат Городской думы, директора БКПРУ-1: Никаких различий нет. Их и не могло быть, так как подготовкой бюджета занималась прежняя команда. Возможно, в следующем году что-то изменится.

– Однако, насколько известно, обеспеченность расходной части бюджета составляет лишь 74 процента от этих «минимальных нормативов»...

Игорь Папков: Это вопрос к федеральному центру, который утверждает и урезает бюджет субъекта Федерации. На федеральном уровне еще нет закона о минимальных нормативах и, что бы мы ни говорили, правила игры для разных регионов – разные. Иной раз читаешь прессу, а там город Сургут жалуется, что на поддержку малого предпринимательства ему оставили в бюджете только 22 миллиона рублей, а было 36 миллионов. «Обидели»!

– В предыдущие годы тоже были попытки составить бездефицитный бюджет. Но через некоторое время на Думу шли ходоки со слёзными просьбами увеличить финансирование, финансирование увеличивали за счёт бюджетного дефицита. В этом году может получиться также?

Игорь Папков: Может. Но не в том плане, что кто-то придёт и упросит. В этом смысле городская администрация занимает твёрдую позицию. Другое дело, что бюджетный процесс так построен, что мы должны бюджет нового года принять до того, как рассмотрены итоги выполнения бюджета предыдущего года. Поэтому я уверен, что, рассмотрев итоги бюджета 2001 года, мы увидим, что у нас в бюджет 2002 года заведены еще не все долги прошлых лет. У нас, например, есть известная кредиторка – это те графики погашения прошлых долгов энергетикам, которые мы уже завели в бюджет. Но, например, задолжали мы другим партнерам за декабрь или не задолжали? Получается, мы должны будем ввести в бюджет 2002 года и эту кредиторку, а за счет чего? Мы уже расписали и доходы, и расходы. А долги-то ведь остались. Остаётся один источник – дефицит бюджета. Дефицит – это официальное признание долга, и мы его признаем. Мы можем так сказать, хотя наших кредиторов позиция должника, может быть, не удовлетворит, но, с другой стороны, мы от долгов не бегаем. Это – единственная причина, по которой может возникнуть бюджетный дефицит.

Владимир Коновалов: Вполне возможно. Трудно сказать однозначно, пока не будет сформирована новая команда. Как она будет работать, насколько рационально подойдет к бюджету. Если грамотно, то можно будет найти возможности с точки зрения пополнения бюджета и с точки зрения рационального его расходования. Можно найти резервы.

– Установленные границы по бюджетным гарантиям и выделению бюджетных ссуд – не ограничат ли свободу манёвра мэра и городской администрации как распорядителя бюджетных кредитов? Или оперативности работы?

Игорь Папков: Эти гарантии будут выданы для выплаты заработной платы, на покрытие кассовых разрывов. По большому счёту, на другие цели нам незачем брать кредиты. Уже всё взяли.

В. Коновалов: Не думаю, что это отразится на оперативности. Дума и администрация везде могут найти консенсус. Ведь можно быстро собрать Думу и решить вопрос. Дума тормозом не будет. Это увеличит ответственность мэра и Думы, укрепит единство. Ведь мы все хотим, чтобы было лучше.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс