Эта платная бесплатная школа...

Эта платная бесплатная школа...

В начале этого учебного года министр экономического развития и торговли Герман Греф прямым текстом заявил, что магистральной линией развития нашего образования должно стать повсеместное внедрение платных образовательных услуг и экономическая самостоятельность образовательных учреждений. Магистраль, начертанная министром, вполне согласуется с российской Конституцией. Основной закон нашего государства гарантирует бесплатность лишь основного общего, то есть девятилетнего образования. Надо понимать, все, что сверх того вполне может быть платным. И без всякого нарушения закона.
Много ли школе надо?

Содержание одного ученика в березниковских школах неодинаково и зависит от качества предлагаемых знаний. Зависимость здесь прямая. Чем разнообразнее программа, чем она отличнее от стандартной (то есть – минимальной), тем дороже для бюджета обходится ученик. Для сравнения: норматив годового содержания учащегося обычной средней школы – 3798 рублей, в школах с углубленным изучением каких-либо предметов норматив выше на 16% или на 607 рублей.

По документам управления образования на начало текущего года в Березниках значилось 22.011 школьников. На их обучение муниципалитет намерен потратить почти 87 миллионов рублей. Причем, в этих миллионах большая часть – заработная плата учителей, налоги и коммунальные платежи за пользование школьными зданиями. Так называемые «материальные» статьи, то есть капитальный ремонт или же покупка новых столов и стульев, не говоря уже о наглядных пособиях, видеомагнитофонах и прочих «изысках», почти повсеместно не финансируются. Тем не менее, сметы расходов на ремонт школ директора ежегодно составляют, их даже визирует начальник финансового управления администрации, после чего суммы заносят в бюджет развития города и там благополучно хоронят. Есть такая сакраментальная фраза: «Нет денег!»

Фактически вот уже несколько лет большинство березниковских школ живет на том внутреннем запасе, который удалось накопить в более благоприятные годы. Например, успели в конце девяностых возвести пристрой к школе №2 - честь и хвала ее директору, смог Александр Сергеевич Абрамов выцарапать деньги на евроремонт своей «президентской» школы – спасибо его настойчивости. А вот, например, школе №6 не повезло и первой вспомогательной школе не повезло тоже: наверное, еще не один год будут зиять оконные проемы недостроенных зданий. А если учесть городскую демографическую ситуацию, то, глядишь, со временем и школы эти не понадобятся ...
Прежде чем родиться, выбери себе родителей

Заработать деньги самостоятельно школа может двумя способами. Оказывая дополнительные образовательные услуги и создавая, так называемые, попечительские советы.

В Березниках шесть учебных заведений - пять школ № 3, 9, 18, 26, 30 и лицей при БФ ПГТУ - получили в областном департаменте образования необходимую для платного обучения лицензию. Перечень предлагаемых ученику, точнее его родителям, услуг большим разнообразием не отличается. Как правило, это подготовка будущих первоклассников и факультативные, то есть сверх программы занятия по предметам. Размер оплаты определяется самим учреждением в зависимости от расходов. Понятно, что львиную долю в этой плате составляет заработок учителя.

Подготовка малыша к школе обойдется его родителям в 100 ежемесячных рублей. Наверное, по этому поводу стоит задаться вопросом, зачем нужны детсадовские уроки, если уровень знаний дошколят, как правило, не дотягивает до школьных требований?

Факультативы стоят немного меньше – 80 рублей в месяц. И это гораздо дешевле, нежели нанимать ребенку репетитора. Здесь стоимость одного часа занятий колеблется в зависимости от спроса в пределах 150 – 30 рублей.

Деньги за обучение поступают на единый счет ГУОМ. При этом само управление от суммы платных услуг получает 5%.

Любовь Кондакова, главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГУОМ: «Наша бухгалтерия – это своеобразное казначейство. Деньги, поступающие за дополнительные образовательные услуги от родителей, заносятся на лицевые счета той или иной школы. И в любой момент директор школы, как распорядитель полученных денег, может узнать, сколько средств на счету его школы. Могу сказать, что те школы, где есть платные услуги, живут на порядок лучше остальных».

Попечительский совет – способ привлечь дополнительные для школы деньги, не получая дополнительной лицензии. Как правило, такие советы созданы в тех школах, где есть классы, специализированные на углубленном изучение какого-либо предмета. К примеру, экологии в школе №2 или математики в школе №5.

Родители в таких школах тоже ежемесячно переводят определенную сумму на счет ГУОМ. Только в данном случае, такие взносы называются не «платой за образовательные услуги», а «добровольными пожертвованиями на нужды школы». Кстати, управление образования от благотворительных взносов тоже получает 5%.

В общем, школы пытаются зарабатывать себе на жизнь. Пока цифры кажутся совершенно мизерными – 1,5% от суммы ежегодных бюджетных вложений. Видимо, не случайно начальник управления образования Сергей Борисов считает, что говорить всерьез о дополнительном доходе можно только в отношении школы №30. В этом учреждении, известном своей мощной компьютерной базой, деньги предпочитают зарабатывают не на «собственных», а на «чужих» учениках.
На вольные хлеба?

Если верить правительственным заявлениям, курс на коммерциализацию школы будет продолжаться и углубляться. А для этого в руках чиновников есть необходимые законодательные рычаги. Прежде всего – образовательные стандарты. Или - обязательные знания, которые педагог должен своим ученикам растолковать. Бесплатность такой услуги гарантирована государством. Но если снизить обязательный стандарт, с тем, чтобы увеличить долю дополнительного, а значит – платного, обучения? Какой родитель не станет лезть из кожи ради более-менее приличного образования для своего дитяти?

Развитие платных услуг в школе рано или поздно поставит вопрос об уровне независимости образовательного учреждения. Независимости от ГУОМ.

Первой школой, которая попыталась в свое время уйти от опеки ГУОМ, была школа №11. Объясняя причины, бывший директор школы Евгений Бынов сказал: «Известно - власть там, где деньги. А поскольку все они были в ГУОМ, то и власть была там же. Хотя, на самом деле чиновники от образования должны только контролировать нашу работу, и не вмешиваться в хозяйственную, финансовую деятельность школы. Именно поэтому мы пытались создать свою бухгалтерию. Уходили из ГУОМ с большим трудом, нам без конца чинили всякие козни. Оно и понятно, штат централизованной бухгалтерии насчитывает до ста человек. Всем жить хочется... Посмотрите на Пермь, там в каждой школе, в каждом детском саду есть свой бухгалтер. Спору нет, бухучет – наука сложная. Но, говорить, что школе это не под силу, наверное, не надо. Ведь пермяки живут и даже, по сравнению с нами - процветают».

Эксперимент в школе №11 длился не долго и закончился сразу после ухода Евгения Петровича на другую работу. По мнению некоторых школьных директоров Бынов погорячился. Поспешил. Потому что в условиях скудного бюджетного финансирования выживать легче вместе. Другие считают, что его не поддержали чиновники из управления образования. Мол, в таких случаях важна не только инициатива «снизу», но и помощь чиновников. Как это происходит, например, в Перми, где идею школьной самостоятельности насаждают «сверху». Говорят, весьма успешно.

По словам главного ГУОМовского бухгалтера Любовь Кондаковой, каждая школа вправе открыть собственный расчетный счет. Но кроме школы №2 такой возможностью никто не воспользовался. Что, по мнению бухгалтера ГУОМ, говорит только об одном - директора школы не хотят брать на себя дополнительную ответственность.

Алексей Ельцов, директор школы N 2: «Я думаю, образование – это такая же отрасль экономики, как, например, производство. Поэтому и развиваться она должна по экономическим законам».

Алексей Анатольевич, впрочем, известен своими либеральными взглядами на народное образование...

Алена КОЗЫРЕВА.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс