В Нижнем открыли ящик Пандоры

В Нижнем открыли ящик ПандорыПотрясение, которое на днях испытала наша страна, по значимости и силе сравнимо, пожалуй, с известием об отречении царя или добровольной отставке президента. В России фактически узаконена альтернативная служба.

Центром революции стал «наш» Нижний Новгород, столица «нашего» Приволжского федерального округа (немножко можно погордиться). На прошлой неделе один из районных судов бывшего города Горький вынес решение в пользу тамошней городской администрации, которая разрешила в качестве эксперимента пройти альтернативную военную службу двадцати одному призывнику. Все наблюдатели сходятся в том, что таким образом российские судьи не просто признали право на альтернативную службу, а фактически узаконили её введение «явочным порядком», не дожидаясь принятия закона.

Напомним, что проект закона об альтернативной службе уже несколько лет находится на согласовании в Государственной думе. И каждый год каждый депутат обещает своим избирателям, что вот-вот закон будет принят (очередное публичное обещание сделал Комитет по обороне – закон будет принят в начале 2002 года). А пока закона нет, военкоматы находятся в полном своём праве.

Владимир Зуев, военный комиссар г. Березники:Это не совсем правильно – делить людей на какие-то категории, на белых, на черных. Есть мужчина – всё. Не хочешь нести службу с оружием – иди, пожалуйста, в военно-строительный отряд, в железнодорожные войска. Любой мужчина должен пройти военную службу. Альтернативная – это, наверно... Не будем говорить, что игра в демократию... Но для того, чтобы вводить еще один институт службы, в первую очередь нужно подготовить в государстве нравственную, моральную базу. И механизм должен быть четко отработан.

В качестве альтернативы службе Родине в кирзовых сапогах с автоматом в руках призывники должны будут по контракту отработать в течение трёх лет санитарами в одной из нижегородских больниц. В качестве участников эксперимента, сообщают информационные агентства, отбирались только «идейные» уклонисты, в основном – представители христианской секты адвентистов. Но даже несмотря на это, претендентов на место в экспериментальную группу оказалось намного больше. Словом, было, из кого выбирать.

Вскоре после того, как призывники начали работать в больнице, Нижегородская областная прокуратура подала в суд иск, требуя отменить эксперимент.

Как пояснили журналистам, представители прокуратуры, альтернативная служба должна проходиться на основании специального закона, а закона пока нет. Кроме того, по мнению прокуратуры, если закон будет принят, то службу участникам эксперимента просто бы не засчитали и пришлось бы служить по-новой. Однако нижегородский суд при рассмотрении дела исходил из другой логики: разрешено всё, что не запрещено. Т.е. нет закона, запрещающего такую форму альтернативной службы и введение её на местах. Зато есть статья в Конституции, а Конституция есть закон прямого действия.

Следует заметить, что начало эксперимента оказалось не просто революционным, а еще и довольно прибыльным делом. Фонд Форда выделил на проведение эксперимента специальный грант – 42,5 тысячи долларов. На эти деньги предполагается профинансировать приобретение сезонной одежды и организацию трёхразового питания альтернативщиков, приобретение оргтехники и создание общественной приёмной по вопросам альтернативной службы. По сообщению Нижегородской службы новостей, в случае успешной реализации проекта, эксперимент может быть продлен и Фонд Форда обеспечит дальнейшее его финансирование. Словом, условия для «эксперименталов» оказываются чуть ли не тепличными. Для сравнения: содержание 30 солдат-срочников в течение года, включая обмундирование, питание и пр., едва переваливает за три тысячи долларов. Так что легко представить, как, например, питаются солдаты и как будут кормиться «эксперименталы». Это к вопросу о том, как выгодно стать первым.

Владимир Зуев:Этот вопрос мне не захотелось бы муссировать. И в Перми есть наработка опыта по альтернативной службе. Но этот эксперимент не засчитывается в качестве службы нигде – хоть в Новгороде, хоть в Перми. Потому что закона об альтернативной службе нет. Мы ждем его уже 6 лет. И мнение мое... я же не законодатель. Примут закон – будем исполнять.

Пока, разумеется, о начале подобных экспериментов в других городах и весях России речи не идёт. А нижегородская облпрокуратура намерена опротестовать решение районного суда в суде высшей инстанции.

Собственно говоря, речь идёт о банальнейшей исторической коллизии. Есть конкретная историческая потребность – в «альтернативке». Высшая власть, несмотря на все призывы и уговоры, эту потребность за десять лет не удовлетворила. Поэтому потребность в конце концов стала реализовываться снизу, своего рода «самодеятельным творчеством масс». Так всегда и бывает. Правда, прокуратура пытается этот процесс остановить.

Но ящик Пандоры открывается только в одну сторону.
Андрей ЛУЧНИКОВ

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс